Урок по информатике «Основные информационные процессы: хранение, обработка, передача информации»

«Основные информационные процессы: хранение, обработка, передача информации»

Ф.И.О. Лычагина Алевтина Юрьевна
Место работы МОУ Анопинская средняя общеобразовательная школа, Гусь-Хрустальный район Владимирская область
Должность учитель информатики и математики
Предмет- информатика
Класс- 5
Тема урока - «Основные информационные процессы: хранение, обработка, передача информации», урок №1
Базовый учебник - «Информатика-5 класс», автор Босова Л. Л.



Цель урока:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах. Знакомство учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации
9. Задачи:
- обучающие:
Освоение обучающимися, в ходе изучения учебного предмета, специфических умений для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, ситуациях, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами.
-развивающие:
Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Развитие  познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.


-воспитательные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, и взрослыми в процессе образовательной деятельности
Воспитание самостоятельности, ответственного отношения к информации, уважительного отношения к мнению одноклассников, дисциплинированности.
Тип урока - введение нового материала
Формы работы учащихся - индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, интерактивная доска, проектор
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1


Повторение
Кроссворд по теме «Человек и информация»
(№1)
Демонстрация ЭОР
Активизация внимания учащихся, фронтальный опрос
Совместные ответы на поставленные вопросы кроссворда,
заполнение ответов кроссворда на интерактивной доске
5

2

Передача-усвоение новых знаний
Классификация информационных процессов
(№2)
Постановка перед учащимися учебной цели, которой необходимо достичь в процессе самостоятельной работы учащихся с видеоматериалом. Знакомство учащихся с ЭОР и правилами работы с ним.

Восприятие информации при просмотре флэш-презентации на ПК
Учащиеся прослушивают и просматривают презентацию

10

3

Гимнастика для глаз
-
Проведение гимнастических упражнений для глаз
выполнение упражнений
3

4

Этап первичного усвоения полученных знаний
-
Консультирует учащихся, если есть трудности при изучении нового материала.
Задает вопросы учащимся по ключевым терминам и понятиям
Совместное обсуждение проблемных вопросов.
Ответы учащихся на вопросы учителя.
4

5

Закрепление-диагностика знаний, умений и навыков
Классификация информационных процессов (№3)
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют задание

10

6
Формулирование выводов урока
Выводы по уроку
Формулирует выводы
Фиксируют выводы
3

7
Постановка домашнего задания
Домашнее задание №3 (№4)
Определяет ЭОР К-типа, предъявляет его в виде презентации, консультирует о процессе его выполнения
Знакомятся с заданием
5


















Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР






Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Кроссворд по теме «Человек и информация»
Информационный источник простой структуры

анимация
http://sch
·°ool-collection.edu.ru/catalog/res/68f35abf-7dd8-44b9-949b-948dfd128851/view/

2

Классификация информационных процессов
ИИСУ
и - тип
флэш- презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Классификация информационных процессов
ИИСУ
к - тип
флэш- презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Домашнее задание №3
Элементарный информационный источник
текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








 Конспект урока
1 этап Организационный
Привествие, проверка готовности учащихся к уроку,
2 этап Повторение
Для проверки изученного на прошлом уроке (тема « Человек и информация») на интерактивной доске демонстрируется кроссворд ( ЭОР №1) и в ходе фронтальной работы с учащимися совместные ответы на поставленные вопросы кроссворда
заполняются на интерактивной доске.
3 этап Постановка целей урока
В ходе беседы, обсуждается термин «процесс». В форме диалога приводятся примеры исторического процесса, физического, процесса переработки, лечения и т.д. Далее существляется переход к разговору об информационных процессах . С помощью наводящих вопросов учащиеся формулирют цель урока: познакомиться с основными информационными процессами: хранением , обработкой, передачей информации.
4 этап Передача-усвоение новых знаний
Учитель предлагает учащимся познакомится с ЭОР №2 «Классификация информационных процессов», изучить теоретический материал, сделать краткие записи в тетраде. Поводится инструктаж по работе ЭОР. В ходе этапа учитель контролирует выполнение задания и осуществляет при необходимости техничекую помощь
5 этап Проведение гимнастических упражнений для глаз (пальминг- осуществление психологического расслабления при расслабление и тренировке глаз.)
Мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы не давили на глазные яблоки, иначе вызовут напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно получиться без каких-либо помех.
Помните: никакого напряжения в руках, кисти должны быть расслаблены.
6 этап Этап первичного усвоения полученных знаний
Учитель задает вопросы учащимся по ключевым терминам и понятиям
Что такое информация?
С какие основными информационными процессами вы познакомились?
Приведите примеры информационных процессов, которые осуществляются в ходе нашего урока?


7 этап Закрепление-диагностика знаний, умений и навыков
Работа с ЭОР№3, которая включает в себя тестовые задания разного уровня ( на соответствие, аналогию, классификацию, простой выбор ответов)
8 этап Формулирование выводов урока
Вывод: Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
9. Постановка домашнего задания
Повторить теоретический материал конспекта.
ЭОР Домашнее задание №3


15