Методическая разработка Завершенная система авторских уроков по истории в 9 классе СКоШ 1. Урок мужества (Битва за Москву). 2. Блокада Ленинграда. 3. Сталинградская битва — коренной перелом в войне.
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» городского округа Стрежевой
(МКСКОУ СКОШ VIII ВИДА)
636783. Томская область, г. Стрежевой
Ул. Викулова 1/2 skol@strj.tomsknet.ruТел/факс. 5-73-07
Методическая разработка:
«Завершенная система авторских уроков»
Разработала:
Валиева Гульназ Адиповнаучитель МКСКОУ СКОШ VIII вида
I квалификационная категория
Содержание
Пояснительная записка стр.3-4
Серии уроков:
а) Урок мужества (Битва за Москву) стр. 5-10 б) Блокада Ленинграда стр.11-18
в) Сталинградская битва – коренной перелом в войне стр.19-27
3. Использованная литература стр.28
Пояснительная записка
На конкурс представлена методическая разработка серии уроков по истории в 9 классе МКСКОУ СКОШ VIII вида.
Уроки имеют воспитательную, патриотическую, компетентностную направленность.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида в силу своих психофизических особенностей обладают недостаточным объёмом восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью неустойчивое, память кратковременная, преобладает наглядно – образное мышление.
Поэтому применяются особые формы и методы, которые помогают развивать высшие психические функции, с целью формирования основных ключевых компетентностей детей:
коммуникативных, социальных, трудовых, информационных.
Так же в ходе уроков у учащихся формируются УУД:
-познавательные;
-личностные;
-коммуникативные
Учащимся коррекционной школы свойственно неполноценное восприятие теоретического материала, поэтому на уроках широко используются ИКТ (видеофильмы, слайдовые презентации) по соответствующей тематике. Работа учащихся на уроках активизируется посредством применения специальных коррекционных упражнений.
Для лучшего усвоения знаний устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями: работа по карте, по словарю, работа в тетрадях, а также идёт смена видов деятельности.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет избежать утомляемости и поддерживать высокую работоспособность учащихся в течение всего урока.
Уроки носят личностно – ориентированный характер, основными особенностями которого являются:
- Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
- Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
- Организация обмена мыслями , мнениями, оценками;
- Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей;
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
- Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
- Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
- Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
В рамках реализации Программы развития школы «Развитие ключевых компетентностей обучающихся МКСКОУ СКОШ VIII вида» применяются следующие продуктивные технологии обучения: личностно – ориентированные, индивидуализации и дифференциации обучения, работа в группах, в парах, деловая игра, элементы проектирования.
В результате повышается мотивация к обучению, наблюдается личностное развитие учащихся, что положительно влияет на качество обучения.
Представленные уроки рассчитаны на учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Уроки проводится по плану, составленному в соответствии с программой Воронковой В. В. по учебнику «История России» (авторы Б.П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина).
Данные уроки - про мужество советских людей во время Великой Отечественной войны.
Спектр целевых ориентаций данных уроков – развитие положительных личностных качеств, воспитание патриотизма, развитие коммуникативных компетентностей обучающихся, способствующих духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в социуме.
Основные формы и методы, используемые на уроках, которые помогают детям сразу включится в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку:
-Элементы технологии «Дебаты»
-Взаимосвязь с другими темами данного предмета;
- Постановка и решение проблемного вопроса;
- Блиц – турниры;
- Прослушивание песен;
- Слайдовые презентации;
- Кроссворды;
- Доклады учащихся (самостоятельная подготовка ученика);
Уроки проводились в рамках предметной недели истории. Учитель и учащиеся 9 класса были организаторами этого события: выпустили стенгазету «Наши деды – славные победы», самостоятельно провели викторины по истории России, с целью выявления лучшего знатока истории в школе среди учащихся 7-9 классов, подготовили стенд «Никто не забыт, ничто не забыто.»Участие в неделе истории стимулировало познавательный интерес учащихся к изучению истории ВОВ. Дети вместе с родителями изучили семейные архивы, принесли фотографии, при встрече с ветеранами с интересом слушали выступление участников ВОВ. Подготовка учащимися материалов и постановка проблем научила работать с документами, фотохрониками, таблицами статических данных, делать выводы, формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.
Изучение такой дисциплины как история призвано обогатить знания, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, изучать традиции своего народа, а также развивать коммуникативные способности учащихся, коллективизм, чувство долга, ответственность перед страной и ее жителями.
Изучаемый материал построен по основным принципам коррекционной педагогики:
доступность, научность, цикличность, системность.
В ходе проведения уроков решаются следующие коррекционно – образовательные, коррекционно – воспитательные, коррекционно - развивающие задачи:
- Систематизация полученных знаний и представлений;
- Расширение кругозора школьников:
- Обогащение словаря терминами, расширение лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- Улучшение зрительного восприятия, активизация познавательной деятельности;
- Закрепление знаний, умений полученных ранее;
- Систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях.
Урок мужества по истории России (№1)
ТЕМА: «БИТВА ЗА МОСКВУ»
Цели:
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; любви к Родине;
расширение представления учащихся о военных годах, героизме советского народа;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Задачи:
- формировать у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;- воспитывать заботливое, бережное отношение к старшему поколению россиян, желание оказать необходимую помощь и поддержку;- сохранить память о минувших годах и героизме советского народа.
Оформление:
Компьютерная презентация
Репродукции картин, посвященных Московской битве
Фотографии мест сражения, военной Москвы и героев, участников
сражений
Выставка книг о Московской битве
Выставка рисунков, посвященных сражениям.
Оборудование:
Оформление выставок, мультимедийная установка, экран, презентация «Битва за Москву».
Тип урока: Изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
I. Объяснение нового материала.Учитель:
Мы сейчас живем в мирное время. Никто из вас не знает войны, но вы слышали о ней от старших, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Летят годы. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Потому что мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!
Четыре долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать … 38 лет.
II. Актуализация знаний учащихся (Фронтальный опрос):
1.Когда началась Вторая мировая война?
2.Кто ее развязал?
3.Объясните этимологию слова ”фашизм”?
4.Кто был во главе фашистов?
5.Когда немцы напали на Советский союз?
6.Почему война называется Великой Отечественной?
Слайды № 1-3: 72 года Московской битве.
На фронтах войны решалась судьба народа, судьба страны. Враги продолжали наступление, несмотря на большие потери. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – Москве. Гитлеровцы считали, что захват Москвы – это дело нескольких недель. В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но все планы объединяло одно – стремление стереть огромный город с многомиллионным мирным населением с лица земли. Уже делались приготовления к тому, чтобы окружить город таким плотным кольцом, чтобы ни один человек не мог покинуть Москву.
В 2013 году отмечается – 72-летие Московской битвы.
Среди крупнейших битв второй мировой войны Московская битва занимает особое место. Это сражение продолжалось 203 суток. Битва под Москвой включала в себя два периода: оборонительный (30 сентября-5-декабря 1941года.) и наступательный (5 декабря 1941г.-20 апреля 1942года.)
Именно под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига».
Слайды № 4-5: Операция «Тайфун»
Наступление фашистских войск началось 30 сентября массированными танковыми ударами ей удалось прорвать оборону Советских войск и 6 октября выйти к Вязьме.Уже на 17-й день войны Гитлер заявил о своем решении сравнять Москву с землей. Гитлер надеялся затопить Москву и ее окрестности, создать на его месте озеро.План наступления на Москву в гитлеровском штабе носил многозначительное кодовое название «Тайфун»: так подчеркивалось сокрушительная сила готовившегося натиска. Для выполнения задуманного Гитлер выделил 74 дивизии, которыми командовали опытные генералы Штраус, Клюге, Бок ,Гот Гепнер и Гудериан. Им противостояли советские войска Западного, Резервного и Брянского фронтов. В живой силе и технике превосходство фашистов было неоспоримо. Что же касается героизма и мужества советских людей, то в этом плане гитлеровцы превзойти нас не смогли.
Ученик: Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы! И сколько б мы песен ни пели Их мало для нашей Москвы. Михаил Светлов
Слайд № 6: Добровольцы. Защита города.
Зима в тот год была ранняя и очень холодная. Земля стала крепкая как камень, и вражеские танки могли пройти в любом месте. Этим воспользовалось немецкое командование, чтобы начать новое решительное наступление. Не считаясь с потерями, враг рвался к городу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 25-33 километра. Гитлеровские солдаты вырывали друг у друга бинокли, надеясь разглядеть Кремль.
Над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. В первые же дни войны в Москве тысячи призывников спешили на сборные пункты военкоматов, и рядом с ними – добровольцы, не состоявшие на воинском учете. Было создано многотысячное народное ополчение. Москва превратилась в настоящую прифронтовую крепость.
III. Работа по иллюстрации учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.171 и расскажите, как москвичи защищали Москву?
В Подмосковье, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, устанавливали проволочные заграждения. Для защиты города от авиации немецко-фашистских захватчиков на площадях и дворах установили зенитные орудия, в небо поднимались аэростаты. Были замаскированы важнейшие архитектурные сооружения города, окна закрывались так, чтобы свет не попадал на улицу. Станции московского метро стали надежными бомбоубежищами.
Ученик:
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
Учитель: По плану немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Фашисты надеялись испепелить и сровнять с землей весь город. Для этой цели было выделено 1200 бомбардировщиков.
IV. Работа со словарем Даля. Значение слова «эвакуировать» читает ученик.
Слайд № 7: Можайская линия.
Звучит в записи грохот орудийных залпов, взрывы.
Учитель: У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Бои шли в 80-100 км от Москвы. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии оборонные запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они смогли задержать врага. Из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков, назначенный командующим Западным фронтом.
Но несмотря на все это, к середине октября враг вплотную подошел к столице. 20 октября в Москве было введено осадное положение.
Звучит песня “О защитниках Москвы”. Звучит выступление Сталина (грамзапись)
Слайд № 8 Парад на Красной площади.
V. Работа по учебнику.- Прочитайте последний абзац на стр. 171. Ответьте на вопрос:
- Почему Сталин не отменил парад 7 ноября 1941года?
Слайды № 9-10: 316 стрелковая дивизия.
Учитель: Лишь упорное сопротивление советских воинов спасло столицу. Особо отличились панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16 ноября 1941 года в 4-х часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника. Всю страну облетели слова Клочкова : «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.
Не только на фронте было тяжело, но и в тылу, куда так редко приходили письма с фронта, людям тоже приходилось проявлять героические усилия для обеспечения воевавших всем необходимым.
Слайд № 11: Контрнаступление под Москвой
Учитель: 5 декабря 1941 года гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, советские войска перешли в контрнаступление по всему фронту. Советские войска переходили в наступление, когда численное превосходство в людях, артиллерии и танках было еще на стороне противника. И тем не менее, враг потерпел крупное поражение. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.
И все ж, преодолевая ожесточенное сопротивление советских войск, фашисты приближались к Москве. Однако к городу им пробиться так и не удалось. На его защиту поднялась вся страна.
С Урала и Сибири, из Средней Азии и Дальнего Востока подошли эшелоны с пополнением боеприпасов и вооружением.
Заслушивается сообщение (в записи) Левитана о контрнаступлении советских войск под Москвой.
Слайд №12: Соотношение сил СССР и Германии.
Задание. Посмотрите на слайд и скажите, на чьей стороне было превосходство в битве за
Москву?
Слайд №13: Итоги и значение битвы за Москву.
Учитель: Но именно на подступах к столице в декабре 41-го ковалась Великая Победа. А в сердцах всех россиян жива память о тех воинах, которые своим подвигом, совершённым в те грозные дни, когда враг стоял уже у самых стен Москвы, защитили нашу столицу.
Ученик: В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны.
- Красная Армия освободила тысячи городов и деревень.
Страна выдержала и выстояла самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв.
Впереди еще были долгие и страшные годы войны. Московская битва – это только одна из героических страниц войны. Впереди еще были долгие, тяжелые годы испытаний.
Но мы, потомки погибших в те годы героев-защитников, всегда будем помнить их беспримерный подвиг, который они совершили во имя светлого будущего своих потомков е.т. нас с вами.
VI. Закрепление пройденного материала.
Блиц – турнир.
1. Как назывался план нападения на Советский Союз?
2. Что предполагал план Барбаросса?
3. Когда началась Великая Отечественная война?
4. Кто первым из советского руководства выступил с обращением к советскому народу?
5. Кто был назначен Верховным главнокомандующим Советского союза в начале войны?
6. Как называлось немецкая операция по захвату Москвы?
7. В чём причины неудач Красной Армии в 1941 г.?
8. Каков главный результат победы советских войск под Москвой?
VII. Домашнее задание.
Написать сочинения по теме «Я помню! Я горжусь».
VIII. Рефлексия по итогам урока. Выставление оценок.
Урок (№2) по истории России
Спектр целевых ориентаций:
дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
коррекционно-образовательные: объяснить понятие «блокада», познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать
необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской
армии.
коррекционно - развивающие: развитие коммуникативных компетентностей, умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
коррекционно-воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев, павших за Отечество; воспитывать гордость за свое Отечество.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент. (ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «От героев былых времён» в исполнении Евгения Аграновича).
Учитель Ученик
О чем мы прослушали песню? О Великой Отечественной Войне
Когда была война эта война? С 22 июня 1941года по 9 мая 1945 год
В каком веке? Покажите на ленте времени? В 20 веке
Сейчас какой век? 21 век
А мы помним про эту жестокую войну? Чествуем ветеранов? Отмечаем день победы? Мы смотрим фильмы про эту войну, встречаемся с ветеранами, читаем в книгах. Каждый год отмечаем день победы 9го мая, ходим в парковую зону, возлагаем цветы к памятнику.
Как вы думаете почему? Это наша история, наше прошлое. Мы должны знать свою историю, чтобы в будущем как можно меньше допускать ошибки.
2.Повторение пройденного материала.
Блиц - турнир.
Слайд. Вопросы блиц – турнира.
Когда началась ВОВ?
Когда началось наступление на Москву?
Кто руководил ГКО?
Какое новое оружие появилось на фронтах войны?
Зачем эвакуировали промышленные предприятия вглубь страны?
3.Актуализация знаний учащихся.
Учитель Ученик
Посмотрите на фотографии этих городов. О боях за какой город мы с вами говорили на прошлом уроке? О Москве. Сегодня будем говорить о Ленинграде.
Сегодня мы с вами поговорим о боях за Ленинград. Скажите, о боях за какой город мы будем говорить на следующем уроке?
О городе герое – Сталинграде.
Слайд 1. Карта России.
Учитель Ученик
Можно ли на карте найти город Ленинград? Почему? Как сейчас называется этот город? На карте невозможно найти город Ленинград, потому что теперь он называется Санкт - Петербург
Историю переименования расскажет Айнур.
История наименования города
Санкт-Петербург (нем. город Св. Петра), а также первоначальная (нидерландская) форма официального названия Sankt Pieter Burch (Сан(к)тпитербурхъ) — со дня основания города 16 мая 1703 года до 18 августа 1914 года; в честь апостола Петра — небесного покровителя Петра I. Первоначально так была названа крепость, заложенная в середине мая 1703 года на Заячьем острове, вскоре название распространилось на весь город. В неофициальном употреблении город называли Петербург, а в просторечии — Питер.
18 августа 1914 года принято второе в истории города официальное имя — Петроград — после вступления России в Первую мировую войну, как более патриотическое, взамен немецкого названия «Санкт-Петербург».
26 января 1924 года II Всесоюзный Съезд Советов СССР удовлетворил просьбу HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2" \o "Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов"Петросовета (инициатива Григория Зиновьева) и переименовал своим постановлением Петроград в Ленинград. Город был назван в честь В. И. Ленина, революционера, одного из организаторов Октябрьской революции 1917, основателя и руководителя Советского государства.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года № 1643-1 городу возвращено его первоначальное наименование — Санкт-Петербург. На протяжении 1990-х и в начале XXI в. в речи некоторых людей старшего поколения продолжает встречаться прежнее название — «Ленинград», в то время как из речи людей помоложе оно исчезло практически мгновенно.
Итак, мы сегодня будем говорить о боях за город Ленинград. Тема сегодняшнего урока: «Блокада Ленинграда»
Слайд 2. Тема урока.
Словарная работа.
Учитель Ученик
Как вы понимаете слово блокада? Блокировать что либо. Оцеплять.
Прочитает из словаря Артур. Чтение из словаря Даля.
Похожи ли определения? Какое определение подходит для сегодняшнего урока? Правильно. Блокада – кольцо окружения города группировкой противника. Блокада – кольцо окружения города группировкой противника.
Слайд 3. Блокада Ленинграда.
Учитель Ученик
Противник - в данном случае?
Войска немецких фашистов
Кто хотел истощить и принудить к капитуляции? Гитлер хотел истощить и принудить к капитуляции.
Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать Ленинград в бинокль. Объяснение нового материала.
Учитель Ученик
Я сейчас буду вам рассказывать, а после вы ответите на вопрос, который сейчас на экране.
•Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
Слайд 4. Ленинград до войны.
В Ленинграде находились крупнейшие советские военные мероприятия. Ленинград являлсякрупным морским портом. Ленинград был несколько веков столицей Российского государства.Там находится огромное количество архитектурных памятников. В великолепных дворцахЛенинграда хранятся картины, скульптуры и другие произведения искусства. Ленинград былгордостью Советской станы, поэтому Гитлер и хотел разрушить этот город. Фашисты говорили, чтоМосква - это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так истрана потеряет боевой дух, когда лишится Ленинграда.Но жители мужественно обороняли свой город,
•Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?
(Слайды)
Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали город. Эвакуация жителей. Тысячи ленинградцев вышли на строительства оборонительных сооружении. Они рыли окопы, делали земляные насыпи, обносили их колючей проволокой. Маскировочными сетками и пустыми мешками закрывали скульптуры, чтобы их не было видно с воздуха.
Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска. Шли кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. Сотни солдат гибли под обстрелом неприятельской артиллерии. На помощь им в городе начали формироваться отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто способен был держать оружие, вышли на защиту города. На работу вышли женщины, дети, старики.
Наступила зима. Отопление, свет и воду в квартирах отключили. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву. В комнатах ленинградцы ставили железные печки, которые топились книгами и мебелью.
Слайд 5. Буржуйка.
Так им приходилось обогреваться. На этих печках кипятили воду и готовили еду. Печки быстро остывали, и в них приходилось подкладывать все новое и новое топливо. Горожане прозвали их за это «буржуйками». Посмотрите на рисунок. Что вы видите?
Бомбёжки были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод, Слайды про кусок хлеба.
Ели все: жмых, опилки, казеиновый клей.
Холод, голод, железную печку.
7. Физминутка.
Мы с вами поиграем. Я буду говорить слова. Если эти слова как-то связаны с блокадой, вы
встаёте. Если нет-сидите.
Голод.
Торт.
Холод.
Мороженое.
Бомбёжки.
Работа по учебнику.
Учитель Ученик
Прочитайте последний абзац на стр.184.
Что для вас непонятного в этом абзаце? Рассмотрение «Дороги жизни»
Норма хлеба по карточкам все уменьшалась. Положение в городе стало катастрофическим. Тогда ГКО принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера.
Почему дорогу по Ладожскому озеру назвали «Дорогой жизни»?
Под постоянным огнем противника бойцы стали расчищать ладожский лед от снега. По льду пошли первые автомобили с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли истощенных голодом женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму, пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города назвали «Дорогой жизни».
Слайд 7. «Дорога жизни»
Учитель:
900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под артиллерийским обстрелом, умерли от голода и холода. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. Фашисты просчитались. Жители нашли в себе силы и очищали город, делали грядки и высаживали рассаду. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их пример служил во время войны примером стойкости для всех советских людей. Но лишь к 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Окончательно город был освобожден только в 1944 году.
Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой! Тысячи ленинградцев лежат на Пискарёвском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1941, 1942,1943,1944. Центр мемориала - 6-ти метровая величественная бронзовая фигура
Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.
Слайд 8. Мемориал «Родина – мать».
Учитель Ученик
Сколько дней длилась блокада?
900 дней и ночей
Почему спустя столько лет мы помним блокаду Ленинграда? Отмечаем этот день 27 января? Чествуем ветеранов? Рассказываем об этом своим детям?
В этой войне погибло огромное количество наших соотечественников. Они сражались за нашу Родину, за то, чтобы мы жили свободно в нашей стране, говори на родном языке. Мы не имеем права забыть о подвигах этих людей. Мы им обязаны. И наши дети тоже будут об этом говорить и гордится своими прапрадедушками, прапрабабушками.
Мы были бы рабами. У нас не было бы своего языка, своей культуры.
8.Первичное закрепление. Кроссворд.
9.Игра «Снежный ком»
Цель: развитие аудиальной памяти, внимания.
Каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавляя к ним новое слово. Слова на тему
« Война»
Рефлексия по итогам урока.
Выставление оценок.
Урок (№3) по истории России
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
Коррекционно -образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
Коррекционно-развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.
Коррекционно -воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.
Оборудование урока: Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (видео, фото и фоно документы по теме), фотографии и иллюстрации на доске по теме урока
Ход урока:
Организационный момент. (Видеоролик о войне)
Актуализация знаний учащихся :
Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти кадры, какие эмоции у вас возникают?
Как вы думаете, какие события иллюстрирует этот ролик?
Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население .Вы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем.
На этих кадрах вы видели не только взрослых людей, но и детей.
Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.
Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю , нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Да для того, чтобы вы никогда, никогда не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких…
А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистским злом, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
Повторение материала, изученного ранее:
В течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом ВМВ и непосредственно началом ВОВ. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Первое задание: показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
Второе задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Третье задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме?
Постановка проблемного вопроса.
Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
На доске основное понятие « коренной перелом в войне» -процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
Изложение нового материала учителем:
В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.
Закрепление восприятия учащимися: (просмотр видеоролика)
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
В Середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.
Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа Вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
Проверка восприятия.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев.
Удивительный подвиг совершило подразделение Павлова, удерживающее одно из городских зданий в течение 59 дней. Он так и называется сейчас домом Павлова.
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.
Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М. С. Шумилов).
А рядом с бойцами регулярной армией сражались жители города.
Работа по содержанию архивного документа (Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова , командующего 62-й армией)
Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой.
(Дается характеристика данного этапа сражения.)
Возможный ответ учащихся: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.
«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»
Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все Условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в ходе войны.
Просмотр видеоролика.
Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.
К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942 г. план контрнаступления утвердил И. В. Сталин.
Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин) и Сталинградского (командующий Д. И. Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.
Просмотр видеоролика
В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать.
Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.
Работа по содержанию архивного документа
(Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом)
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Просмотр видеоролика
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны.
Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
(Варианты ответов учащихся)
Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.
Просмотр видеоролика
31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть.
Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в том числе 24 генерала.
Итог:
Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.
Какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему? Докажите.
Ответы детей: Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
Учитель: Разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа.
Закрепление изученного материала.
А) Задание первое: укажите на карте район, где были окружены войска генерала Ф. Паулюса.
Б) Какие факты позволяют нам сказать о том, что победоносное шествие немецких войск было остановлено?
В). Кроссворд.
13. Рефлексия по итогам урока, выставление оценок.
В) Кроссворд
8 2 3 1 6 4 7 5 По горизонтали:
1.Оружие, изобретённое Калашниковым.
4. Винтовка с укороченным стволом.
5. Неприятель
6. Спорт, характеризующий восхождение на горные вершины.
По вертикали:
2.Основной закон страны.
3. Наступление с криком "Ура!"
6. Род войск "бог" войны.
7. Гараж для самолётов.
8. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка.
Ответы:
По горизонтали: 1. Автомат. 4.Карабин 5. Враг. 6. Альпинизм.
По вертикали: 2. Конституция. 3. Атака 6. Артиллерия. 7. Ангар. 8. Ахиллес
Литература:
Мощанский И.Б. Города- крепости. М., 2001
Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. М., 2003.
Солсбери Г. 900 дней. Блокада Ленинграда. С-Петербург, 2003
Программа: «История России 6-11 класс» под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
Пузанов Б. П., Бородина О. Н., Сековец Л. С., Редькина Н. М. История России. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Словарь Даля.
7. Интернет-сайты:
1.http://er3ed.qrz.ru/index.htm?voronov.htm
2.www.sgap.ru/news/imgs/10-02-2010-5/1.jpg