Язык — живая душа народа
живая душа народа»
Турнир полиглотов
Цель: пропаганда литературы по языкознанию, показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана.
Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов, формировать интерес к изучению государственного языка.
Средства обеспечения: проекционный экран, книжная выставка «Ключ к сокровищам духовности», национальные костюмы (казахский, русский) для музыкальных номеров, цитаты с пословицами для оформления зала.
Учащиеся:
Jайырлы к_н, Kымбатты достар!
Добрый день, дорогие друзья!
Good afternoon!
Guten tag!
Библиотекарь: Мы с вами здороваемся на разных языках, потомучто ежегодно, в третье воскресенье сентября, в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана. Объединяющей идеей праздника стало осознание непреходящей ценности каждого языка и культуры, понимание того, что любой язык - это часть духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа - это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
Ученик:
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ученик: АKыл-ойын дананыS,
Ана тілден аламын.
Ана тілім ардаKты
АK с_тіндей анамныS.
Ана тіліS біліп Kой,
ЕркіндігіS, тендігіS.
Ана тіліS біліп Kой,
МаKтанышыS, еддігіS.
ТуCан тілім тірлігімніS айCаCы,
Тілім барда айтылар сыр ойдаCы.
Тілім барда KазаCым бар, халKым бар,
Д‰ст_рім бар ата жолы, салтым бар.
JазаK тілі білімімніS Kайнары,
АталардыS ™сиеті пайдалы.
Библиотекарь:
Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на нашем турнире полиглотов "Язык - живая душа народа", который сегодня пройдет под девизом: "Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана".
В нашей многонациональной Республике Казахстан дружно живут десятки разных народов. На протяжении веков делят они землю и небо, почитая и уважая традиции друг друга. Нет у них камня за пазухой, а только добрые слова и чистые помыслы.
У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть прекрасные слова: "Для меня языки народов - как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду.
То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда"....
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.
Ребенок идет в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
Ученик:
Любой язык по-своему велик -
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Библиотекарь: Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, а государственным языком является казахский язык.
Ученик:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала "мама",
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Библиотекарь: В "Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 годы" отмечено, что реализация ключевой цели программы "Государственный язык - главный фактор национального единства" предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана, повышению престижа употребления государственного языка.
В Основном Законе государства - Конституции Республики Казахстан - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах дети изучают, кроме родного, еще и русский.
Русский язык как один из мировых языков получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
"Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы" предполагает организацию системной работы по сохранению функционирования русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Казахстана, созданию благоприятных условий для изучения.
Ученик:
Но, как родной,
Люблю я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.
(русский народный танец в исполнении Эпп Валерия 3 «Д» класс)
Библиотекарь: Наряду с казахским и русским языками, в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки.
Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, украинском, турецком и других языках.
"Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы" предполагает создание благоприятных условий для изучения и сохранения языков этносов, проживающих в Казахстане.
Ученик:
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два - вопросов нет,
Ты для всех - авторитет.
Тех, кто три прекрасно знает,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре -
Нет людей богаче в мире.
Библиотекарь: Начнем наш турнир полиглотов.
Сегодня на нашем турнире полиглотов принимают участие две команды: команда «Юный эрудит» (3 «Д» класс сш № 38) и команда «Юный полиглот» (4 «Д» класс сш № 38).
1-й конкурс "Приветствие"
Библиотекарь: Подумайте, на каких языках вы сможете поздороваться с соперниками и зрителями. Кто сможет вспомнить больше приветствий на разных языках. Каждая команда говорит по очереди по одному приветствию.
Вопросы на слайдах:
Здоровеньки булы -украинское приветствие
Гудмонинг- английское приветствие
Гутентаг- немецкое приветствие
Добер ден - болгарское приветствие
Бонжур - французское приветствие
Буэнос диас- испанское приветствие
Буна зиуа - румынское приветствие...
2-й конкурс "Угадай, о каком народе идет речь"?
(Вопросы на слайдах).
1-й вопрос. Этот кочевой народ всегда жил в гармонии с природой. Его представители почитали духов воды, степей, лесов и гор. Устраивая жилье, располагали его так, чтобы не мешать гнездиться птицам, не нарушать путей кочевок сайгаков и других животных. Одной из национальных традиций этого народа является охота с прирученными хищными птицами. Орнамент у этого народа является главным видом изобразительного искусства. В нем, как в песне, отражается душа народа. (Казахи)
2-й вопрос. Этот народ - крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более 120 миллионов его представителей. Традиционным занятием народа является земледелие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад, помимо охраны границ империи, занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа - символ богатства, медведь - символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины. (Русские)
3-й вопрос. У представителей этого народа началом жизни ребенка считается достижение им возраста одного года. Только с этого момента малыш начинает считаться человеком. Каждому из детей обязательно справляют годину. Если же этого по какой-либо причине не произойдет, то ребенку, достигшему взрослости, нельзя будет отметить ни свадьбу, ни шестидесятилетие. Представители этой страны именуют себя "люди страны Коре". (Корейцы)
4-й вопрос. История появления представителей этого народа в Казахстане насчитывает более 200 лет. Одними из первых здесь побывали ученые, работавшие в составе различных экспедиций от Российской Академии наук. Так, в 1734 году Фридрих Миллер создал географическое описание Казахстана. Известный математик Эйлер работал в экспедиции, изучавшей низовья реки Урал. По книгам историка Вильгельма Бартольда до сих пор учатся студенты казахстанских вузов. Этот список можно продолжать до бесконечности. (Немцы)
5-й вопрос. У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша. Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян.(Украинцы)
6-й вопрос. На территории Казахстана представители этого народа появились в 30-х годах 19 века. Сюда они были сосланы как политические противники российского самодержавия. Многие из этих людей оставили заметный след в истории Казахстана, например, поэт Г.Золинский, написавший поэму "Казах"; художник Б.Залесский, альбом которого с казахстанскими зарисовками был издан в Париже. У этого народа немало замечательных праздников. Один из них пользуется популярностью и сейчас, называется "Топление Моржанны". олицетворяющей образ зимы. Особенно этот праздник любят дети. Школьники 21 марта идут на речку топить чучело зимы. Этот день считается первым днем весны. (Поляки)
7-й вопрос. Древним богам этого народа уже никто не молится, но их имена, благодаря сохранившимся до наших дней мифам, знают все. Силачей сравнивают с Геркулесом, а воинственных людей - с Марсом, красавиц же именуют Афродитами. (Греки)
8-й вопрос. Дополнительный. Задается при равном количестве правильных ответов.
Венгры называют этот народ" фараоново племя", англичане- "египтянами", французы - "богемцами", голландцы - " язычниками". А под каким именем известен этот певучий народ - странник в нашем государстве? (Цыгане)
3-й конкурс "Знаешь ли ты пословицы?"
Ученик: Жил когда-то человек, который надумал записать все существующие на свете народные пословицы и поговорки. "Хорошую ты придумал себе работу, нужную,- сказал ему один старик, - да только жизни твоей не хватит, чтобы исполнить то, что задумал. Мудрость народную, как океан, ложкой не вычерпаешь". Не поверил тот человек старику. И зря. Сто лет назад это было или двести. А человек свою работу до сих пор не закончил.
Задаине 1. Назовите, какие из приведенных ниже пословиц являются казахскими, а какие - русскими?
- "Друзья в беде познаются". (русская)
- "Ученье - знания родник, знания - жизни светильник". (казахская)
- "Худой мир лучше доброй ссоры". (русская)
- "Век живи, век учись". (русская)
- "Ложкой море не вычерпаешь. Силой народ не покоришь". (казахская)
- "Волков бояться - в лес не ходить". (русская)
"Своя рубашка ближе к телу". (русская)
Задание 2. Вставьте в пословицу пропущенное слово и переведите его, на казахский и английский языки.
- "Без труда не вынешь ... .из пруда" (рыбку, балыK, fish)
-"... .говорит в глаза, а недруг - за глаза" (друг, дос, friend)
- "Делу-время, потехе-....." (Час, сагат, hour)
- "Кашу.....не испортишь" (маслом, май, butter)
- "На воре и......горит" (шапка, б™рік, сар)
"...рубят- щепки летят" (Лес, орман, forest)
Задание 3. Вам даны слова из пословиц. Воспроизведите пословицы полностью.
Дым-огонь (Дыма без огня не бывает)
коса-камень (Зашла коса за камень)
журавль-синица (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
лес-щепки (Лес рубят, щепки летят)
шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
дело-потеха (Делу время, потехе час)
4-й конкурс "Музыкальные инструменты"
Библиотекарь: В этом конкурсе каждая команда называет по очереди по одному инструменту, представленному на слайде и говорит, какой народ или какие народы играют на нем.
Вопросы на слайдах:
Домбра , кобыз - казахские инструменты.
Балалайка, домра, гусли, гармонь - русские инструменты.
Бандура - украинские инструменты.
Цымбала - белорусский инструмент.
Зурна - армянский инструмент.
Тар - закавказский инструмент.
Комуз - киргизский инструмент.
Рубоб - таджикский инструмент.
Бирбине - литовский инструмент.
Варган - латвийский инструмент.
Пармупиль - эстонский инструмент.
Нагора, сурнай, карнай - узбекские инструменты.
5-й конкурс "Праздники разных народов"
Библиотекарь: Командам нужно назвать праздники разных народов и сказать, чему они посвящены.
Слайды-подсказки:
Сабантуй - татарский праздник, отмечается после окончания весенних полевых работ.
Наурыз - праздник Нового года у казахов, узбеков, таджиков...
Масленица - русский праздник. Получил название от обильной масляной еды.
Топление Моржаны - польский праздник. Проводы зимы.
Праздник Ивана Купалы - летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине.
6-й конкурс "Блюда разных народов".
Библиотекарь: Командам необходимо по фотографиям на слайде, отгадать какое блюдо к какой национальной кухне относится.
Вопросы слайда:
- Пицца с ветчиной (Итальянская кухня)
- Чак - чак (Татарская кухня)
- Винегрет (Русская кухня)
- Вареники с вишней (Украинская кухня)
- Казы, карта (Казахская кухня)
- Картофельные драники (Белорусская кухня)
- Хачапури (Грузинская кухня)
- Цимес (Еврейская кухня)
Люля - кебаб (Азербайджанская)
7 -ой конкурс «Полиглот».
Национальные особенности каждого народа обязательно проявляются в его кухне. Вам предстоит угадать, на каком языке звучит название национального блюда, и вы убедитесь, что знаете слова не менее, чем из 10 языков мира.
Люля-кебаб - на азербайджанском.
Пудинг - на английском.
Сациви, хачапури - на грузинском.
Пицца - на итальянском.
Беспармак - на казахском.
Сомса - на киргизском.
Мэмэлигуцэ - на молдавском.
Чак-чак - на татарском.
Суши – на японском
Переведите казахские национальные блюда на русский язык:
ірімшік (творог),
ш_бат (кислое верблюжье молоко),
Kымыз (напиток из кобыльего молока),
айран (кефир),
табанан (пшеничный хлеб),
KуймаK (оладьи),
KуырдаK (жареное мясо),
палау (плов),
бесбармаK (блюдо из вареного мяса),
Kазы (колбаса конская)
Поболтаем не спеша по-казахски - казаKша
БіздіS д‰ст_ріміз - наши традиции.
Просто огромная
Д_ние - Вселенная.
Впрочем, тоже не мала
Степь казахская дала.
Хранит народ, гордится
Д‰ст_р, - свои традиции.
Коль гость пришел -
Крестьянин или хан,
Всем угощенье - дастархан!
Несет радушие и мир
Эпоха наша - д‰уір.
Хотим учить родной язык:
В нем мудрость предков - даналык.
Передовыми быть хотим,
Растим в себе талант - дарын.
(казахский танец в исполнении Эпп Валерии, ученицы 3 «Д» класса)
Блиц-турнир
1. Как называется наука о языке?
(Лингвистика, языкознание)
2. Что такое язык?
(Орган вкуса, а у человека участвует в образовании звуков речи )
3. Объясните следующие выражения:
а) Держать язык за зубами (Молчать, когда это нужно)
б) Злые языки (Сплетники, клеветники)
в) Что на уме, то и на языке (Что думает, то и говорит)
г) Сорвалось с языка (Сказал нечаянно, не подумав)
д) Язык проглотишь (Очень вкусная еда)
4. Назовите язык на котором говорит самое большое количество народа?
(Китайский, 700 млн. человек)
5. Сколько в мире языков?
(Более 2700 +3000 диалектов)
6. Как называют знатока многих языков?
(Полиглот)
7. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? (День языков)
8. Какой язык в Казахстане является государственным? (Казахский)
9. Какой язык в Казахстане является языком межнационального общения? (Русский)
Библиотекарь: Наш Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его проекте "Триединство языков" сказано: Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык - государственный язык нашего народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык - язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны.
Ученик:
Play-Time
School is over,
Oh! What fun!
Lessons finished
Play begun.
Now's the time
For merry play
No more lessons
For today.
Be Tidy
Learn your lessons
As well as you can
Be tidy like Nike
Not tidy like Dan.
А "Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы" будет активно содействовать изучению английского и других иностранных языков, расширяя международное сотрудничество и образовательное пространство процесса обучения иностранным языкам.
Ученик:
Язык друзей учу со смаком,
Беседуя... за бесбармаком.
И твердо верю я, что он
Седьмым войдет в словарь ООН.
Путь к торжеству весьма не близкий,
Пока ж в ООН звучат английский,
Китайский, русский и испанский,
И, прежде безнадежно рабский,
Звучит уверенно арабский.
Хочу услышать я скорей
Родной язык своих степей.
И знаю,что приходит время -
Заговорим мы непременно
В кругу ооновском, не узком,
Не на английском и французском,
Не только на великом русском,
А с ним звеном одной цепи -
На языке родной Степи!
Библиотекарь: Каждый язык- это целый мир. Язык - это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.
Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг продвинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Язык народа - одно из главных его богатств. Каждый народ считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть. Важно только, чтобы мы с таким же уважением относились к наречиям тех, кто нас окружает.
На этой доброй ноте наш турнир полиглотов подошел к концу.
Но Неделя языков продолжается. Я предлагаю вашему вниманию выставку книг "Ключ к сокровищам духовности".
Спасибо за внимание!
15