ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» с учетом национальной программы «Наша новая школа» общеобразовательная школа обязана играть роль формирования новейшей системы универсальных знаний, знаний, навыков и умений, а еще приобрести опыт самостоятельной деятельности и субъективной ответственности обучающихся, другими словами – актуальные ключевые компетентности.
Деятельностный подход в сфере образования имеет содержание стратегической цели, которая заключается в направлении развития всех составляющих системы обучения, а также имеет практико-ориентированное направление в процессе обучения с целью формирования у учеников ключевых компетентностей с точки зрения универсальных способов учебной и социальной деятельности, что является новейшей идеологией сущности образования, которая акцентирует результат обучения, обозначает возможности ребенка вести себя адекватно в разнообразных жизненных ситуациях. Любая ключевая компетентность представляет собой совокупность умений и знаний, которые имеют отношение к определенному аспекту практической деятельности, в которую в той или другой степени включена каждая личность.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Установлено, что знания, умения, полученные в школе, оказываются невостребованными в жизни. В русле деятельностного подхода предполагается максимально разгрузить до предметное ядро содержания образования от знаний «про запас», переориентировать содержание на востребованные в жизни практико-ориентированные умения и универсальные виды деятельности.
Школа должна ориентироваться на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, формировать и развивать ключевые компетентности обучающихся.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление - в работах В.В. Афанасьева, А.В. Белошистой, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и других.
На современном этапе формирование познавательных УУД рассматривают такие ученые: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и другие.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы.
В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировать свои выводы.
Проблема формирования познавательных УУД в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике, но механизмы проработаны не достаточно. Основной способ решения данной проблемы – поэтапное формирование познавательных УУД. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который может организовать работу с обучающими средствами, направленными на формирование познавательных УУД средствами проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность использования проектной деятельности младших школьников для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность» и «познавательные универсальные учебные действия».
3. Определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности младших школьников.
4. Подобрать и апробировать занятия для формирования познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать проектную деятельность.
Для решения поставленных задач и проверки результатов исследования применялись следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
- организация целенаправленной экспериментальной работы;
- изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, для решения частных исследовательских задач, также наблюдение, беседы, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.
Указанные методы используются в определённой системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.
Работа проводилась в три этапа:
- теоретический – изучение и анализ литературы по проблеме, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы;
- экспериментальный – проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
- обобщающий – анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы .
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатом опытной работы.
Апробация и внедрение результатов проводилось через выступление на совместном методическом объединении учителей начальных классов, автором в практической педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках.