Формирование коммуникативных способностей в творческом пространстве Студии детского вокала Оранжевое настроение


«Научиться познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, научиться жить»
(Ж.Делор) .Здравствуйте, дорогие коллеги! Тема моего выступления звучит так: «Формирование ключевых компетенций в творческом процессе «Студии детского вокала «Оранжевое настроение»» И в начале своего выступления, хочу обратить Ваше внимание на эпиграф!
(читаю эпиграф)
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для корректировки возникающих ситуаций. В этом случае внимание обращается на воспитание личности, умеющей самостоятельно приобретать и применять знания, четко планировать действия, быть открытыми для сотрудничества, умело работать в группах.
Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационных требованиях к специалистам в системе последипломного образования.
А в 1996г. Совет Европы ввел понятие «ключевые компетенции» в документы по вопросам образования, который в понятие «ключевые компетенции» включил: знание и понимание (способность знать и понимать), знание - как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание - как быть (ценности как неотъемлемой части способа восприятия и жизни с другими в социуме).
Ключевые компетенции, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются, как «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений». Классификаций ключевых компетенций много. Приведу классификацию отечественного педагога, А.В. Хуторского, который отмечает семь групп ключевых компетентностей:
-ценностно-смысловые,
-общекультурные,
-учебно-познавательные,
-информационные,
коммуникативные,
-социально-трудовые,
-личностного самосовершенствования.
Уважаемые коллеги, эта тема «Формирование ключевых компетенций» во ДД(Ю)Т прошла красной нитью через все научно-методические этапы работы всего нашего педагогического коллектива в 14-15 учебном году. Я хочу представить Вашему вниманию только три позиции, участником которых, я была лично. На самом деле в 2014-2015 г.г. во ДД (Ю) Т по данной проблеме проведено 3 семинара, два педсовета и методическая неделя, выпущено три буклета.
(внимание на слайды презентации: семинар, педсовет, городская конференция в рамках методической недели)
Но и это еще не все, только в этом учебном году будет логическое завершение этой темы: в ноябре в ДД(Ю)Т пройдет большой педсовет по теме: «Проблемы и перспективы развития компетентностного подхода в образовательном процессе», где практическая часть будет представлена в форме мини-телемоста, а в феврале мы приглашаем Вас, уважаемые коллеги, на Открытый методический декадник по теме: «Становление Человека Культуры на основе компетентностного подхода в образовательном процессе», в рамках которого пройдет Детская практическая конференция, где наши учащиеся будут самостоятельно вести занятия по своим направленностям, и именно эта самостоятельность станет показателем их сформированной компетентности.
Сегодня я буду говорить о собственном педагогическом опыте формирования ключевых компетенций. Точнее об одной из них, на мой взгляд, самой наиважнейшей на этапе становления творческого коллектива. Я являюсь руководителем Студии детского вокала «Оранжевое настроение» Коллектив еще совсем молодой, существуем мы 2-ой год. Основной задачей педагога стало формирование и развитие как раз коммуникативной компетенции моих учащихся. Почему? А потому, что начиная активную жизнь в социуме (а творческий коллектив это тоже социум), ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться, постепенно становясь культурным развитым человеком. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла. Таким образом, формирование коммуникативных компетенций - это одна из ключевых позиций на пути становления Человека Культуры, т.к. умение культурно общаться, обмениваться информацией и своими переживаниями, уметь делать независимый свободный выбор, формулировать правильно свои мысли и адекватно реагировать на окружающих людей это и есть показатели свободного, нравственного, практичного, здорового, творческого культурного человека.
Я думаю, что именно педагоги дополнительного образования ориентированы на раскрытие внутреннего мира ребенка. Своей конечной педагогической целью мы считаем – воспитание Художника (в высоком смысле этого слова), воспитание творческой личности, способной улучшить, украсить этот мир. И, конечно, творческая личность это всегда индивидуальность, познание самого себя и поиск своего места в социокультурном пространстве. С одной стороны, это некая отстраненность, но с другой стороны мы понимаем, что только в общении и в отношениях с окружающими людьми наши учащиеся могут понять себя и оценить свои возможности, найти свое «место под Солнцем». Как ни красиво и богато твое внутреннее Я, только общаясь с миром, можно развить свое мышление, речь, эмоциональную сферу, воображение, самооценку.
Во ФГОС коммуникативная компетентность звучит так: «В коммуникативную компетентность, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)».
Позволю себе дать этой компетенции собственное адаптированное определение этого понятия. Считаю, что коммуникативная способность-это способность и желание общаться с окружающими тебя людьми, это интерес к людям через взаимодействие и партнерство, в конечном счете, приводящим к взаимопониманию и достижению общих целей и, конечно, это учение из потока информации выделять главное и использовать. А для чего мы будем формировать эту компетенцию, для чего мы учим детей адекватно, культурно общаться, взаимодействовать и стремиться к взаимопониманию не только среди своих сверстников, но и среди взрослых людей? А для того, чтобы, открывая и познавая себя, вместе ТВОРИТЬ, а значит создавать произведения искусства. Какие такие произведения искусства, спросите Вы? Ответ, да пока не мудреные. Например, уметь в ансамбле представить сказочную музыкальную историю про Лягушку-царевну или спеть навытяжку, с гордостью за страну, песню «Юнги», где в тексте есть слова «Никогда не стояла Россия на коленях пред вражеской силой». Когда мне счастливая мамочка моего ученика, который ходил в прошлом учебном году ко мне на «Детский конферанс», звонит из санатория и рассказывает, как ее сын художественно, на сцене прочел стихотворение А.С. Пушкина с жестами, с четко выверенной интонацией, а затем организовал, и провел игру (которую мы разобрали в классе, а потом «обкатали» на новогоднем мероприятии) со зрительным залом, да так, что включились взрослые люди, я считаю, что его коммуникативная компетенция отчасти уже сформирована мною, которая отчасти переросла в его, мальчика, компетентность. Ведь все, что я перечислила, мои воспитанники могут показать и без меня, и не только во Дворце детского творчества. Не сомневаюсь, что каждый из Вас, уважаемые коллеги, может привести массу таких примеров из собственной педагогической практики.
Уверенна, что правильная организация детского культурного досуга в ДД(Ю)Т и других учреждениях дополнительного образования способна сформировать в обществе достойную общекультурную компетентность наших детей, потому что наши учащиеся получают возможность:
Заниматься любимым делом, которое потом, возможно, перерастет в культурное хобби, а может быть и в любимую профессию во взрослой жизни (социально-трудовая компетенция)
Встречаться и уметь общаться с интересными необыкновенными увлеченными и влюбленными в свое дело людьми, и самому представлять для них ценность (коммуникативная компетенция)
Посещать значимые для ребенка культурные места, получать новую интересную информацию, которые бы расширяли его кругозор, пополняли его познавательный и творческий «багаж», воспитывая при этом художественный вкус (учебно-познавательная и информационная компетенция)
Быть участником важных культурных событий (концерты, конкурсы, фестивали, совместные взросло-детские мероприятия различного характера) (компетенция личностного самосовершенствования и общекультурная компетенция)
А теперь вопрос, какие компетентностные подходы я использую? Да те же, что и Вы. Перечислю некоторые из них:
1. Вовлечение детей в игровую деятельность (на своих занятиях вокалом с учащимися разных возрастов от 5 до 15 лет я стала использовать различные театральные игры, направленные на внимание к партнеру, на сплочение и обучение совместному чувствованию, взаимодействию, для создания атмосферы радости на занятии и др.). Дети узнают в них и себя, и друг друга. Они учатся наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы. Именно в играх дети учатся и прощать друг друга, и самое главное уважать. Эти игры наши воспитанники проводят у себя в семье, в классе, во дворе со своими друзьями;
2. Следующий компетентностный подход – это вовлечение учащихся в творческий процесс и концертную деятельность с первых дней пребывания в коллективе. Друг перед другом; первый класс-концерт для родителей мы даем на первом году обучения в конце первого полугодия (на Новый год) для чего и для кого? Как правило, чем быстрее родители увидят своих драгоценных детей, тем быстрее они проникаются доверием и уважением к Вам, а это залог того, что ребенок останется в коллективе (вот Вам и сохранность контингента);
Организация и проведение совместных детско-взрослых мероприятий различного характера. Например, поездки-посещения музыкальных театров, музеев и др. культурных мест. И в этих поездках дети вынуждены общаться и прожить какое-то время в команде: с ровесниками и, особенно, с взрослыми людьми, родителями других детей (ведь в общении с взрослым ребенок усваивает его социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает этот опыт, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе)Ну, и, конечно, вовлечение одаренных детей и их родителей в гастрольную деятельность через участие в конкурсах, фестивалях, где мы не только показываем свой творческий продукт. Мы вместе проводим свой культурный досуг. Мы подбираем такие конкурсы и фестивали, где кроме участия в фестивале представлена интересная культурная и экскурсионная программа.
Наверное, надо сказать и о подборе вокального репертуара, наш коллектив ориентирован не на сольное исполнительство, а именно на ансамблевое. Поэтому песни мы подбираем объединяющие, где слово МЫ главное.
Таким образом, и игры, объединяющие и сплачивающие, и все, что перечислено, может помочь каждому из детей вылезти из скорлупы своего «Я» и приблизиться к ощущению «Мы». Это и есть мои компетентностные подходы на пути формирования ключевых, а особенно коммуникативных компетенций.
Уважаемые коллеги, обращаю Ваше внимание на эпиграф своего выступления, мне как педагогу очень важно, чтобы мои ученики знали, для чего им надо все, что они познают в коллективе и знали, где и как это применить. Для чего мне все это? А для того, чтобы не было стыдно перед Всевышним, который подарил мне эту прекрасную профессию. И в заключении, мне хочется всем нам напомнить фразу из кинофильма «Барон Мюнхгаузен»: «Улыбайтесь, Господа, улыбайтесь!», ведь улыбка тоже может стать Вашим неповторимым компетентностным подходом на пути формирования ключевых компетенций, необходимых для становления Человека Культуры.