Презентация по биологии на тему Целеполагание — как обязательный компонент урока ФГОС


Тема: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА ПО ФГОС. Универсальные учебные действия (УУД)– способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока:Личностные.Регулятивные.Познавательные.Коммуникативные. В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. В блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:ЦелеполаганиеПланирование действийКонтрольКоррекцияЭлементы волевой саморегуляцииОценкаСоставление плана и последовательности действий. В блоке познавательных УУД  выделяют: Общеучебные действияЛогические действияДействия постановки и решения проблем Составление тематических синквейновтекст синквейнов состоит из пяти строк и 11 слов:1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка–2 прилагательных (описание темы)3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме  Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, что попал не туда»  Марк Твен Цель:1) предвосхищаемый результат деятельности;2) предметная проекция будущего;3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Этапы введения обучающихся в процедуру образовательного целеполагания: диагностика целей обучающихся; анализ и систематизация полученных данных; конструирование индивидуальных технологических линий обучения и общей технологической линии педагога. Этап диагностики ученических целей проводится с помощью:устного собеседования;письменного анкетирования; тестирования; наблюдений; экспертных опросов и др. Данные по доминирующим направлениям целеполагания.1, 4, 12 свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучения; 2, 7, 13 – о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 10 – о методологических приоритетах деятельности;9, 14 – о самоорганизации;11 - оргдеятельностные. Группы целей обучающихся:личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме; креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности ; умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий. получить систематизированные сведения о …» или «формировать у детей биологическое мышление»«разработать собственные версии происхождения …» или «перечислить исторические события в жизни… и аргументировать историчность» Варианты постановки обучающей цели урока:1- дать понятие о …, воспитать, развивать, показать, закрепить, сравнить и т. д. 2– через изучаемое содержание: например изучить закон … и т. д.3. через деятельность учеников : написать сочинение, выполнить упражнение, нарисовать рисунок и т. д.  Как происходит постановка целей урока?В планируемом для изучения учебном материале определяются учебные элементы – понятия, факты, явления и т. д. Их перечень задаётся учебной программой.- По каждому учебному элементу определяются действия, которыми обучающиеся могут овладеть к концу урока. При этом предполагается разноуровневое представление целей - действий, когда на каждом из уровней для обозначения действий применяются соответствующие глаголы: Для обозначения действий: узнавание (различают, узнают, называют),запоминание (воспроизводят, дают понятия, перечисляют),понимание (приводят примеры, поясняют смысл),применение по образцу (вычисляют, доказывают, решают),перенос ( применяют правило или алгоритм в изменённой ситуации). «Обучающая цель урока: к окончанию урока обучающиеся будут уметь …». Или: «Владение обучающимися следующими умениями». Далее эти умения перечисляются. Формулировка развивающих задач урока:- создать условия для совершенствования таких общеучебных умений и навыков, как умение выделять главное, как умение составлять простой план параграфа или текста;- совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой, навыки анализа;- сформировать (продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки ( планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с книгой и т.д.);- способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. Формулировка воспитательных задач урока:- содействовать воспитанию следующих нравственных качеств обучающихся…, уделив внимание воспитанию коллективизма, активной жизненной позиции и т.д.;- содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации обучающихся;- содействовать воспитанию культуры общения через ситуации «ученик - ученик». Для актуализации потребностей обучающихся в целеполагании могут организовываться различные ситуации. 1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.(изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).2. Работа над понятием.3. Подводящий диалог.4. Создание проблемных ситуаций5. Постановка целей через показ конечных результатов6.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 7.Дополнение реальной ситуации фантастикой 8. Прием «Разрешение парадоксов»Тема «Значение физических упражнений для развития опорно-двигательной системы»«Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов)«Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8). Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Правила целеполагания1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет. 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.