Фонетические процессы и орфографические правила.
Фонетические процессы и орфографические правила.
(Фонетика и орфография)
Цели:
образовательные: систематизация и углубление знаний по фонетике и орфографии; формирование умения применять знания по фонетике при написании орфограмм; осознание значения фонетики для правописания; подготовка к ЕГЭ; активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий;
развивающие: развитие умственной деятельности учащихся, их логического мышления;
воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание. (Слайд 1)
- Прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите цель урока.
II. Повторение и систематизация знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Как называется наука, которую мы изучаем?
- Лингвистика, или языкознание.
- Как и любая наука, лингвистика имеет свои разделы. Какие разделы нас сегодня будут интересовать?
- Фонетика и орфография.
- Что изучает фонетика?
- Фонетика изучает звуки речи.
- Что изучает орфография?
- Орфограммы, систему правил написания слов.
- Попробуем установить связь между фонетическими процессами и орфографическими правилами.
- Какие фонетические процессы вы знаете? Учащиеся называют изученные на прошлом уроке фонетические процессы и дают им определение. (Слайд 2)
1. Редукция.
2. Оглушение.
3. Озвончение
4. Выпадение.
5.Смягчение.
6.Стяжение.
2. Практическая работа. (Слайд 3) Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах.
Молодёжь, просьба, вестник, кость, учиться, сожалеть, сочувствовать, робкий, молотьба, сугроб, расчёт.Ответы учащихся:
- В слове молодёжь мы наблюдаем редукцию и оглушение.
- В слове просьба происходит процесс озвончения.
- В слове вестник наблюдается процесс выпадения.
- В слове кость происходит смягчение согласного перед последующим мягким.
- В слове учиться происходит стяжение, мы слышим [ца].
- В слове сожалеть наблюдаем редукцию.
- В слове сочувствовать происходит редукция и выпадение.
- В слове робкий наблюдается оглушение.
- В слове молотьба происходит процесс редукции и озвончения.
- В слове сугроб наблюдается процесс оглушения.
- В слове расчёт происходит стяжение.
- Мы вспомнили фонетические процессы, а теперь посмотрим, какая связь между ними и орфографическими правилами.
3. Повторение изученного.
- На какие две группы делятся все звуки речи?
- Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
- Назовите сильную позицию для гласных.
- Сильная позиция для гласных – ударная.
- Слабые позиции?
- Слабые позиции: безударная и положение после шипящих и ц. (Слайд 4)
- Какой фонетический процесс действует в слабой позиции?
- В слабой позиции действует процесс редукции.
- В этом случае произношение слова не соответствует написанию. И возникает необходимость использовать орфографическое правило. Остановимся на правописании корней.
- На какие три группы делятся безударные гласные в корне?
- Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Для проверки безударной гласной в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы эта гласная оказалась под ударением.
4. Работа с электронным тестом. Тестовые задания ЕГЭ.
Работа выполняется в тетради, 1 ученик называет свой ответ и, если он правильный, объясняет написание слов. (Слайды 5-8).
5. Словарная работа
Как мы называем слова с непроверяемыми гласными?
-Это словарные слова.
(Слайд 9). В учебнике данные слова даются как словарные. Являются ли они однокоренными? Можно ли проверить безударную гласную в корне? Подберите проверочное слово.
(Слайд 10). Познакомимся с некоторыми словарными словами.
Сертификат – документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара).
Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии.
- Найдите грамматическую основу каждого предложения. Почему в них поставлено тире?
- Тире ставится между подлежащими и сказуемыми, выраженными именами существительными в именительном падеже.
- Объясните постановку запятых в первом и во втором предложениях.
- В первом предложении обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова. Во втором предложении запятые ставятся при однородных дополнениях.
6. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.
- Какие корни с чередованием гласных вы знаете?
- Учащиеся называют все корни с чередованием гласных и формулируют правила.
Работа с электронным тестом. (Слайды 11-14) Учащиеся выполняют задания в тетради, по одному объясняют их выполнение.
8. Повторение изученного материала.
- Назовите слабые позиции для согласных.
- Слабые позиции для согласных – это конец слова и положение перед другим согласным. (Слайд 15)
7. Орфографическая работа. (Слайды 16-17)
Полезный тру…, дальнее ро…ство, высший пилота…, издер…ки производства, неожиданная развя…ка, настоятельная про…ьба.
- Какие фонетические процессы действуют в данных словах?
- В словах действуют процессы озвончения и оглушения.
- Какое правило нужно применить, чтобы правильно написать их?
- Правила написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
- Сформулируем это правило.
-Учащиеся рассказывают правило.
- Почему возникла необходимость в его появлении?
(Слайды 18-19)
Чу…ство, праз…ник, аген…ство, доблес…ный, окрес…ность, яростный, ровесник, сверстник.
- Почему при стечении нескольких согласных один из них не произносится, выпадает?
- При стечении нескольких согласных один звук не произносится, потому что очень сложно произнести несколько согласных без гласной.
8. Экскурс в историю языка. (Слайд 20)
- Заглянем в этимологический словарь. Почему важно знать этимологию данных слов?
9. Проблемное задание.
- Назовите три функции мягкого знака в русском языке.
- Мягкий знак смягчает, разделяет и указывает на грамматическую форму, когда стоит после шипящих.
- Какую функцию он выполняет в словах: письменный, возьми? (Слайд 21)
- Смягчает согласные.
- Но ведь [с] может смягчить и стоящий после него согласный (процесс смягчения).
- Так как в основе орфографии лежит морфологический принцип, морфемы пишутся единообразно. А в словах письмо и возьму [ м ] твердый согласный и не может смягчить предыдущий.
- Действительно, мягкий знак пишется между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким.
III. Контроль. Проверочная тестовая работа (2 варианта)
Вариант 1
1. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) не усп…вать, исп…длобья, ст…рина
2) сат…рический, к..бачки, подм…тать
3) укр…шение, выск…чить, д…рование
4) пок…яние, укр…пить, консп…ктировать2. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пох…щение, постр…дать, разг…ряченный
2) прик…зать, г…рячий, гр…хотать
3) рассм…треть, зав…зировать, к…валерия
4) поб…дить, препод…ватель, изб…жать
3. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пер…одический, насл…ждаться, посп…шили
2) пол…гать, предст…вление, б…тонный
3) прит…жение, с…реневый, пож…леть
4) выд…ржка, осл…жнение, подст…лить
4.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) подр…жание, закр…постить, прил…жение
2) зав…зать, пл…нителный, в…кзал
3) подтв…рдить, проф…ссионально, прогр…ммист
4)закр…питься, нисп…дать, б…нокль
5. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) кр…стовина, узн…вать, акв…рель
2) пост…жение, присп…собление, м…лиционер
3) б…тонный, разгр…бать, пом…нить
4) р…сток, р…внина, ск…кать 6.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) ст…листика, ц…клический, распростр…ненный
2) подр…внять (грядку), зап…реть, заг…релый
3) приоб…дриться, к…пошиться, недоум…вать
4) бл…стающий, прибл…женный, разгл…деть
7.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) м…литва, прот…стовать, разб…рающийся
2) нагр…вать, упр…щение, соч…тающий
3) оз…ренный, прик…снуться, выт…рать
4) возн…кать, од…брительный, разл…нованный8. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) отр…сль, м…кать (хлеб), заст…лить
2) оч..рование, запеч…тлеть, од…лжить
3) в…ликан, заг…релый, над…лённый
4) разгр…сти, ин…рционный, пост…жение
Вариант 2
1. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2) вл..стелин, пок..рать, осозн..вать
3) пок..ряющий, укр..титель, разг..раться
4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
2. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) напом..нание, небесп..лезно, охар..ктеризовать
2) экз..меновать, асф..льтированный, похв..ла
3) разр..слась, орб..тальный, пол..мист 4) конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист 3.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) спец..алист, р..комендация, изб..рательный
2) кр..терий, употр..бить, г..сударственный
3) т..рритория, оп..раться, предст..вление
4) мот..вировать, б..зироваться, произн..шение
4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)отд…рать, ч…родейство, м…льба
2) прив…кзальный, р…цензия, д…кларация
3) выч…слить, д…апазон, р…сток
4) пощ…дить, ув…дающий, п…рина
5. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) экз...менатор, парад...ксальный, пол...кать (кошку)
2) раств…римость, пл…вец, возг..рание
3) фил...рмония, рест...врировать, безотл...гательный
4)ц...ремония, заг...релый, неприк...сновенность
6. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) ц…нтральный, напр...вление, зам..реть (от восторга)
2) те..тральный, дост..яние, сем..нар
3) сопост..вление, увл..каться, уст..ревший
4) подск…чил, пром…кательная бумага, прил..жение
7. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) напом..нание, сл..варный, выл..жить
2) разр..слась, подж…гать, к…сательная
3) экз..меновать, асф...льтированный, изд..вать
4) конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист
8. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) з…рница, покл…ниться, пол..гать
2) интелл..ктуальный, зак..зать, распор..диться
3) оз..боченный, раск..лоть, р..сточек
4) заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен
Ответы: Вариант1 [ 1. 4); 2. 4); 3. 1); 4. 3); 5. 4); 6. 2) ; 7. 3); 8. 1)]
Вариант 2 [1. 2); 2. 2); 3. 4); 4. 4); 5. 2); 6. 4); 7. 2); 8 1)]
IV. Итог урока. (Слайд 22)
- Можно ли сказать, что фонетические процессы и орфографические правила связаны между собой?
- Для чего нужно знать сильные и слабые позиции для гласных и согласных?
V. Рефлексия. (Слайд 23)
Домашнее задание (слайд 24): написать сочинение–миниатюру на тему «За окнами осень» с использованием слов, в которых есть безударные гласные в корне, парные и непроизносимые согласные.