Статья классного руководителя на тему Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №6
Свиридова Н.М., учитель начальных классов
Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся.
Поступление в школу ребенка знаменует не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень, но и возникновение новых условий для личностного роста. Основой формирования личности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Содержание деятельности уч-ся начальных классов  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
 Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении   метапредметных, а особенно личностных -  ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
   Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и родителями, представителями различных организаций, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной   среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В моём классе сформировалась следующая  модель внеурочной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление:
Проведение внеклассных мероприятий по предметам
Конкурсы чтецов
Предметные олимпиады
Международные конкурсы («Русский медвежонок»)
Познавательные игры, конкурсы,
Объединение дополнительного образования «Умники и умницы», «Познавашки», «Занимательная грамматика», «Зелёный мир».
Творческое направление: 
проведения праздников,
разнообразных викторин и конкурсов,
акций,
творческих мастерских – «Бумагопластика»,
организация проектной деятельности
совместная творческая деятельность (родители + дети).
Центры внешкольной работы: спортивная школа, ДДТ, СЮТ.
Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая её коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Спортивно-оздоровительное направление:
проведение спортивных соревнований и игр, Веселые старты,
тренировки в спортивных секциях
объединение «Светофорик».
Туристско- краеведческая деятельность:
экскурсии
туристические поездки
краеведческий кружок
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, почетных кубков по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания: «За лучшую успеваемость», «За примерное поведение», «Ученик года», «Супердежурный». Активные родители отмечаются грамотами и благодарностями. Все достижения детей в различных областях деятельности накапливаются в портфолио.
Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметные и метапредметные результаты. Такая организация внеурочной деятельности школьников позволяет решить одну из главных педагогических задач - воспитание социально адаптированной личности, действующей в интересах общества, создать среду для реализации интересов и потребностей учащихся, активизировать их социокультурный опыт.