Статья на тему Технология развития критического мышления обучающихся
«Технология развития критического мышления обучающихся»
Школа и жизнь - эти два понятия и системы неразрывно связанны между собой на протяжении всего их существования. Жизнь ставит задачи, определяет цели, требует решений, а школа через обучение даёт образование, т.е. ту систему знаний, умений и навыков, при помощи которых человек будет осуществлять эти решения и воплощать их в жизнь.
Сегодняшняя жизнь- это пространство с быстро меняющимися условиями, активно расширяющимися горизонтами познаний и многочисленными открытиями, которые требуют освоения и применения в жизни.
А для этого требуется человек - активный, творчески мыслящий, умеющий быстро адаптироваться в окружающей действительности, воспринимать новое, соответствовать ему в своей деятельности.
Как успеть за всем этим, справиться, удержаться на плаву и двигаться вперёд, если всё, что ты знал вчера - верно, но оно «обросло» новыми аспектами, по- новому применяется, постоянно совершенствуется.
Другими словами, человек должен и хочет быть успешным, идти в ногу со временем, сделать карьеру, обеспечить себе настоящее и будущее.
Какова же в этом роль школы, образования?
Ответ сложен и прост одновременно: дать «инструмент», при помощи которого человек справиться с поставленной задачей. Мало дать просто набор знаний и выработать умения и навыки по их осмыслению и восприятию, важно формировать навыки самостоятельного добывания, осмысления, расширения этих знаний, т.е. уметь пополнять знания, полученные как основу в свете новых открытий, возможностей применения, способах воплощения.
Для решения этой задачи используются многие методики. Одна из них, которую мы активно используем в нашей школе - это технология развития критического мышления в процессе образования и воспитания учащихся.
Над этой темой наша школа работает в течение трёх лет. Верные своей традиции - идти в ногу со временем - учителя нашей школы прошли курс обучения методике «Технология развития критического мышления» на базе института переподготовки и повышения квалификации работников образования при РГПУ им. А.И.Герцена. Были проведены ряд теоретических и практических семинаров по теме критического мышления методическими объединениями школы, а также даны серии открытых уроков по этой методике учителями различных образовательных циклов: гуманитарного, естественно - научного, математики и физики. Используются эти приёмы и при проведении воспитательной работы, классных часов.
Чем интересна эта методика, и какие возможности она открывает?
Она даёт возможность формировать у учащихся те умения и навыки, которые должны помочь их самореализации в жизни и обеспечить им конкурентноспособность. Иными словами, расширяет спектр видов деятельности учащихся на уроке, вырабатывает необходимость самостоятельного добывания знаний, формирует у школьников умения и навыки исследовательской деятельности. Эта методика вбирает в себя многие важные и нужные моменты в образовательном процессе: личностно- ориентированный подход в образовании и воспитании, интеллектуальное развитие школьников, развитие творческих умений и навыков. В рамках этих методических тем работал наш педагогический коллектив в предыдущие годы, т.к. в 90-ые XX века целью воспитания и образования провозглашалось формирование всесторонне развитой гармонической личности, затем появилось понятие конкурентности, потом формирование и развитие личностных качеств, способствующих самореализации. Важные, нужные качества будущих хозяев страны и достойных её представителей.
Это в идеале, но мы работаем в конкретной ситуации и с конкретными учащимися, которые в большинстве своём всё- таки инфантильны, мало читают, часто не имеют ярко выраженного интереса к большинству предметов и дисциплин, преподаваемых в школе, а ещё ленивы, а ещё и со слабым здоровьем и т.д. и т.п.
Что же делать? Искать точки соприкосновения, виды сотрудничества, поиски решений. Технология критического мышления позволяет найти эти некоторые точки соприкосновения. Начиная с начала урока, так называемой стадии вызова. Здесь можно включить эмоциональную или интеллектуальную разминку, отсроченную отгадку, оригинальную мысль и т.п.
Например, до сих пор прекрасно «работает» пример Л.В.Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Удивление- хихиканье- тишина- поиск ответа. А ещё «игра» учителя: «Здесь же всё понятно!» «Неужели не знаете?» Дети начинают думать, искать значение фразы, ищут самостоятельные и служебные части речи, объясняют, по каким признакам они их определили. Главное заинтересовать, удивить, побудить к поиску. Это ещё и запоминается надолго. Здесь уместны цифры, факты, удивительные открытия, алогизмы и т.д.
Например: Что такое эгоизм? Может ли он быть разумным? Это всегда побуждает учащихся мыслить, делать открытия, обращаться к справочникам, тексту Чернышевского «Что делать». Что и требовалось.
Есть в технологии критического мышления такой приём, который называется «Зигзаг». Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим. Это позволяет активизировать уже имеющиеся знания путём их демонстрации себе и партнёрам и выводит полученные знания на уровень осознания.
А с практической точки зрения позволяет изучить и систематизировать большой по объёму материал, что очень кстати при большом наборе материала и малом количестве часов, которые отведены на его изучение.
Работа же в группах повышает ответственность каждого за результат освоения материала. Равнодушных не остаётся, каждый чувствует ответственность, а значит он внимателен и активен, т.е. получает, усваивает и передаёт информацию. А ещё практически каждый выступает в роли информатора - а это значит, и речь развивается.
Учащиеся очень требовательны друг к другу. Ты должен мне объяснить, чтобы я знал и не подвёл других.
Одна из задач современной школы - обучение демократичным и гуманистическим принципам деятельности.
В технологии критического мышления есть потрясающие приёмы - дискуссия (обычная и перекрестная), которые помогают решать эту задачу.
Она активно используется в процессе работы в нашей школе. С одной стороны это диалоги с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, переосмысливают ранее полученные знания, расширяют представление о важных вопросах по обозначенной теме. В результате учебной дискуссии развивается критическое и рефлексивное мышление, расширяются границы восприятия. С другой стороны, в диалоге с партнёрами вырабатывается такая очень важная вещь- внимание к чужому мнению, корректность в собственных высказываниях, терпимость к другой точке зрения. Ребёнок обретает важный поведенческий опыт.
Это прекрасные приёмы, которые вырабатывают важные умения для современной жизни. Ведь дети очень категоричны в своих оценках, нетерпимы к иному мнению.
Но в жизни мало однозначных ответов, есть противоречия, которые взаимно дополняют друг друга. Подобно великому изречению М.А.Булгакова: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?..»
И здесь вырабатывается способность видеть, слышать, принимать информацию, уважать чужое мнение, отстаивать своё, выяснять смысл вещей, формировать сильную личность, демократический стиль поведения.
Технология критического мышления формирует у ребёнка осознанное отношение ко всему. Такого человека труднее подчинить чужому влиянию, он мыслит, прежде чем принять решение, он ищет выходы, сопоставляет, делает выводы. Он более устойчив в жизни. А соблазнов и обманов в нашей жизни хватает.
Например, рекламасигарет, где красивый, атлетически сложенный человек с сигаретой в руках на фоне прекрасной природы и т.п. И надпись: «Курение вредит вашему здоровью!» Какую информацию черпает человек? Один считает: кто курит сигареты такой- то марки - крутой, яркий, успешный и т.п. Другой - зачем курить, если ты можешь оставаться молодым, красивым, успешным, наслаждаться красотой жизни, природы, а не сокращать свою жизнь таким образом. Но для этого должно быть сформировано осознанное отношение к тому, что вижу, знаю, понимаю. Я знаю, что курение – плохо, вижу - жизнь может быть прекрасна, понимаю - не стоит курить, чтобы не портить себе и другим жизнь. Вот это и есть один из результатов критического мышления:
Что знаю?
Как понимаю?
Какие делаю выводы?
А как может быть ещё?
Результаты стоят усилий – побуждается активность, т.к. ребёнок хочет быть информированным, поэтому обращается к различным источникам, оригинальным и убедительным, а главное – мыслящим.
Ещё в технологии критического мышления есть важный момент – акцент на исследовательскую деятельность. Это прекрасный процесс, который помогает осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся, повышает темп урока, стимулирует мыслительную деятельность.
Главное не забывать умело направлять этот процесс: Почему? А как? и т.д. Почему ты сделал такой вывод? Как ты нашёл ответ? Почему это использовал? Это можно использовать на любых уроках, а особенно на предметах гуманитарного цикла.
Известно, что любая информация быстро пополняется новыми открытиями, опытом. Важно приучить детей к необходимости находить эти знания, расширять своё знаю – не знаю – что нового узнал?
Например, при повторении темы «Лексика» в старших классах можно предложить небольшие исследования: найти в периодической печати примеры использования современной бизнес – лексики или использование иноязычных слов в публицистике и т.п. Это помогает оживить повторение темы, дополнить необходимыми практическими сведениями, повышает интерес, расширяет кругозор, приближает к современной жизни. Это одна из возможностей показать на практике возможность дополнять знания, расширять их и применять на практике.
Важно, чтобы, отправляясь в дорогу, человек мог захватить небольшой багаж знаний и умений, а самое главное, умел при необходимости его пополнять во время жизненного пути, критически, разумно выбирать нужное и использовать во благо себе и другим, т.е. был успешным, конкурентоспособным, самодостаточным, гуманным, демократичным, счастливым.
Милостью Божьей мне даровано
Умение принять то, что я не в силах изменить,
Мужество изменить то, что я могу,
И мудрость увидеть разницу между ними.
Рейнольд Нибир.
Вот эту мудрость и поможет обрести обучение с применением технологии развития критического мышления.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15