Урок русской словесности на тему Басня как эпический жанр литературы (5 класс)
Разработка урока по русской словесности в 5 классе
Тема БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ
Цели: 1.учащиеся будут знать о басне как эпическом жанре литературы, его особенностях, о его развитии, ярких представителях;
2.будут уметь выразительно читать басни, определять их мораль, самостоятельно работать с учебником; 3.будут проявлять интерес к басне, будут воспринимать ее нравственность, поучительность.
Тип урока: урок формирования новых знаний
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Просмотр видеоролика (притча).
– Что такое притча? Чему она учит?
- Какой жанр литературы тоже поучает читателя? (Басня)
- О чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Какие цели поставим перед собой, что будем делать на уроке?
Прежде чем перейти к новой теме, давайте повторим основные жанры фольклора.
III. Повторение
Найти соответствия между жанром фольклора и произведением (1 и 2 варианты).
Найди соответствия
Вариант 1.
Жанр устного народного творчества Название или текст произведения
1. Былина А. «Кот и лиса»
2. Пословица Б. «Царевна - лягушка»
3. Песня В. На всякое семя – своё время.
4. Волшебная сказка Г. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
5. Поговорка Д.«Во поле берёза стояла…»
6. Сказка о животных Е. Как снег на голову
7. Загадка Ж. «Вольга и Микула»
Вариант 2.
Жанр устного народного творчества Название или текст произведения
1. Волшебная сказка А. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
2. Песня Б. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Сказка о животных В. Семь пятниц на неделе.
4. Поговорка Г. Ходит без ног, рукава без рук, уста без речи.
5. Загадка Д. «Теремок»
6. Пословица Е. «Ой вы, сени, мои сени…»
7. Былина Ж. «Василиса Прекрасная»
Взаимопроверка по ключу.
IV. Изучение темы урока
1. Самостоятельная работа с учебником
2.Постановка проблемного вопроса: к какому роду относится басня? К какому жанру фольклора она ближе? (ответы учащихся)
− Назовите обязательный элемент басни.(мораль) Что такое мораль?
3.Слово учителя об истории басни и особенностях жанра.
Особое место в становлении и развитии жанра басни принадлежит Древней Греции. (слайд 4)Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом. Это притча о соловье и ястребе.(слайд 5)
Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. (слайд 6) В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.). (слайд 7), который продолжил традиции Эзопа.
В 1 веке римский поэт Федр (слайд 8) переложил басни Эзопа в стихотворную форму на латинский язык.
В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) (слайд 9) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). (слайд 10) Как и Эзоп, он пишет басни прозой. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. (слайд 11) Разделив своим учением «о трех штилях» литературу на три стилистические группы, М.В.Ломоносов отнес басню к тем жанрам, которые пишутся третьим, «низким» штилем, где употребляются «простонародные низкие слова».
В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). (слайд 12) Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". В это же время писали басни Хемницер И.И., Дмитриев И.И.(слайд 13)
Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.(слайд 14)
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю.
Разминка. Инсценировка басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
Следует выделить такие особенности басни: (слайд 15)а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.4.Беседа с учащимися
-Какие басни Крылова вам знакомы? Кто является героями басен?
-Что такое аллегория?
5.Выполнение задания учащимися. Выбрать правильный ответ: аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные?
Лев-Волк-
Заяц- Ягненок-
Свинья-Лиса-
Муравей-Осел-
Стрекоза- Ворона
Слова для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.V.Рефлексия(слайд 17)
1.На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок показался мне
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока для меня был активно, пассивно
доволен, недоволен
коротким, длинным
не устал, устал
стало лучше, стало хуже
понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
VI. Итоги урока
Оценивание учащихся
VII.Домашнее задание
Читать выразительно басни Крылова