Методическая разработка раздела учебной программы по истории «СССР на пути социалистического строительства»


Методическая разработка
раздела учебной программы по истории
«СССР на пути социалистического строительства»
11 класс
Выполнила: Бочугова Т. Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №120
Ленинского района
г. Нижний Новгород
г. Н. Новгород
2014 г
Содержание:
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………….
2. Цели и задачи раздела ………………………………………………………………………………………….
3. Психолого-педагогическая характеристика ………………………………………………………………………..
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы ……………………………………………………………
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся ……………………………………………………………...
6. Система знаний и система деятельности ……………………………………………………………………………...
7. Календарно-тематическое планирование по разделу ………………………………………………………………...
8. Разработка урока …………………………………………………………………………………………………………..
9. Мониторинг уровня обученности школьников по разделу «СССР на пути социалистического строительства » …
10. Литература …………………………………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
Введение
Моя работа посвящена методической разработке раздела «СССР на пути социалистического строительства» учебной программы для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) И.Л.Андреева и В.А. Клокова по истории России для 10 - 11 классов « История России с древнейших времен до начала XXI века»М.: Дрофа 2009.Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 11 класса, изданного в издательстве «Дрофа»: Киселев А.Ф. История России XX – начала XXI века. Учебник. – М.: Дрофа 2009.
Главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «СССР на пути социалистического строительства». Ожидаемый результат данной работы – это моё профессионально-педагогическое совершенствование как учителя, а также распространение моего практического опыта, который может быть полезен другим преподавателям истории.
Особенности программы курса
Основной целью курса истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В связи свыше изложенным, в программе особое внимание уделяется принципам отбора содержания учебного материала по истории. В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого четко определены те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания обучающихся.
Такими принципами отбора являются следующие основные подходы:
описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие России и мира;
учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта обучающихся;
исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.
Изучение истории в школе предусматривает решение следующих задач:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
формирование умения на историческом опыте находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
выработка основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества, отмечая место и роль России во всемирно историческом процессе;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Данная программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
В результате изучения курса истории России в 11-ом классе ученик должен знать/ понимать:
1) Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до начала XXI в.
2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.
3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
4) Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. 6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России начала XX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, коллективизация, НЭП, тоталитаризм, гражданская война, «холодная война», «развитой социализм», приватизация, либерализация, референдум.8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры.
9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.
Программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
Определённой новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
3.Межпредметные связи на уроках истории
Курс «История России» в 11 классе опирается на исторические знания, полученные учащимися в 9 классе по истории России и Всеобщей истории, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «Обществознание», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Курс «История России» в 11классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
4.Актуальность раздела « СССР на пути социалистического строительства»
При выборе этого раздела, я руководствовался двумя мотивами.
Во- первых, период, который изучается здесь, является важным и неоднозначным в истории нашей страны. События 1920-1930-х гг. имели огромное историческое значение для народа России. Коллективизация стала настоящей трагедией русского народа. Именно в этот период происходит формирование советской модели социализма, которая господствовала в нашей стране в течение нескольких десятков лет. Изучение таких исторических этапов всегда вызывает интерес у учащихся, так как здесь они могут найти ответы на многие вопросы нашей истории и даже современности.
Во-вторых, темы данного раздела хорошо подходят для использования на уроках активных методов обучения и различных педагогических технологий. Положительными моментами такого обучения сегодня является активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект - субъектные отношения, личностная включённость всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Цели и задачи раздела
Цели:
Подвести учащихся к пониманию причин предпосылок и проектов построения СССР
Продолжить формирование умений анализировать содержание исторической карты, обобщать и применять эти знания, формулировать определения отдельных исторических понятий
Выяснить причины, сущность и результаты НЭПаВыявить противоречия между экономической и политической системами
Дать оценку развития советского государства и общества в период проведения НЭПаОбеспечить усвоение учащимися причин, сущности последствий индустриализации страны
Воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы и художественные изображения
Подвести учащихся к пониманию причин, содержания и последствий « культурной революции»; обеспечить усвоение учащимися понятия « культурная революция» и причин её проведения
Задачи:
1)Познавательная – формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях исторического процесса в России в 1920-х– 1930-х гг.; создание представлений о закономерностях развития общества и государства в данный период на основе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
2)Развивающая – развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов сложного периода отечественной истории, определять собственную позицию по отношению к исторической реальности; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.3)Воспитательная – воспитание гражданственности, национальной идентичности, нравственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству на основе осмысления учащимися исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися
Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25лет. В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 16 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами. Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.Особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются на всех видах с учебной деятельности. Как и на других уроках, на уроке истории старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов ориентировки в материале с теоретическим обобщением. Самостоятельная деятельность учащихся - очень важный фактор формирования познавательного интереса. Но иногда надо дать стимул для самостоятельного изучения какого-либо явления, так как, изучая его, разбираясь в его проблемах и связями с жизнью, у ученика возникнет неподдельный интерес к изучаемому процессу. Эти самостоятельные задания надо предлагать с учетом склонностей учеников, чтобы это не была работа ради галочки у учителя в тетради. Задав однажды какую-либо тему для исследования, надо в дальнейшем задавать, либо тему в развитии данной проблемы, либо тему в смежной области к области приложения исследования, то есть не давать единичных заданий, которые могут разбудить интерес лишь на время. Но и нельзя изучение проблемы полностью возлагать на плечи ученика, так как это может дать обратный эффект. Надо уловить заинтересовала ли заданная тема ученика или он просто сделал очередное задание.
Эффективным видом самостоятельной работы являются доклады, так как, готовясь к докладу, ученик должен понять, о чем идет речь и неплохо владеть используемой терминологией, он должен применить анализ к прочитанной информации, чтобы видеть связи изучаемого факта с уже известным материалом.
Объем самостоятельной работы учащихся должен увеличиваться за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характера. Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Характеристика класса
В 11 классе обучается 19 человек, из них 12 девочек и 7 мальчиков. Средний возраст учащихся 16-17 лет. Состояние здоровья детей удовлетворительное. Никаких умственных отклонений в процессе обучения не обнаружено. Есть, конечно, несколько очень слабых учеников, но развитость их в норме для их возраста. Есть и очень хорошие ученики, такие как Колесова Алена, Мамбреян Лиана, Рябинина Елена, Кузичкина Екатерина, Бабичева Александра. Классным руководителем данного коллектива является Ирина Владимировна Нестерова. Дети дружны между собой и явного лидера выделить трудно. Ребята всегда прислушиваются к мнению окружающих. Что касается физического развития учащихся, то почти все ребята активно посещают уроки физкультуры. Исключение составляет, Уложенко Виктория, которая находится на домашнем обучении по состоянию здоровья. Ребятам нравится принимать участие в различных мероприятиях. Из 19 человек 7 учеников с исполнительно – активным уровнем познания. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Но даже среди них трудно выделить ученика, склонного к творческой деятельности. Следующая группа в составе 8 человек – с относительно – активным уровнем познавательной деятельности. У них заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, включение их в деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми интеллектуальными усилиями. В классе есть 4 человека, которые практически никогда не проявляют познавательной активности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу. Они обычно не в состоянии самостоятельно решить поставленную перед ними задачу. В целом учащиеся охотно включаются в работу, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. На основе тестов по определению преобладающего типа памяти сделан вывод, что 7 человек быстро запоминают и медленно забывают воспринятый материал. Для этих детей посилен быстрый темп работы.8 человек можно отнести ко второй группе, т.е. учащиеся, которые быстро запоминают и быстро забывают изученное, им требуется частое повторение материала. Эти учащиеся требуют большого внимания со стороны учителя при изучении нового материала. Таким образом, 11а класс по уровню познавательной активности крайне не однородный, что проявляется в успеваемости учащихся.
В классе успеваемость ниже среднего: на 4 и 5 учатся(по всем предметам) только 7 человек, что составляет 37%. Успехи каждого из учеников постоянно обсуждаются, впрочем, как и неудачи, на классных часах. Учащиеся сопереживают друг другу, поддерживают друг друга, ставят цели и добиваются их; вместе переживают достигнутые успехи и неудачи. На мой взгляд, содержание и качество внеурочной деятельности учащихся находится на высоком уровне и ее влияние на формирование коллектива класса и развитие отдельных учащихся достаточно велико.
Эмоциональный климат в коллективе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Изоляции полов не выявлено. Дети хорошо общаются между собой.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Личностные результаты:
- формирование исторической  компетентности- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину
- осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Метапредметные результаты:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий    
- умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
Предметные результаты:
Знать:
причины, предпосылки и проекты построения СССР.
определения отдельных исторических понятий
причины, сущность и результаты НЭПа.
причины, сущность и последствия индустриализации страны
объективную картину коллективизации
причины, содержание и последствия « культурной революции»;
Уметь:
составлять, тезисный план;
проводить сравнительный анализ ситуации в стране;
соотносить различные проекты реформаторской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и различное
самостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой;
составлять вопросы к теме и отвечать на них
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы.
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность.
Системно-деятельностный подход
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.Основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. Я считаю, что в соответствии с этим в центре обучения должен находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания. Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп. Способы дифференциации предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Дифференцированное обучение – это такое обучение , где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. В центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Дифференцированный подход способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
Игровые технологии.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить".
Максим Горький.
В соответствии с ФГОС основной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира. Наиболее важными УУД являются коммуникативные и регулятивные, наиболее эффективна при их формировании игровая технология, независимо от уровня и возраста учащихся, так как является ведущей деятельностью человека от рождения до зрелых лет.Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Наиболее часто в обучении истории используют так называемые ролевые и деловые игры. В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний.
Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умение сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Как элемент более обширной технологии;
Технология развития критического мышления
По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I стадия (фаза)Вызов (evocation):
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения. Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки;мозговая атака;проблемные вопросы
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия Осмысление содержания (realizationofmeaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»;«фишбоун»;ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III.Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц, синквейна.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Приемы и стратегии - прием кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого приема –выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум.
Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей.
Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Проектные технологии.
Проект – это модель будущего, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проектно – исследовательская  деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты. Учащиеся овладевают такими приемами работы как:
1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
2. Проведение исследования.
3. Подготовка иллюстративного материала. 
4. Оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.
Технология проблемного обучения- это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению.
Усвоение учебного материала происходит гораздо эффективнее, если учащиеся не ограничиваются пассивным заучиванием текстов учебника, а проводят их анализ, основанный на проблемном методе обучения, когда в учебном процессе рассматриваются проблемы, уже решенные человечеством, наукой, но пока неведомые учащимся.
На проблемных уроках учащиеся не только изучают новый материал, но и обобщают и систематизируют полученные знания. Учитель получает возможность проконтролировать и оценить самостоятельную работу учеников. Именно поэтому большинство уроков в рассматриваемом разделе, я предлагаю проводить как комбинированные уроки, характеризующиеся постановкой и достижением нескольких дидактических целей.
При организации проблемных уроков, следует помнить, что существует несколько уровней проблемности. Первый уровень характеризуется тем, что проблемная ситуация возникает независимо от методов работы учителя. Для второго уровня проблемности характерно преднамеренное создание учителем проблемной ситуации, но формулирует и решает проблему сам учитель. На третьем уровне учитель вовлекает учеников в решение проблемы. Проблемность четвертого уровня предполагает самостоятельное решение учениками сформулированной учителем проблемы.
На пятом уровне ученики самостоятельно формулируют проблему, ведут поиск путей её решения.
Обычно проблемные вопросы ставятся перед учащимися в ходе эвристической беседы.
Не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Активизация познавательной деятельности определяется, прежде всего, характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
В связи с этим, обратим внимание на специфические особенности эвристической беседы:
В обобщённом виде требования к вопросам можно представить так:
- посильность;
- чёткость формулировки;
- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ученика;
- взаимосвязь вопросов: каждый последующий есть логическое продолжение предыдущего или ответа ученика;
- опора вопроса на имеющийся запас знаний у учащихся с выходом за рамки с целью получения новых знаний;
- наличие вопросов, воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.
В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.
Здоровьесберегающие технологии обучения
По определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работаНаличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишиеОпределяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Информационно-коммуникационные технологии
Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...
Герберт Маршалл МаклюэнИнформационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. В процессе преподавания истории я использую следующую модель применения ИКТ- ресурсов.  Во-первых, применение компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя. Для человека,  живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы история и обществознание не являются исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Так же этот метод позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как  многие кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д. Во-вторых, использование технологий ИКТ  как средства контроля  знаний учащихся. В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся. Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний учащихся.
В-третьих, использование ИКТ- технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки учебных материалов. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Педагогическая технология Пример использования
1.Дифференцированное обучение На уроке «Строительство социализма в отдельно взятой стране» учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: Сильным ученикам составить сравнительную таблицу «Индустриализация в царской и Советской России: сходство и различие». Слабым рассказать о ходе индустриализации по плану:1. Создание новых отраслей. 2. Создание новых промышленных районов. 3. Строительство крупных предприятий.
На этапе изучения нового материала (урок «Новая экономическая политика») сильным ученикам в конце урока предлагается письменно ответить на вопрос «Было ли будущее у НЭПа в условиях социалистической системы?»
На этапе диагностики предлагается тест с заданиями различной степени сложности.
2.Игра На уроке «Новая экономическая политика» на этапе закрепления используется ролевая игра «На собрании заводской ячейки»,где участники делятся на сторонников и противников НЭПа и готовят тезисы своих выступлений в защиту собственной позиции.
3.Критическое мышление На этапе осмысления (урок «Образование СССР и международное положение Советской страны») используется прием инсерт при работе с текстом учебника.
На уроке «Строительство социализма в отдельно взятой стране»» на этапе рефлексии используется прием составления кластера понятия «индустриализация».
На уроке Сталинская «революция сверху» в деревне на этапе рефлексии используется прием составления синквейна понятия «коллективизация».
5.Проектные технологии В качестве творческого задания в итоге изучения раздела предлагается написание проектных работ «Судьба деятелей искусства 1920-1930 гг.», «Борьба с религиозной идеологией в1920-1930 гг. », «НЭП: новизна и актуальность исторического опыта».
6.Проблемное обучение После изучения темы «Сталинская «революция сверху» в деревне» в качестве домашнего задания предлагается решить проблему «Почему крестьяне называли колхозный строй «вторым крепостным правом».
В ходе изучения темы «Строительство социализма в отдельно взятой стране» предлагается проблемный вопрос «Можно ли назвать политический режим в СССР 1930 гг. тоталитарным».
7.Здоровьесберегающие технологии Чередование различных видов деятельности (опрос, чтение, слушание, письмо, ответы на вопросы)
Использование активных методов обучения (игра, дискуссия, беседа)
Создание комфортной психологической обстановки через использование педагогики сотрудничества, похвалу, улыбку.
8.ИКТ Использование компьютерной презентации на этапе объяснения (урок «Сталинская «революция сверху»)
Прослушивание музыкальных фрагментов на уроке «Советская идеология и культура»
Демонстрация творческих работ учащихся (проекты) в виде презентаций на заключительном уроке по разделу
Проведение тренировочного тестирования при подготовке к контрольной работе по разделу.
Методы обучения призваны характеризовать специфический для них способ усвоения и организации этого усвоения (познания). На начальной стадии формирования знаний способу усвоения информации я использую объяснительно-иллюстративный метод. Его сущность заключается в организации осознанного восприятия готовой информации учащимися разными средствами и приемами. Он состоит в привлечении наглядной изобразительности, в устном изложении информации и предъявлении документальных и художественных текстов. При этом пользуется устным словом, письменным текстом, видео, памятниками материальной и духовной культуры или их воспроизведением в макетах, копиях и символической наглядностью.
Вторым методом обучения является репродуктивный метод. Его смысл – в конструировании заданий на воспроизведение, выборе необходимого количества упражнений в педагогически оправданной системе, а затем репродуцировании, т.е. воспроизведении действия учеником в соответствии с заданием. Это может быть пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы, и т.п. Здесь слово, наглядность, текст и практическая деятельность служат средствами репродуктивного метода.
И.Я. Лернер подчеркивает, что можно знать, уметь, но не быть готовым к творческой деятельности, если не усвоен ее опыт. Усвоить его можно только в процессе решения проблем и проблемных задач. В этом случае используется исследовательский метод. Сущность его – в конструировании или выборе проблемы и проблемных задач и предъявлении их в определенной системе для самостоятельного решения учеником.
При исследовательском методе ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. Формы этих доступных учебных исследований могут быть различны: маленькая текстовая задача, более длительное исследование. Во всех случаях сущность метода одна – организованное усвоение опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний. Проблема и проблемные задачи могут конструироваться словесно, по кино- и видиофильму, картине, на основе документов, художественной литературы. Это не вносит никаких принципиальных изменений в сущность метода. Исследовательский метод при его применении предполагает, что ученик уже владеет необходимыми умениями и навыками.
Важное место в преподавании занимает частично-поисковый, или эвристический метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов.
Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы.
Особое место в преподавании истории занимает метод проблемного изложения, состоящий в том, что учитель ставит проблему и цепью рассуждений, изложением материала раскрывает решение этой проблемы так, чтобы показать противоречивый ход решения, трудности, которые встречаются на пути, способы и варианты их преодоления. Он должен показать всю противоречивость и сложность процесса познания, его извилистый подчас путь. Этот метод используется при раскрытии сложных проблем. Объяснение учителя в данном случае является образцом научного познания. Проблемное изложение сочетается частично- поисковым методом.
Формы организации деятельности
Фронтальная работа (при проверке первичного усвоения)
Групповая работа(при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала)
Индивидуальная работа (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний)
Школьная лекция – это форма учебного занятия в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного материала темы, преимущественно в монологической форме. Лекции могут быть обзорные и тематические. Данная форма учебного занятия является необходимой для старшеклассников потому, что она приучает их к самостоятельной работе с устным словом, к ведению грамотных и экономичных записей. Лекционная форма не ограничивает учителя истории в использовании самых разнообразных приемов и средств обучения: от традиционного объяснения и меловых записей на доске до современных аудио и видеозаписей и проблемного изложения. Учащиеся во время лекции выполняют различные виды работ: конспект, тезисы, схемы, план (простой и сложный).
Лабораторное занятие. Оно предполагает организацию самостоятельного изучения школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.
Я предлагаю следующую структуру лабораторного занятия по учебнику:
1- й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно, называет средства и формы обучения.
2 – й этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 – й этап – коллективное обсуждение результатов работы учащихся.
4 – й этап – подведение итогов лабораторной работы, формулирование общего вывода, оценивание школьников.
В работе с документами учащиеся получают инструктивные карточки, которые содержат данные об источнике и познавательные задания различного характера (тесты, схемы, план, таблицы и т.д.).
Одной из особенностей организации мною уроков в 10 – 11классах является использование опережающего повторения материала для рассмотрения его на уроке. Ученики получают задание проработать материал, потом следует в разной форме работа по содержанию параграфа. Очень часто использую метод « малых групп», то есть применение групповой формы работы на уроке. Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких условий:
Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.
Обеспечение оборудованием (учебными, документальными , инструктивными материалами).
Заранее даётся форма отчёта группы.
Группы могут получить одно и то же задание, потом по очереди представлять результат своей работы, или же каждый из членов группы получает персональное задание, работающее на общий результат. Также группы могут получить разные задания, затем лидеры групп отчитываются перед классом или же обходят все группы и работают с каждой из них, сообщая результаты своих поисков.
Система знаний и система деятельности
Система знаний включает общенаучные и фундаментальные знания:
История Отечества – часть всемирной истории. Историческая наука предполагает овладение учащимися целого ряда понятий, которые являются продуктом других дисциплин: политологии, экономики, обществознания, социологии, культурологи, краеведения, экономической географии. При этом школьники должны уметь видеть сущность предмета истории. Закон ускорения исторического развития, закономерность и эволюционность исторического процесса, роль личности в истории, общечеловеческие и общекультурные ценности – все эти вопросы проходят сквозь содержание данного раздела истории России.
а также конкретные знания из данного раздела:
причины, предпосылки и проекты построения СССР;
определения отдельных исторических понятий: федеративное государство; право наций на самоопределение; план «автономизации»; «новая экономическая политика»; продналог, хозрасчет; «нэповские метаморфозы»; «ножницы цен»;кооперация ,коллективизация сельского хозяйства; хлебозаготовительный кризис; анафема, атеизм, конструктивизм, культурная революция, идеология, социалистический реализм;
причины, сущность и результаты НЭПа;
причины, сущность и последствия индустриализации страны;
объективная картина и сущность коллективизации;
содержание и последствия « культурной революции»
Система деятельности:
Познавательная деятельность - интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия).
Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Умение выполнять познавательные задания.
Для старшего подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность рассуждать дедуктивно, от общего к частному, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Изучаемый в школе материал становится условием для построения и проверки своих гипотез. Меняется мышление, ученик уже может делать комбинированный анализ при помощи таких мыслительных операций как сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Для стимулирования творческого мышления подростков необходимо перед ними ставить проблемы и побуждать к поискам их решения. Эффективная познавательная деятельность невозможна без развития у школьников навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. Следовательно, создание проблемной ситуации необходимо для активного познания. На уроках раздела использовались отдельные способы создания проблемных ситуаций. Способы создания проблемной ситуации
Выдвижение проблемного вопроса.
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
Сообщение парадоксального факта.
Преобразующая деятельность - деятельность расширяет взгляды учащихся на свои возможности, улучшает окружающую жизнь, реализует естественную потребность подростка быть полезным обществу. Она формирует у подростка мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на использовании элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
Общеучебная деятельность -Для успешной учебной деятельности ученик должен быть способным к самостоятельному поиску информации (по учебнику, пособиям, в Интернете), переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), Вырабатывается умение сопоставлять и сравнивать, писать рефераты, конспектировать прочитанное, овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), владеть навыками взаимообщения (умение работать в группе, оценивать работу товарища). Культура общения на уроке предусматривает соблюдение принципов справедливости, тактичности, уважения, выдержанности.
Самоорганизующая деятельность - предполагает оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т.д.). Использование элементов технологии РКМЧП позволяет в полной мере развивать все виды самоорганизующей деятельности, в частности: использование на уроке фазы «Вызов» позволяет ученику обнаружить недостаточность своих знаний и самостоятельно определить цель своей деятельности. Способы саморегуляции: на каждом уроке ученик проводит рефлексию своей деятельности в виде возвращения к кластерам, к свободному письменному заданию, ключевым терминам, составлению эссе или синквейна, что позволяет ему соотнести свои достижения с поставленной целью.
Календарно – тематическое планирование раздела
« СССР на пути социалистического строительства»
№ урока Название темы
урока Цель урока Метапредметные результаты (УУД) Личностные результаты Предметные результаты
1 Образование СССР и международное положение советской страны. Подвести учащихся к пониманию причин предпосылок и проектов построения СССР.
Продолжить формирование умений анализировать содержание исторической карты, обобщать и применять эти знания, формулировать определения отдельных исторических понятий.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, делать вывод, уметь соотносить различные проекты реформаторской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и особенное
Коммуникативные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: уметь оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на урокеОсознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
Составлять, тезисный план; проводить сравнительный анализ ситуации в стране; формулировать определения отдельных исторических понятий.
2 Новая экономическая политика. Причины, сущность и
результаты НЭПа.
- Выявить противоречия междуэкономической и политической
системами.
- Дать оценку развития
советского государства и
общества в период проведения
НЭПа.
- Анализировать документы,
выявлять
Причины и следствия. Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, составлять вопросы к теме и отвечать на них
Коммуникативные :взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позицию
Регулятивные: уметь оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на урокеИзвлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России; сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Уметь:
самостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой;
делать обобщения и выводы;
3 Строительство социализма в отдельно взятой стране. Обеспечить усвоение учащимися причин, сущности последствий индустриализации страны. Особенности индустриализации в СССР; Причины, итоги. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, овладение учащимися качественно новыми знаниями по изученной теме,
Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнеромРегулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
Уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, формулировать определения отдельных исторических понятий
4 Сталинская «революция сверху» в деревне Воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественные изображения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы, использовать для аргументации исторические сведения; учитывать различные мнения и интегрировать идеи;
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий
Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России; Сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Уметь:
самостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой;
делать обобщения и выводы;
5 Советская идеология и культура Подвести учащихся к пониманию причин, содержания и последствий « культурной революции»; обеспечить усвоение учащимися понятия « культурная революция» и причин её проведения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые характеризуют целостность развития культуры России,
Коммуникативные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество
Регулятивные: уметь оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на урокеЛичностные: осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
Представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в виде таблицы; составлять тезисный план
Технологическая карта урока
Тема урока Сталинская «революция сверху» в деревне
Планируемые результаты Метапредметные:
Познавательные: анализировать вопросы, формулировать ответы, использовать для аргументации исторические сведения; учитывать различные мнения и интегрировать идеи;
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий
Личностные:
извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России;
сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Предметные:
самостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой;
делать обобщения и выводы;
Учебный материал
а) основные понятия и термины
б) основные умения коллективизация сельского хозяйства; хлебозаготовительный кризис; денежная эмиссия; «сплошная коллективизация»; раскулачивание; командно-административная система;
сопоставлять исторические события с их изображением в художественной литературе
делать экономические и нравственные выводы
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам
Тип урока Урок изучения нового материала
Методы Частично-поисковый, проблемный
Источники информации Учебник, раздаточный материал, художественные тексты; Слайды ПК
План урока 1.Организационный момент.
2.Мотивационно – ориентировочный этап. (Объявление новой темы, плана. Целеустановка).3.Операционно – познавательный этап. (Изучение нового материала).
4.Рефлексия. (этап закрепления новых знаний).
5.Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Формы контроля Фронтальный опрос
Домашнее задание Решить проблему «Почему крестьяне называли колхозный строй крепостным правом».
Урок истории в 11 классе по теме:
«Сталинская «революция сверху» в деревне»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественные изображения.
Задачи урока:
1.Образовательная - сформировать представление у учащихся о состоянии сельского хозяйства и положение крестьян накануне коллективизации; раскрыть её причины и итоги;
2.Воспитательная - воспитание чувства критичности и справедливости к процессу коллективизации;
3.Развивающая - умение сопоставлять исторические события с их изображением в художественной литературе, делать экономические и нравственные выводы.
Хронометраж урока:
1.Организационный момент -30 сек. – 1 мин.
2.Мотивационно – ориентировочный этап
( Объявление новой темы, плана. Целеустановка )– 5-7 мин.
3.Операционно – познавательный этап
(Изучение нового материала) – 20 – 25 мин.
4.Рефлексия (этап закрепления новых знаний) – 2- 5 мин
5.Этап информирования учащихся о домашнем задании -2 мин.
Оборудование урока : Мультимедийный проектор (презентация на тему « Сталинская « революция сверху» в деревне»), раздаточный материал, художественные тексты;
Формы работы: Фронтальная.
Методы работы: Частично- поисковый, проблемный
Время:40 минут
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
l.Opг. момент 30 сек
-1 мин. Приветствие учеников, установление тишины, проверка наличия учащихся. Приветствие, выполнение требований учителя.
2.Мотивационно– ориентировочный
этап 5-7 мин. Тема: Сталинская « революция сверху» в деревне.
План:
1. Причины коллективизации; 2.Цели коллективизации;
3.Сущность коллективизации;
4.Сроки коллективизации;
5.Методы и средстваколлективизации;
6.Последствия и итогиколлективизации; Тему и план учитель иллюстрирует наУченики записывают
На слайдах (№ 1 и № 2) название темы вПостановка цели: «нам необходимо тетрадь, слушают цель
воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы и художественные изображения». данного урока.
3. Домашнее задание 2 мин. Решить проблему «Почему крестьяне называли колхозный строй крепостным правом».
называли крестьяне крестьяне называли колхозный строй «вторым крепостным правом».
Записывают домашнее задание в дневник.
4.Операционно–познавательный 20-25 мин. Вводное слово учителя: «На
предыдущем уроке мы начали
Слушают учителя, совместно с ним
этап изучать достаточно обширную тему работают.
- экономическую политику СССР
( (Строительство социализма в отдельно взятой стране) в конце 20-х начале 30-х годов 20 века и рассмотрели такой процесс как индустриализация. Сегодня мы продолжаем изучение данной темы и переходим к изучению политике коллективизации. Опроса по предыдущему домашнему заданию не будет, а будет зачётная работа по двум темам сразу». Далее переходит к объяснению нового материала: «Прежде чем говорить о коллективизации, вспомним о том, что такое индустриализация и Ученики сами дают
откуда страна черпала средства на её проведение». Учитель начинает свой рассказ с раскрытия причин определение индустриализации и перечисляют
коллективизации, которые тесно связаны с хлебозаготовочным кризисом 1926 - 1927 годов и с угрозой срыва индустриализации. Учитель говорит, что цели коллективизации выходят непосредственно из причин. Можно источники, откуда брались средства на её проведение. Ученики записывают причины коллективизации используя (слайд №3)
выделить две основные цели коллективизации. Первую цель Работают с К.
№ 1(слайд №4)
учитель называет сам, а вторую цель После раскрытия
ученики выводят сами, исходя из документа «из речи И.В. Сталина наданных вопросов материал записывается
конференции аграрников- марксистов» (К№1). Учитель подводит итоги. в опорный конспект.
опираясь на слайд №5
А сейчас давайте выясним суть Ученики записывают
коллективизации (учитель даётопределение вопределение)
Речь учителя: «Пятого января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП (б) «о темпе коллективизации и мерах помощи государства опорный конспект(слайд №6)
колхозному строительству» оно установило жёсткие сроки Идет совместнаязавершения коллективизации».
Обращаются к карточке № 2 .
(См. слайд №7) Учитель подводит
итог по работе с данными
документами.
«Итак, в причинах, сущности, сроках работа учителя и учеников по карточкам № 2 (слайд №7) и заполнение опорного конспекта.
коллективизации мы разобрались, давайте теперь обратимся к методам коллективизации». Учитель вместес учениками, опираясь Идет совместная работа
на документ (см. слайд№8, №9 и карточку №5 –раздаточный материал) раскрывают методы коллективизации(слайд№10) (слайд№10). по карточкам
№3 (слайд №8), № 4 (слайд№9), № 5, (раздаточный материал).
Продолжают заполнять конспект
Продолжают
Средства коллективизации учитель даёт подПродолжают заполнять
полнять опорный
под диктовку (действия двадцатипятитысячников и создание МТС). конспект.
«Переходим к последнему пункту нашего плана». Учитель говорит: «во многих районах страны, особенно на Украине, Кавказе и Средней Азии росло недовольство крестьян политикой власти. Начинаются протесты: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь, совершались террористические акты, но наиболее плачевным последствием коллективизации стал голод 1932-1933 года (рассказ учителячередуется с работой с документами №6 и №7,чередуется с работой с документами №6 и №7, (см. раздаточныйРаботают с документами №6 и № 7 и
материал.) Учитель делает вывод. продолжают заполнять
Итоги коллективизации учитель опорный конспект.
даёт под диктовку. Положительные стороны (слайд № 11)
1.Увеличился сбор техническихкультур;
2.Внедрение техники;
3.Развитие образованностии культуры сельских жителей;
4.1935 год - разрешение наприусадебный участок (1 корова, 2телёнка, 1 свинья и 10 овец).Отрицательные стороны (слайд №12)
1.Уничтожение крестьянина -собственника;
2.Безразличное отношение крезультатам своего труда;
3. Массовая гибель людей;
4.Сокращение поголовья скота;
5.Бедность и бесправие крестьянина. с помощью
слайдов №11 и№12
5. Рефлексия 2 -5мин.
ми Учитель просит дать свою оценку Составляют синквейнколлективизации через прием составления синквейна понятия коллектив «коллективизация Приложение
К. №1
Из речи И.В. Сталина на конференции аграрников- марксистов.
27 декабря 1929г.
... Наступать на кулачество - это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество- это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству., но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, у большевиков, настоящим наступлением.
К. № 2
Зоны Сельскохозяйственные районы Окончание коллективизации
Первая
Вторая
Третья Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга
Центрально-черноземная область, Украина(исключая степные районы), Сибирь, Урал, зерновые районы Казахстана.
Все остальные районы страны Осенью 1930 или весной
1931 года.
Осенью 1931 или весной
1932 года.
К 1933году.
К. № 3
В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованным в 1930 году, были записаны такие «критерии»: наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем помещений под жилье или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулаку.
К.№4
Извращения в работе по раскулачиванию
... Само раскулачивание принимает зачастую нежелательную форму: вместо конфискации средств производства кулака происходит «раскулачивание под метёлку». Когда забираются все предметы домашнего обихода вплоть до носильного белья, икон и квашеной капусты (Дмитровский район Орехово-Зуевского округа... в Перемышльском районе Орехово- Зуевского округа у кулаков были отобраны куры и вёдра)...
Приложение
К. № 5
Отрывок из повести Платонова
«Ликвидировав кулаков вдаль, Жачев не успокоился, ему стало даже труднее, хотя
неизвестно отчего. Он долго наблюдал, как систематически уплывает плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил тёмную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий в свою отдаленную пропасть, и ему делал ось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину.
Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней.
Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой
кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.
-Эй, паразиты, прощай !- закричал Жачев по реке.
- Про-щай- ай !- отозвались уплывающие в море кулаки».
К.№ 6
« С легкой руки Якова Лукича каждую ночь стали резать вГремячем скот. Чуть стемнеет, и уже слышно, как где-нибудь приглушенно и коротко заблеет овца, пред смертным визгом посверлит тишину свинья или мыкнет телка. Резали и вступившие в колхоз и единоличники. Резали быков, овец, свиней, даже коров; резали то, что оставлялось на завод... В две ночи было ополовинено поголовье рогатого скота в Гремячем. По хутору собаки начали таскать кишки и требушки, мясом наполнились погреба и амбары. За два дня ларек распродал около двухсот пудов соли, полтора года лежавший на складе. «Режь, теперь оно не наше!».« Режьте, все одно заберут на мясозаготовку!». «Режь, а то в колхозе мясца не придется куснуть!»- полез черный слушок. И резали. Ели невпроворот. Животами болели все, от мала до велика... в обеденное время у каждого - масленый рот, всяк отрыгивает, как на поминках, и от пьяной сытости у всех посоловели глаза»
К. № 7
Память о голоде и сталинском законе о колосках отозвалась в военном романе
М.Шолохова «Они сражались за Родину». В нем дано слово старику-овчару: « Моюсноху в тридцать третьем присудили на десять лет. Отсидела семь, остальное скостили. Только в прошлом году вернулась. Украла в этот год натоку четыре кило пшеницы. Не с голоду же ей с детьми подыхать? Вот за эти десять фунтов
пшеницы и пригрохали ей за каждый фунт по годику отсидки».
Приложение
Опорный конспект
К
О
Л
Л
Е
К
Т
И
В
И
ЗА
ЦИ
Я
сущность


причины


цели


сроки


Методы и средства
средства


последствия


итоги


Мониторинг уровня обученности школьников истории по разделу «СССР на пути социалистического строительства» в 11 классе с использованием элементов различных педагогических технологий
Традиционно сложившаяся система оценки и мониторинга обучения зачастую касается знаний учащимися несвязанных фактов, определений или событий. Ученики могут воспроизвести ответы, но не различают всей картины. Процесс же отслеживания планируемых результатов должен быть процессом сбора данных из того, что ученик может. Это должны быть методы, сосредоточенные на мыслительных навыках и умениях (таких, как умение решать проблемы). С целью, отследить возможные выходы осмысленного обучения на уроках истории ученикам была предложена анкета. Опрос включал следующие вопросы:
1.Нравится ли тебе работать в парах, группах?
2.Как ты поступишь, если получил трудное, на твой взгляд, домашнее задание?
3.Что ты сделаешь, если тебе необходимо проработать самостоятельно текст параграфа?
4.Если твой сосед не согласен с твоими выводами по общему заданию, то ты…
5.Если вашей группе дали очень объемное задание, то ты…
6.Нравиться ли тебе выполнять новые, не похожие на другие задания?
7.Как по- твоему, нужен ли такой большой объем информации по школьным предметам?
8.Всегда ли ты слушаешь мнение твоего товарища при ответе?
9.Ты получил учебное задание и …
10.Для чего ты выполняешь домашнее задание по истории?
11.На уроке истории ты умеешь..РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
1.Умение и желание работать в команде 68,5%.
2.Знание как себя вести, если решение проблемы сразу не находиться 52%.
3.Умение творчески решать проблемы 54%.
4.Желание принимать во внимание чужие ценности 69%.
5.Умение организовывать перенасыщенные потоки информации 64%.
6.Способность получать удовольствие от решения неясных парадоксальных задач 35%.
7.Положительным остается и отношение к возросшему объему информации.
8.Желание слушать других 71%.
9.Сформированность прогностических действий 60%.
10. Сформированность действий самооценки 57%.
Наверное, любого учителя интересует, как отражается его инновационное творчество на отдельно взятом ученике. На ученике, не как носителе определенной суммы знаний и умений, а как на ученике-личности, субъекте учебно-воспитательного процесса. Для этого была проведена еще одна анкета, которая включала следующие вопросы:
1.Расставь учебные предметы в порядке твоего к ним интереса.
2.Каким по трудности изучения предметом ты считаешь историю?
3.Изменились ли в последнее время уроки истории?
4.Какие трудности ты испытываешь при подготовке к урокам истории?
5.Что тебе нравится в уроках истории?
6.Что тебе не нравится в уроках истории?
7.Что бы ты предложил улучшить в уроках истории?
8.Что сохранить?
9.Считаешь ли ты, что отметки, выставленные учителем, соответствуют твоим знаниям?
10.Как ты готовишься к урокам истории?
11.На каких уроках тебе попадаются наиболее интересные задания?
Вопросы этой анкеты соответствовали вопросам анкеты, проводимой в начале учебного года, и сравнивались с ответами учеников этого класса ранее. Дополнительными были вопросы №3,5,6,8.
Анализ результатов показывает:
а) По сравнению с началом года отношение к предмету у учеников 11 класса изменилось к лучшему: 39% учеников помещают историю в первую пятерку интересных предметов (было 20%).
б) Среди трудностей при подготовке к уроку в начале учебного года 66% отмечали большой объем параграфов и сложный язык. В конце учебного года данные трудности отметили 51% учащихся, т.е. на 15% меньше.
в) Среди достоинств уроков ученики отметили следующее: возможность высказать собственное мнение-37%;
самостоятельность поиска ответов-30%; возможность узнать новое-75% учащихся.
г) Не нравится ученикам: много писать-33%;нехватка времени-38% учащихся.
д)Предлагают сохранить парную и групповую работу 35%,а было 16%.
е) 83% учеников указали, что постоянно полностью выполняют домашнее задание по истории, было 66%.
Таким образом, на основе анализа результатов анкет можно сделать вывод, что применение на уроках истории элементов различных технологий стимулирует самостоятельность учеников, их познавательную активность, улучшает взаимодействие учеников друг с другом, улучшает отношение к предмету, помогает освоению способов работы с информацией.
В следующих таблицах представлены результаты успеваемости и качества знаний учащихся за два года в 11 классах по итогам изучения раздела «СССР на пути социалистического строительства». Прослеживается 100%-ый уровень успеваемости и стабильно высокое качество знаний учащихся.
Результаты проверочных работ по разделу«СССР на пути социалистического строительства»
год класс Количество учащихся Тема «2» «3» «4» «5»
2012-2013 11 19 СССР на пути социалистического строительства 0 8 9 4
2013-2014 11 21 СССР на пути социалистического строительства 0 5 10 6
2012-2013 2013-2014
Успеваемость Качество знаний Успеваемость Качество знаний 100% 68% 100% 76% Литература
1. Т.А. Корнева «Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах», Волгоград, «Учитель», 2009 г.
2. Е.Н. Сорокина «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10 – 11 классы, сборник элективных курсов, Волгоград, «Учитель», 2006 г.
3. А.Ф. Кузьменко «Тематические схемы по истории России XX века», М., «ВЛАДОС», 2009 г.
4. Киселев А. Ф., Попов В. П. История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009 г.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М.«Педагогика» 1998 г.
6. «Психология» М., «Эксмо» 2004 г.
7. Андреев И. А., Клоков В. А. История России с древнейших времен до начала XXI века. 10 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2009.
8. Киселев А. Ф., Попов В. П. История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010 г.