Исследовательская работа по экологии на тему Загрязнение твердыми бытовыми отходами села Линда (улица Школьная и Дзержинского)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Линдовская средняя общеобразовательная школа
Загрязнение твердыми бытовыми отходами села Линда (улицы Школьная и Дзержинского)
Исследовательская работа по экологии
Выполнили: Терновая Юлия,
Морозова Лилия 10А класс
Руководитель: Гущина Наталья Викторовна –
учитель географии
Линда 2014-2015
Оглавление
I Введение
1.1. Актуальность темы _____________________________________ 3
1.2. Объект анализа ________________________________________ 3
1.3. Предмет анализа ________________________________________3
1.4. Цель работы ___________________________________________ 3
1.5. Задачи работы _________________________________________ 3
1.6. Методы исследования ___________________________________3
1.7. Гипотеза ______________________________________________3
II. Загрязнение бытовыми отходами с. Линда
2.1. Предисловие (экология – как наука) _______________________4
2.2. Загрязнение планеты бытовыми отходами __________________4
2.3. Село Линда – наша малая Родина _________________________8
2.4. Загрязнение села Линда бытовым мусором _________________9
2.5. Предпринимаемые меры для очистки территории села Линда 12
III. Выводы
3.1.Выводы ______________________________________________14
3.2. Приложение __________________________________________16
3.3. Литература ___________________________________________ 27
I Введение
1.1 Актуальность проблемы: бытовые отходы – это ненужные или потерявшие свою полезность предметы или вещества. Проблема утилизации бытового мусора становится проблемой общечеловеческой. Если мы хотим сохранить нашу планету для потомков красивой, удобной для жизни, здоровой экологически, а не в виде всемирной свалки, то за решение этих вопросов надо браться уже сейчас, объединяя усилия всех людей. Ведь было бы обидно задохнуться в собственном мусоре.
1.2. Объект анализа: придворовая территория улиц Школьная и Дзержинского села Линда.
1.3. Предмет анализа - загрязненность бытовыми отходами придворовой территории улиц Школьная и Дзержинского с. Линда.
1.4 . Цель работы: определить загрязнённость бытовым мусором придворовой территории улиц Школьная и Дзержинского с. Линда.
1.5. Задачи работы:
1. Изучить проблему загрязнения мусором окружающей среды из различных источников.
2. Провести обследование определённых участков придворовой территории и выявить степень их загрязнённости бытовыми отходами, сформулировать и зафиксировать результаты исследований и сделать вывод.
3. Разработать рекомендации для жителей села на основе полученных данных.
1.6. Методы исследования: наблюдение, анализ и синтез, сравнение данных исследований о загрязнении села Линда бытовыми отходами, анализ собранного материала.
1.7. Гипотиза: «Природу надо беречь, она нам не простит такого к ней отношения».
II. Загрязнение бытовыми отходами с. Линда
2.1. Предисловие. Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
2.2 Загрязнение планеты твердыми отходами.
Изучая литературу по проблеме загрязнения планеты бытовыми отходами, мы выяснили, что экологическая проблема имеет несколько уровней: глобальная экология (экология всей земли, отдельно взятой станы) и локальная экология (экология того населенного пункта в котором мы живем).
Глобальная экология. На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.
Одной из наиболее острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение окружающей природной среды бытовыми отходами.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) — товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму.
(фото 1)
На каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642м).
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
-увеличение количества упаковки;
-повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Подобное наблюдается и у нас в России. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда не входят ни строительные, ни промышленные отходы. Причём мы выбрасываем мусор как организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), так и неорганизованно (куда попало). Если весь мусор, выброшенный за год жителями Москвы, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя была бы около 10 см. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать.
Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор. Пока человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора:
организация свалок
вторичное использование отходов
сжигание отходов (фото 2, 3,4)
Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.
Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло – должно находиться отдельно. Рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно, поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные вёдра для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и т. д. Такой подход приживается в деревнях, но в городах подобные идеи внедрить трудно. Хотя в некоторых зарубежных странах на улицах уже появились отдельные контейнеры для разных типов мусора. Раздельный сбор разных категорий отходов определяет эффективность и стоимость утилизации отдельных компонентов. Наиболее неудобны для утилизации смешанные отходы, содержащие смесь биоразлагаемых влажных пищевых отходов, пластмасс, металлов, стекла и пр. компоненты (фото 5).
Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и потребителей продуктов его переработки много, то и заводов, способных перерабатывать отходы такого типа, можно понастроить много. И для этого нужно будет отдельно собирать каждый вид мусора, доставлять на множество заводов, потратив при этом бензин – тоже недёшево и невозобновляемое сырьё, выделяющее при сгорании токсичные вещества.
Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартное. Каждая новая партия мусора, поступившая на переработку, будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Поэтому мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Таким образом, столь привлекательная, на первый взгляд, идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения. Исключение составляют пищевые и растительные отходы на садовых участках и в деревенских домах, которые компостируют, получая полезное удобрение. Поэтому мусор приходится либо вывозить на свалки, либо сжигать.
Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но при этом недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остаётся мусором. Свалки вокруг городов занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы, которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения способны самовоспламенятся, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, бензапирен и прочие ядовитые вещества.
Чтобы высвободить огромные площади, занимаемые свалками, возникла идея сжигания мусора: он должен превратиться в газообразные продукты, которые развеялись бы в воздухе и включились в естественный круговорот. Однако действительность отличается от идеи.
Во-первых, далеко не весь мусор горит. В частности, железо, содержащееся, например, в сломанных бытовых приборах. Многие горючие отходы при сгорании дают золу, масса которой может составлять несколько процентов от массы исходного мусора. Поэтому все шлаки, которые остаются после сгорания, всё равно приходится вывозить на свалки.
Во-вторых, мусор содержит много влаги и трудносгораемых материалов, поэтому горит плохо. Неполное сгорание мусора приводит к выбросу огромного количества сажи и вредных органических соединений.
2.3. Данная проблема затронула и село, в котором мы живем.
Село Линда – наша малая родина, одно из множества сел, нашей необъятной Родины. Ли́нда — село в Борском районе Нижегородской области России, расположенное вблизи реки с одноимённым названием, находится в 40 км от областного центра - Нижнего Новгорода. Административный центр Линдовского сельсовета. Существует несколько версий происхождения название реки, а соответственно и села. 1) от индоевропейского - линдан – «долина», 2) от марийского – илемде –«нежилая», 3) от эстонского linda – птица. (фото 6)
Линда – красивое село в любое время года. Заснеженной зимой, когда деревья покрываются инеем. Поздней весной, когда зацветают яблони, боярышник и черемуха. Летом, кода все село покрыто зеленью или осенью, когда деревья раскрашиваются в разные цвета (фото 7,8,9). Но есть в году время, когда наше село выглядит неприглядно. Обычно это апрель месяц, но в этом 2014 году снег сошел рано еще в апреле месяце. И из-под снега появились груды бытового мусора.
2.4. Время конец марта – начало апреля, а также конец лета 2014 года. Мы обследовали несколько придворовых территорий по улицам Школьной и Дзержинского, провели визуальное наблюдение, ряд исследований, провели анкетирование и попытались найти пути решения, чтобы наш поселок меньше загрязнялся бытовым мусором.
Маршрут наших наблюдений пролегал от территории бывшей водонапорной башни, через дом№6, клуб «Старт», далее по улице Школьной до территории ДКС. Мы увидели как отдельно валяющийся мусор, так и целые свалки мусора. Что там только не было и стеклянные и пластиковые бутылки, и пакеты разного калибра, фантики, тряпье и даже памперсы (фото 10,11,12,13,14).
Для исследования степенью загрязненности мы выбрали три участка. Участок №1 – территория бывшей водонапорной башни (самый загрязненный участок).
Участок №2 – территория под балконами дома №6.
Участок №3 – территория «Воскресной школы», клуба «Старт» и «Школы искусств».
Территория Участок №1 Участок №2 Участок №3
Площадь, исследуемого участка 25 кв.м. 1кв.м. 25кв.м.
Преобладающий мусор Бытовой мусор в полном ассортименте Окурки Мусор практически отсутствовал
Количество собранного мусора 5 шестидесяти- литровых пакетов 260 окурков Несколько фантиков от конфет
Участок №1 находится за гаражами, и там часто собираются разные компании, которые не убирают за собой мусор. Так же этот участок находится недалеко от мусорных контейнеров, и некоторые не совсем сознательные жители не доносят мусор. И, в-третьих, пакеты с мусором часто растаскивают беспризорные собаки (фото 15,16).
Участок №2 находится под балконами 3 подъезда, и курящие жители дома не считают зазорным бросить окурок с балкона (фото 17).
Самый чистый участок №3. там регулярно убирают территорию работники клуба «Старт», в том числе Еремеева Антонина Ивановна (фото 18)
Известно, что время разложения различных бытовых отходов различается во времени:
Виды мусора Сроки разложения
Пищевые отходы От 10дней до 1 месяца
Газета От 1 месяца до 1 года
Шерстяной носок До 1-5 лет
Коробка из-под молока До 5 лет
Окурок До 10-12 лет
Кожаный ботинок 25-40 лет
Фольга До 100 лет
Жестяная банка До 90 лет
Резиновые покрышки Более 100 лет
Пластиковые бутылки Более 450 лет
Полиэтиленовая пленка Более 200 лет
Памперсы До 500 лет
Стекло Более 1000лет
Теперь можно представить, что если жители нашего села будут продолжать так же выбрасывать мусор куда попало, и если его не убирать, то через несколько лет нам придется передвигаться по улицам на ходулях, как в средневековых городах на ходулях.
Так же нами был проведен социологический опрос среди учащихся 9 классов школы. Всего было опрошено 32 ученика.
Результаты опроса:
Вопрос Количество ответивших
1. Я съел конфету, а фантик А бросил на землю 1
Б положил в карман, сумку 18
В бросил в урну 13
2 Я подбираю мусор, который упал мимо урны А всегда 3
Б иногда 18
В никогда 11
3
Я делаю замечания тем, кто бросает мусор мимо урны А всегда 3
Б иногда 12
В никогда 11
4 Количество человек в семье (среднее) 3,2
5 Среднее количество пакетов мусора, выбрасываемое в неделю на семью 4
6 Мы сортируем мусор А всегда 2
Б иногда 1
В никогда 29
7 Мы пользуемся контейнерами для сбора бутылок А всегда 2
Б иногда 8
В никогда 18
8 Я участвую в субботниках А всегда 24
Б иногда 7
В никогда 1
Анкетирование показало, что на землю фантики от конфет бросает только 1 ученик, при этом 11 учеников, если бросили фантик в урну и промахнулись, оставляют его лежать на земле. Только 15 учеников иногда, когда дежурят в школе, делают замечания тем, кто бросает мусор мимо урны. В среднем на человека приходится по 1 пакету мусора в неделю. Если предположить, что один пакет в среднем весит 3 кг, то в год на каждого жителя придется 144 кг мусора, а в Линде проживает примерно 5000 человек, то получается, что в год мы выбрасываем 720 т мусора, и это не считая генеральных уборок.
Большинство семей мусор не сортируют, потому что не видят в этом необходимости, все равно весь мусор окажется в одном контейнере. В субботниках участвуют все учащиеся, кроме одного.
2.5. Но мы не можем сказать, что ничего не делается, для того что бы село было чище. На территории улиц Школьная и Дзержинского есть шесть огороженных территорий с контейнерами (всего 12 контейнеров для мусора, фото 19). Правда, нужно сказать, что территория в районе дома №6 огорожена только с двух сторон, сто способствует раздуванию мусора ветром или растаскиванию беспризорными животными. И контейнеров явно не хватает, потому что мусор вывозят раз в два дня, и контейнеры часто переполнены, жители складируют мусор рядом. Поэтому работникам, которые следят за этой территорией, каждый день приходится перелопачивать груды мусора, чтобы поместить их в контейнеры.
Работают шесть дворников, и большинство из них работают добросовестно. По утрам после уборки во дворах чисто. (Хотелось бы отметить хорошую работу дворника Киселевой Анны Ивановны). Но опять, же к вечеру территория выглядит неприглядно, потому что жители бросают мусор, где попало. Хотя у каждого подъезда есть емкости для мусора.
Кроме того среди учащихся 7 классов была проведена беседа о загрязнении села бытовыми отходами (фото 20). Им были розданы листовки со следующим содержанием (смотри приложение)
Учащиеся листовки расклеили по селу.
Проходят ежегодные субботники по уборке территории. В субботниках участвуют так же учащиеся нашей школы. Из анкетирования видно, что в субботниках участвуют почти 100% учащихся (фото 21)
III Выводы
3.1. Выводы. Работая над исследовательской работой «Загрязненность бытовыми отходами придворовой территории улиц Школьная и Дзержинского с. Линда», что данная проблема существует как в глобальном (планетарном), так и в локальном (для нашего села) масштабе. Мы отметили, что особенно территория села Линда загрязнена в весенний период после схода снега. Проведя наблюдения и исследования, мы отметили причины загрязнения и меры которые предпринимаются, чтобы устранить эти проблемы. Мы выяснили, что одна из главных причин загрязнения нашего села – это недобросовестное отношение к окружению самих жителей поселка. Поэтому мы разработали несколько рекомендаций для жителей и в летний период провели несколько бесед с жителями.
Рекомендации жителям поселка:
Дома мусор упаковывайте в пакеты, чтобы ветер не разносил отходы.
По возможности отсортировывайте пластиковую и стеклянную тару.
Мусор выбрасывайте только в отведенные для этого места.
Находясь на улице, не бросайте мелкий мусор на землю.
Живешь в селе, будь его хозяином.
В конце лета мы снова осмотрели обследуемые нами участки и увидели:
На самом грязном участке мусора нет, его отдали под строительство гаражей (фото 22).
На участке №2 под балконами нет почти окурков. Значит, жители дома стали понимать, какой вред они могут нанести окружающей среде (фото 23)
А на участке №3 вовсю цветут цветы на клумбах (фото 24)
Кроме того мы заметили, что в поселке стало больше цветников (фото 25,26).
В дальнейшем предполагаем, продолжить изучение данной темы. Использовать не только собранные нами данные, но и сотрудничать со службой ЖКХ Линдовского сельсовета.
3.2. Приложение:
Фото 1 Бытовой мусор
Фото 2 Свалка
Фото 3 Сжигание мусора
Фото 4 Переработка бытовых отходов
Фото5 Сортирование мусора
Фото 6 Линдовский вокзал
Фото 7 Улица Школьная
Фото 8 Улица Школьная 6
Фото 9 Детский сад «Солнышко»
Фото 10 Мусор в контейнере и рядом
Фото 11 Территория бывшей водонапорной башни
Фото 12 Емкость для мусора
Фото 13 А рядом детский сад
Фото 14 Около ДКС
Фото 15 Участок №1
Фото 16 Собранный мусор
Фото 17 Участок №2
Фото 18 Участок №3
Фото 19 Контейнер для мусора
Фото 20 Беседа в 7б
Фото 21 Субботник
Фото 22 Участок №1
Фото 23 Участок №2
Фото 24 Участок №3
Фото25 Улица Школьная. Цветники.
Фото26 Улица Школьная. Цветники.
Анкета
Вопрос Количество ответивших
1. Я съел конфету, а фантик А бросил на землю 1
Б положил в карман, сумку 18
В бросил в урну 13
2 Я подбираю мусор, который упал мимо урны А всегда 3
Б иногда 18
В никогда 11
3
Я делаю замечания тем, кто бросает мусор мимо урны А всегда 3
Б иногда 12
В никогда 11
4 Количество человек в семье (среднее) 3,2
5 Среднее количество пакетов мусора, выбрасываемое в неделю на семью 4
6 Мы сортируем мусор А всегда 2
Б иногда 1
В никогда 29
7 Мы пользуемся контейнерами для сбора бутылок А всегда 2
Б иногда 8
В никогда 18
8 Я участвую в субботниках А всегда 24
Б иногда 7
В никогда 1
Листовка
«Живешь в селе, будь его хозяином!»;
Виды мусора Сроки разложения
Пищевые отходы От 10 дней до 1 месяца
Газетная бумага От 1 месяца до 1 года
Картонные коробки До 1 года
Бумага 2 года
Доски деревянные До 10 лет
Окурок До 10 лет
Железные банки До 10 лет
Старая обувь До 10 лет
Обломки кирпича, бетона До 100 лет
Автоаккумуляторы До 100 лет
Фольга До 100 лет
Жестяная банка До 90 лет
Электрические батарейки До 100 лет
Резиновые покрышки Более 100 лет
Пластиковые бутылки Более 100 лет
Полиэтиленовая пленка 200 лет
Алюминиевые банки 500 лет
Стекло Более 1000 лет
3.3 Литература
1. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-38368.html2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%EB%EE%E3%E8%FF3. http://government-nnov.ru/?id=25124. http://www.solidwaste.ru/dict/dictionary.html?termin=5355. http://www.intline.ru/projects/ecology/EcolRus-r.htm 6. https://www.google.ru/search?
7. Учебник: И.М. Швец, Н. А. Добрынина «Экология. Биосфера и человечество» М. «Вентана-Граф» - 2010г.