Тематический план по дисциплине Русский язык и литература. Литература (профессия Масер по обработке цифровой информации
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов (обучающихся)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Русская литература в.п. XIX в.
75+ 46с/р
Тема 1. Общественно-политическое положение России в середине XIX в, особенности литературного процесса
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
2
2-3
Самостоятельная работа: работа с первоисточниками (конспектирование литературоведческих и культурологических текстов, подготовка презентаций)
2
Тема 2. А.Н.Островский.
4
Сведения из биографии. А.Н. Островский- основоположник русского драматического театра. Герои и пьесы А.Н. Островского и их значение в познании быта и нравов различных слоев общества. Комедии Островского «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги»* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).
2
2
Анализ пьесы «Гроза» А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
2
2-3
Самостоятельная работа: конспектирование статей Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.П. Григорьева о драме «Гроза».
Полемика вокруг финала драмы «Бесприданница» в театре и кино (для самостоятельного чтения); составление текстуальных характеристик; чтение программных произведений.
2
Тема 3 И.А.Гончаров.
6
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии. Творческая история романа.
2
1
И. И. Обломов – «герой своего времени» «Сон Обломова» как художественно-философский центр романа. Прием антитезы в романе «Обломов». И.И.Обломов и Андрей Щтольц. Взгляд на настоящее и будущее России.
2
2
Прием антитезы в романе «Обломов». Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
2
2-3
Самостоятельная работа: Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.)- конспектирование статей; чтение художественных произведений.
2
Тема 4. И.С.Тургенев
4
Сведения из биографии.
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.
2
1-2
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
2
2-3
Самостоятельная работа: чтение произведений «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе; составление сравнительных характеристик.
4
Тема 5. Н.А.Некрасов
3
Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Вчерашний день, часу в шестом», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны».
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).
3
2
Самостоятельная работа: Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.(Ознакомиться с содержанием поэмы; сделать анализ одного эпизода, выучить наизусть отрывок, презентация).
5
Тема 6. Ф. И. Тютчев и А.А.Фет
4
Сведения из биографий. День и ночь в поэзии Ф.И.Тютчева. Художественное своеобразие лирики А.А. Фета. Анализ стихотворений.
4
2
Самостоятельная работа: Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта, написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А.А.Фета»; сравнить поэзию А. Фета и Ф.Тютчева; Анализ тютчевских стихов «Денисьевского цикла», выучить стихотворение наизусть.
3
Тема 7. М.Е.Салтыков - Щедрин
2
Сведения из биографии.Сказки. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
2
2
Самостоятельная работа: Выписать афоризмы из 2-3 сказок, сделать письменный анализ одной из сказок; «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.
3
Тема 8. Ф.М. Достоевский
8
«Человек, который весь борьба». Сведения из биографии. Петербург Достоевского, утверждающий теорию Раскольникова о праве сильной личности на преступление.
2
1-2
Теория Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений.
2
2
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
2
2
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Эпилог романа.
2
2
Самостоятельная работа: Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.) –конспектирование критических статей; прочитать тексты художественных произведений; подготовить заочную экскурсию по Петербургу Достоевского, подготовка презентаций .
3
Промежуточная аттестация (в форме тестирования, защиты проектов, контрольная работа)
2
Тема 9. Л.Н.Толстой
20
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
«Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком» Слово о писателе. История создания романа «Война и мир», композиция, смысл заглавия
4
1-2
Петербург Л.Н.Толстого. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». В гостиной А.П. Шерер. Именины у Ростовых. Лысые горы.
2
2-3
Историческая тема в романе «Война и мир». Аустерлиц- «эпоха срама и поражения»
4
2-3
Путь духовных исканий Андрея Болконского. Авторский идеал семьи. Путь духовных исканий Пьера Безухова. Авторский идеал семьи.
4
2-3
«Настоящая жизнь» любимых героев Л.Н.Толстого. «Жизнь сердца». Тема любви в романе «Война и мир»
2
2-3
Бородинское сражение - кульминационный пункт в развитии действия романа. Кутузов и Наполеон. Проблема народа и личности. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
2
2-3
«Дубина народной войны» в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева.
2
2-3
Самостоятельная работа: «Севастопольские рассказы».* Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Рефераты: Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века; индивидуальные задания по роману «Война и мир»; подготовка заочной экскурсии по Петербургу Л.Толстого с презентацией; презентации «Война 1812 года на страницах романа «Война и мир».
6
Тема 10. А.П.Чехов.
6
Сведения из биографии. Художественный мир А.П.Чехова. «От маленького человека» к «мелюзге»: эволюция темы. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
2
1-2
Деградация человеческой личности в повести «Ионыч»
2
2-3
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» и рассказе «Невеста». «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
2
2-3
Самостоятельная работа: Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух) конспектирование критических статей; индивидуальные задания; письменно проанализировать «маленькую трилогию» с т.з. художественной формы по предложенному плану; написать сочинение-миниатюру на тему «Кто такие «футлярные люди?»или «Счастливые или несчастливые герои «маленькой трилогии»».
4
Тема 11. И.А. Бунин.
6
Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья». Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.
4
2
Анализ рассказов: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Поэтика И. А. Бунина.
2
2
Самостоятельная работа: Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов)- конспектирование критических статей; письменный анализ одного прозаического и одного лирического произведений писателя; выучить наизусть понравившееся стихотворение; подготовка презентаций
6
Тема 12. А.И.Куприн.
4
Сведения из биографии.
Анализ рассказов: «Олеся», «Поединок».
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
4
2
Самостоятельная работа: Критики о Куприне* (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов)- конспектирование критических статей; чтение художественных произведений.
4
Тема 13. А.М. Горький.
6
М. Горький – поэт. Анализ лирики и ранних рассказов: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти- мордасти», «Старуха Изергиль».
Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
2
1-2
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.
4
2-3
Самостоятельная работа: Критики о Горьком*. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский)- конспектирование критических статей; чтение и анализ художественных произведений.
4
Раздел 2 Поэзия серебряного века
26+16с/р
Тема 1. Символизм как литературное направление.
10
Истоки •°русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
4
1-2
А.А.Блок. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет», «О, я хочу безумно жить», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.
4
2-3
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
2
2-3
Самостоятельная работа: Составить антологию поэзии символистов на одну из предложенных тем; выучить наизусть понравившееся стихотворение.
8
Тема 2. Акмеизм как литературное направление.
4
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.
Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
2
1-2
А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.
Анализ стихотворений: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Муза», «Поэма без героя».
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой
4
2-3
Самостоятельная работа: Статьи А.А.Ахматовой о Пушкине- сделать выписки; Составить антологию поэзии акмеистов на одну из предложенных тем; выучить наизусть понравившееся стихотворение.
6
Тема 3. Футуризм как литературное направление.
4
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин*. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
2
1-2
В.В. Маяковский. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Поэма «Во весь голос»*. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.
2
3
Самостоятельная работа: Составить антологию поэзии футуристов на одну из предложенных тем; выучить наизусть понравившееся стихотворение.
4
Тема 4. С.А.Есенин
4
С.А. Есенин. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом», «Неуютная, жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
2
2-3
Поэма «Анна Снегина»* – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
2
2
Самостоятельная работа: подготовка к контрольному сочинению; индивидуальные сообщения; письменный анализ одного произведения; выучить наизусть понравившееся стихотворение.
4
Тема 5. М.И. Цветаева
2
М.И. Цветаева. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
2
2-3
Раздел 3. Проза и поэзия рубежа XIX-XX вв
22+4с/р
Тема 1. А.П. Платонов
2
А.П. Платонов. Сведения из биографии.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
2
2
Тема 2. М.А.Булгаков
Тема 3. М.А.Шолохов
8
М.А. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.
4
2
Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
4
2
8
М. А. Шолохов. Сведения из биографии
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
4
2
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
4
2
Самостоятельная работа: Подготовка рефератов на одну из тем: Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.; чтение дополнительных произведений: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман» М.Булгакова; «Донские рассказы»*: Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Подготовка к контрольной работе.
4
Тема 4. Б.Л. Пастернак
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
4
2
Раздел 4. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
10+4 с/р
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
6
2
А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.
Анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей
Поэма «По праву памяти»* – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.
4
2
Самостоятельная работа: Чтение романа «Доктор Живаго», стихи, поэмы; подготовка рефератов, написание сочинений, чтение наизусть понравившихся стихотворений
4
Раздел 5. Произведения писателей в.п. XX в, получившие признание современников
24+6с/р
Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор).
И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского Зарубежья старшего поколения.
В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька».
Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.
4
1-2
Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
6
2-3
А.И. Солженицын. Сведения из биографии.
«Матренин двор»*. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
4
2-3
И. Бродский. Сведения из биографии. Анализ стихотворений
2
В.М. Шукшин. Сведения из биографии.
Анализ рассказов: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
4
1-2
Современная литературная ситуация. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
Повторение и обобщение полученных знаний.
4
1-2
Самостоятельная работа: Повторение изученного материала, подготовка к проверке следующих материалов:
- читательский дневник
-конспект лекций (раб. тетради)
-конспект литературоведческих статей
6
Резерв учебного времени
3
ВСЕГО: 237 часов
160+77с/р
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Заголовок 215