Рабочая программа по дисциплине Основы экономики,менеджмента и маркетинга
НОУ СПО
«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
__________ Белова Е.И.
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
наименование дисциплины
по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»
код, наименование
Ижевск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 675, укрупненная группа специальностей 2600000 «Технология продовольственных продуктов и товаров»
Организация-разработчик:
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»
Разработчик:
Бесогонова Елена Владимировна, преподаватель НОУ СПО «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»
рассмотрено
Предметной (цикловой)
комиссией _________________________________
Протокол №_____
от «____»__________20__г.
Председатель ЦК _________/__________________/
Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»
Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
15
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга »
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 675.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области общественного питания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП 07. Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития отрасли;
-роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-механизмы формирования заработной платы;
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
132
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
40
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
42
в том числе:
изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований
2
подготовка сообщений
24
подготовка презентаций
6
составление сравнительной таблицы по стилям управления в менеджменте
2
составления плана-схемы проведения контроля в предприятии общественного питания
2
изучения практических приемов снятия стресса
2
изучение процесса сегментации проводимого предприятиями общественного питания
2
изучение темы «Бренд в деятельности предприятий общественного питания»
2
Итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента, маркетинга»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы экономики
60
Тема 1.1.
Сущность экономики
Содержание учебного материала
6
1
Основные положения экономической теории. Принципы рыночной экономики. Современное состояние и перспективы развития отрасли.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История появления отрасли общественного питания.
-Интересные факты в истории развития общественного питания.
-Перспективы развития отрасли общественного питания.
4
Тема 1.2.
Хозяйствующие субъекты в рыночной экономике
Содержание учебного материала
10
1.
Роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Основные технико- экономические показатели деятельности организации.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
1. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: показателей эффективности использования основных средств.
2. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: показателей эффективности использования оборотных средств.
3. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: мощности кухни.
4. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: пропускной способности торгового зала.
5. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: издержек производства и обращения.
6. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: себестоимости продукции.
7.Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: плана товарооборота.
8. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: валового дохода и прибыли.
9. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: рентабельности.
18
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации «Предприятие общественного питания».
2. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Значение режима экономии издержек производства и обращении в предприятиях общественного питания.
-Пути снижения издержек производства и обращении в предприятиях общественного питания.
-Пути повышения эффективности использования основных и оборотных средств предприятий общественного питания.
-Пути повышения прибыльности и рентабельности в предприятиях общественного питания.
6
Тема 1.3.
Организация ценообразования и оплаты труда
Содержание учебного материала
6
1.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги). Механизмы формирования заработной платы.
Формы оплаты труда.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
10. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: расчет цены продукции(услуги).
11. Расчет основных технико- экономических показателей деятельности организации: расчет фонда оплаты труда.
12. Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации: расчет заработной платы.
6
Контрольные работы:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Виды цен.
-Методы ценообразования.
-Факторы, влияющие на установление цены продукта.
-Основные виды ценовой стратегии.
-Государственное регулирование системы оплаты труда.
- Пути совершенствования системы оплаты труда в предприятиях общественного питания.
4
Раздел 2
Основы менеджмента
36
Тема 2.1.
Менеджмент в управлении предприятиями общественного питания.
Содержание учебного материала
13
1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Стили управления, виды коммуникации. Принципы делового общения в коллективе. Управленческий цикл.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
13. Применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения: принятие управленческих решений в конкретных ситуациях.
14. Применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения: анализ конфликтных ситуаций в трудовом коллективе.
15. Применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения: составление плана переговоров.
16. Применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения: использование приемов аттракции при ведении переговоров.
8
Контрольные работы № 1 тестирование по разделу «Основы экономики»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка презентации по теме «Технология ведения переговоров».
2. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Современные технологии мотивации.
-Использование мирового опыта менеджмента в деятельности российских предприятий.
-Методы эффективного общения.
3.Составления плана-схемы проведения контроля в предприятии общественного питания.
4. Изучения практических приемов снятия стресса.
5.Составление сравнительной таблицы по стилям управления в менеджменте.
14
Раздел 3
Основы маркетинга
Тема 3.1
Значение маркетинга в деятельности предприятий общественного питания.
Содержание учебного материала
13
1.
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.
Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
17. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг: проведение маркетингового исследования методом наблюдения и опроса.
18. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг: анализ внешней и внутренней среды предприятия общественного питания.
19.Анализ ситуации на рынке товаров и услуг: выявление конкурентных преимуществ предприятия общественного питания.
20. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг: комплекса маркетинга в предприятии общественного питания.
8
Контрольные работы № 2 тестирование по разделу «Основы менеджмента»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение темы «Бренд в деятельности предприятий общественного питания».
2.Изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований.
3.Подготовка презентаций по итогам исследований.
4.Изучение процесса сегментации проводимого коммерческими предприятиями.
5. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История маркетинга в предприятиях общественного питания.
-Концепции маркетинга.
-Жизненный цикл товаров и услуг.
-Маркетинговые коммуникации в предприятиях общественного питания.
14
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
132
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),