Урок литературы в 5 классе по произведению Толстого «Кавказский пленник»
Областной конкурс
учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных
на развитие компетентностей учащихся в образовательных
учреждениях Томской области
Номинация: сценарии уроков и учебных занятий различных форм,
направленные на развитие компетентностей.
Ф.И.О. участника: Бутолина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Название предмета: литература.
Тема занятия: Продолжение темы «Литературные сказки». Сказки Леонардо да Винчи. (С использованием образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»).
Продолжительность занятия: один урок.
Класс: пятый.
Образовательное учреждение: МОУ Новоколоминская средняя общеобразовательная школа.
Объем работы (количество печатных листов): 13.
Приложение: эпиграф к уроку, автопортрет Леонардо да Винчи, репродукция его картины «Мона Лиза», тексты сказок Леонардо да Винчи для домашнего задания.
Адрес образовательного учреждения: 636400 с. Новоколомино, Томской обл., Чаинского р-на, ул. Обская № 13, рабочие тел. (838257) 4-66-95, 4-66-34.
e-mail: tatbelevich@yandex.ru
· Тема урока:
Продолжение темы «Литературные сказки». Сказки Леонардо да Винчи. (С использованием образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»).
· Тип урока: усвоение новых знаний.
· Цели урока:
1) образовательные цели: закрепление понятий «литературная сказка» и «русская народная сказка»; усвоение новых знаний по теме «Литературная сказка» через знакомство с новым художественным произведением (сказкой Леонардо да Винчи «Щегол и щеглята»); закрепление ранее полученных знаний при изучении сказки Паустовского «Теплый хлеб».
2) развивающие цели: способствовать умению работать с информацией; развивать способность учащихся мыслить критически (формировать собственное мнение, делать выводы, аргументировать при анализе предложенной ситуации; формировать у учащихся навыки сомооценки собственной деятельности; совершенствовать коммуникативные навыки: умение работать в диалоге, уважение к чужому мнению).
3) воспитательные цели: работать над формированием представлений о высоких нравственных качествах человека; пробуждать чувства детей, развивать культуру эмоционального восприятия мира и самого себя.
· Актуальность:
Сегодня в школьном преподавании литературы внедряются новые технологии, что соответствует духу времени. Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» обучает школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Критически мыслящий учащийся признает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Формирование критического мышления предполагает также выработку у учащегося вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Стратегии этой технологии позволяют проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Наконец, термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. Это, скорее, открытая система стратегий. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в формах и стратегиях работы с текстом. Фаза вызова реализует следующие задачи: 1) актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме; 2) пробуждение познавательной
активности в связи с изучаемой темой (это может быть цитата, короткая история, разминка). Фаза осмысления предполагает решение двух основных задач: 1) активной работы с информацией; 2) самостоятельного сопоставления изученного материала с уже известными данными. Третья фаза – рефлексии - направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: 1) систематизировать новый материал; 2) сформировать базовое отношение к себе и к миру – пропустить проанализированные ситуации через свое сознание (например, предложить учащимся написать письма литературным героям или автору произведения). Для достижения успешного результата важно также оптимально распределить учебное время на уроке. Следует помнить, что на фазу осмысления отводится около 60 % времени урока. Фаза вызова занимает не более 5 % урочного времени, а фаза рефлексии-до 20 %.
· Прием РКМЧП «Двести стоп» подразумевает диалог с текстом. Учитель заранее выделяет остановки в тексте, при наборе текста помечает их словом СТОП! Текст сказки на уроке должен быть закрыт чистым листом бумаги, чтобы дети не могли видеть все произведение. Читают дети по указанию учителя до слова СТОП! Во время этих остановок учитель задает вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее).
· Главная задача урока: формирование компетентностей. Предложенный урок на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов. Основной результат обучения - осмысленный опыт деятельности. Педагог во время проведения занятия должен остерегаться по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников. От него требуется проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.
КОМПЕТЕНЦИЯ = ЗНАНИЕ + ОПЫТ
Основой формирования компетенций является опыт учащихся:
полученный в житейских и учебных ситуациях и актуализированный на уроке;
новый, полученный «здесь и теперь» в ходе эффективной работы на уроке.
Предложенный урок предполагает формирование следующих компетентностей:
1) информационной компетенции, что выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы;
2) коммуникативной компетенции, что выражается в умениях самостоятельно: вступать в контакт с любым типом собеседника; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения в формах монолога и диалога, а также слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; корректно завершать ситуацию общения;
3) проблемной компетенции, или компетенции по решению проблем, что выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему в предложенных учителем на уроке ситуациях; отбирать необходимую для работы информацию (извлекать ее из своей памяти, находить ее в тексте) и отсеивать избыточную информацию; находить пути и средства для решения предложенных учителем задач; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты (например, свое письмо литературному герою).
Практическая реализация занятия.
Ход урока:
1) Первая фаза - фаза вызова (3 мин).
Детям выдаются листочки с надписью «Я знаю». Нужно вспомнить и записать материал на тему «Что я знаю о сказках?». Можно только ключевые слова. Писать, что приходит на ум, не задумываясь. Зачитать написанное. Поделиться друг с другом.
2) Объявление темы урока (0, 5 мин).
Сегодня на уроке мы обогатим свои знания о сказках. Мы познакомимся со сказками итальянского художника Леонардо да Винчи. Наша цель - поучиться вдумчивому, глубокому чтению. (На доску вывешивается автопортрет Леонардо да Винчи и репродукция его картины «Мона Лиза»).
3) Мини-лекция (4 мин).
Леонардо да Винчи родился и жил в Италии. Годы его жизни 1425-1519. Он был знаменитым живописцем, скульптором, поэтом, архитектором, музыкантом, ученым.
Леонардо да Винчи рисовал, изобретал, строил. После его смерти осталось 7000 страниц рукописей, и по сей день их еще не изучили полностью. Леонардо был гениальным художником, однако интересовался математикой, анатомией, инженерным делом. Был красив собой, любил верховую езду, фехтование; разбирался в рыцарских искусствах, танцах. В городе Милане он основал академию художеств. Для преподавания в этой академии составил трактаты о живописи, о свете, о тенях, о пропорциях человеческого тела.
(Учащимся выдаются словари С.И. Ожегова. Дети должны найти и объяснить понятия: фехтовать, трактат, анатомия).
Фехтовать- биться на рапирах, саблях, шпагах. Трактат - научное сочинение. Анатомия- наука о строении живых организмов.
Вы убедились, что Леонардо был необыкновенным человеком. Как художник он очень интересовался проявлением в человеке чувств. Поэтому посещал самые многолюдные места, где кипела человеческая деятельность, и заносил все интересное в альбом. Были случаи, когда Леонардо провожал преступников к месту казни, чтобы запечатлеть выражение мук и отчаяния. Художник приглашал к себе в дом крестьян и рассказывал им забавные истории, желая изучить комическое выражение на их лицах. Леонардо был наделен нежным сердцем и глубокой мечтательностью. Перед вами знаменитая картина художника «Мона Лиза» (этот портрет еще называют «Джоконда»). На картине представлен портрет молодой женщины, жившей 500 лет до нас. Это богатая горожанка. Она чуть улыбается, задумчиво, мечтательно, немного грустно. Гениальность картины - в этой завораживающей улыбке.
Как ученый Леонардо создал проекты землеройных машин, летательных аппаратов.
А еще он сочинял сказки.
4) Вторая фаза – фаза реализации смысла или осмысления. (22 мин).
(Детям выдаются тексты сказки Леонардо да Винчи «Щегол и щеглята». Поясняется, что такое прием «200 стоп»).
Распечатка текста сказки.
Держа червяка в клюве, щегол подлетел к своему гнезду. СТОП!
ВОПРОС: Кому щегол нес червяка?
Но птенцов внутри не оказалось. СТОП!
ВОПРОС: Куда подевались птенцы?
Пока он был на охоте, злоумышленники выкрали их. СТОП!
ВОПРОС: Кого мы называем злоумышленниками? С какой целью злоумышленники могли похитить щеглят?
Крича и плача, щегол принялся искать пропавших птенцов. Весь лес огласился его жалобными стонами и призывами, но никакого ответа не последовало. На следующее утро несчастному родителю повстречался зяблик, который поведал, что ещё вчера видел щеглят в одном крестьянском доме. Вне себя от радости щегол полетел во весь дух к селению и вскоре оказался у того дома, на который указал добрый зяблик. СТОП!
ВОПРОС: Почему Леонардо да Винчи называет зяблика добрым? Можно считать людей, которые жили в этом доме, тоже добрыми?
Щегол сел на конёк крыши, огляделся, но никого не увидел. Когда же бедный отец поднял голову кверху, он заметил клетку, висевшую снаружи у окна. В ней сидели щеглята-пленники. СТОП!
ВОПРОС: Какие ассоциации вызывает у вас слово «пленники»?
Щегол ринулся к ним. Завидев отца, птенцы принялись хором жалобно щебетать, умоляя поскорее вызволить их из неволи. Орудуя лапками и клювом, щегол предпринял отчаянные усилия, чтобы раздвинуть железные прутья клетки. СТОП!
ВОПРОС: Ваше мнение, удастся щеглу освободить птенцов? Почему?
Но все его старания оказались напрасны. Тогда, громко заплакав, он улетел прочь. СТОП!
ВОПРОС: Продолжите сказку. «Наступил вечер, а потом и ночь»
На следующий день обезумевший от горя щегол вновь появился у клетки, где томились несчастные щеглята. Он долго смотрел на них с нежностью, а потом тихонько клюнул каждого птенца в разинутый рот. СТОП!
ВОПРОС: Что принёс в клюве детям отец-щегол?
Родитель принёс в клюве ядовитую травку, и все щеглята разом протянули лапки. СТОП!
ВОПРОС: Почему отец щеглят так поступил?
- Лучше умереть, чем маяться в неволе,- горестно промолвил гордый щегол и улетел в лес.
ВОПРОСЫ БЛУМА к сказке Леонардо да Винчи «Щегол и щеглята» (7,5 мин):
1)(вопрос на восприятие) Какое настроение вызывает сказка? ( Грустное).
2)(вопрос на оценку, вынести суждение) Приходилось вам видеть в жизни подобные случаи, когда человек свободную птицу или животное превращал в пленника? Чем закончились эти истории?
3(вопрос на анализ) В сказке Леонардо да Винчи заложены две важных идеи. Назовите их.
(Идея свободы и неприятие рабства; идея бережного отношения к птицам и животным.)
4)(вопрос на знание) Это сказка народная или литературная? (Литературная, так как у нее есть автор).
5)(вопрос на интерпретацию) Если бы сказка «Щегол и щеглята» была народной, то какими словами она бы начиналась? (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были).
6)(вопрос на интерпретацию) Вам жалко щеглят? Переделайте концовку сказки, чтобы добро победило. Концовку сделайте в духе народной сказки.
7)(вопрос на применение) Какая важная идея исчезла бы, если бы Леонардо закончил свою сказку благополучно, то есть щегол – отец спас бы своих щеглят? (Идея свободы и неприятия рабства).
8)(вопрос на знание) Сказка Леонардо да Винчи была написана 500 лет назад. А в литературе нашего времени есть примеры сказок, которые учат нас доброму отношению к птицам и животным? ( Паустовский «Тёплый хлеб»).
9)(вопрос на знание) Вспомните сказку Паустовского. Кто ее главный герой? Что с ним происходит?
5) Третья фаза – фаза рефлексии (6 мин).
Напиши письмо героям сказки, поделись с ними своими мыслями (отцу щеглят или детям из крестьянской семьи, которая похитила щеглят). Можно написать письмо самому Леонардо да Винчи, поблагодарить его за создание сказки, которая многому нас учит.
Можно написать письмо героям сказки Паустовского «Теплый хлеб» (Фильке, мельнику Панкрату). (Письма дети зачитывают вслух).
Примерные образцы писем.
Здравствуй, Филька!
Пишет тебе ученик пятого класса Клименко Виталий. Ты молодец, что придумал раздолбить лед на реке. Я очень переживал, когда читал сказку «Теплый хлеб». Я обрадовался, что мельница стала снова работать. Теперь все будут сыты. Как без хлеба прожить? Даже страшно подумать. И с конем тоже ты молодец - помирился. Он же на войне воевал. Его уважать надо. Ты не переживай, я о тебе думаю хорошо. В жизни все делают ошибки. Я тоже не всегда положительный. Наша учительница говорит, что главное - понять свою ошибку, ведь тогда ее можно исправить. Ты понял и исправил. Я буду брать с тебя пример.
До свидания.
С уважением Виталий.
Здравствуйте, уважаемый Леонардо да Винчи!
Пишет Вам ученик пятого класса Панго Сергей. Сегодня на уроке я сильно удивился. Я знаю, что Вы рисовали прекрасные картины. Оказывается, Вы и сказки сочиняли. Сказка «Щегол и щеглята» мне очень понравилась. Я понял, что делал иногда плохие поступки. Прошлой весной мы с мальчишками ловили в лесу бурундуков и приносили их домой. Чтобы
бурундуки не убегали, мы привязывали их за лапки. Кормили мы их орехами, но зверьки все равно погибли. Мы лишили их свободы. В неволе они страдали. Жаль зверьков. Я больше так делать не буду. Я понял свою ошибку.
До свидания.
С уважением Сергей.
6) Чтение эпиграфа к уроку и его осмысление (1мин). Эпиграф записан на доске.
Человек живет, увы, не вечно.
Время, словно ядра, рвет сердца.
Слово ж, даже малое словечко,
Смертного не ведает конца.
Речь - как речка. Но она живая.
Всей душой, со всею болью ран,
Всех времен хребты одолевая,
Долетает сквозь эпох туман.
Николай Браун
(Эпиграф заставляет учащихся задуматься над бессмертием поэтического слова. Человек смертен. А слово гениального писателя, поэта переживет века и тлена убежит. Леонардо да Винчи жил 500 лет назад, очень давно он писал свои сказки. Но произведения автора пережили его самого. Они интересны и человеку XXI века, так как заставляют задуматься над важными жизненными проблемами, учат отличать добро от зла).
7) Домашнее задание (1мин). дифференцированное: для сильных учащихся- сочинение собственной сказки о добром, гуманном отношении к птицам и животным; для слабых учащихся - подробный пересказ сказок Леонардо да Винчи «Пеликан», «Феникс» и «Завещание орла». (Сказки отпечатать заранее). По желанию выполнить иллюстрирование сказок.
Использованная литература:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на CD-диске, 2001.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003.- 284 с.
Приложение
Содержание: стр.
1 Эпиграф к уроку (строки из стихотворения поэта Николая Брауна) 9
2 Автопортрет Леонардо да Винчи 10
3 Репродукция картины «Мона Лиза» 11
4 Тексты сказок Леонардо да Винчи для домашнего задания 12-13
Человек живет, увы, не вечно.
Время, словно ядра, рвет сердца.
Слово ж, даже малое словечко,
Смертного не ведает конца.
Речь - как речка. Но она живая.
Всей душой, со всею болью ран,
Всех времен хребты одолевая,
Долетает сквозь эпох туман.
Николай Браун
.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
1425-1519
Тексты сказок Леонардо да Винчи для домашнего задания
Пеликан
Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду. Пушистые птенцы мирно спали. Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкнули зловещим блеском – и началась расправа.
Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы вдоволь насладиться горем птицы.
Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.
- Без вас нет мне теперь жизни!- причитал несчастный отец, смотря на мертвых детишек.- Пусть я умру вместе с вами!
И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.
Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности, вздрогнул.
О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух.
Завещание орла
Старый орел давно потерял счет годам, живя в гордом одиночестве среди неприступных скал. Но силы ему стали изменять, и он почувствовал, что конец его близок.
Мощным призывным клекотом орел созвал своих сыновей, живших на склонах соседних гор. Когда все были в сборе, он оглядел каждого и молвил:
- Все вы вскормлены, взращены мной и с малых лет приучены смело смотреть солнцу в глаза. Я уморил голодом тех ваших братьев, кои не переносили ослепительного сияния. Вот отчего вы по праву летаете выше всех остальных птиц. И горе тому, кто посмеет приблизиться к вашему гнезду! Все живое трепещет перед вами. Но будьте великодушны и не чините зла слабым и беззащитным. Не забывайте старую добрую истину: бояться себя заставить, уважать не принудишь.
Сыновья с почтением внимали речам родителя.
- Дни мои сочтены, - продолжал тот.- Но в гнезде я не хочу умирать. Нет! В последний раз устремлюсь в заоблачную высь, куда смогут поднять меня крылья. Я полечу навстречу солнцу, чтобы в его лучах сжечь старые перья, и тотчас рухну в морскую пучину
При этих словах воцарилась такая тишина, что даже горное эхо не осмелилось ее нарушить.
- Но знайте!- сказал отец сыновьям напоследок.- В этот самый миг должно свершиться чудо: из воды я вновь выйду молодым и сильным, чтобы прожить новую жизнь. И вас ждет та же участь. Таков наш орлиный жребий!
И вот, расправив крылья, старый орел поднялся в свой последний полет. Гордый и величавый, он сделал прощальный круг над скалой, где взрастил многочисленное потомство и прожил долгие годы. Храня глубокое молчание, его сыновья наблюдали, как орел смело устремился навстречу солнцу.
Феникс
Высоко пролетая над безбрежной пустыней, феникс приметил далекий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал, и ему надлежит стойко подчиняться велению судьбы.
Феникс был значительно крупнее всех живущих на земле орлов, а по красоте и яркости оперения не шел с ними ни в какое сравнение.
Он величаво парил в ночном небе на распластанных крыльях, а затем широкими плавными кругами начал снижаться к земле.
Оказавшись над костром, он почувствовал, как языки пламени жадно лизнули его перья и обожгли лапы. Превозмогая боль и оставаясь верным долгу, феникс бесстрашно рухнул в огонь.
Костер зашипел, зачадил и начал угасать. Но вскоре из кучи золы стал пробиваться язычок голубого пламени, трепещущий на ветру и упрямо поднимающийся кверху, словно у него были крылья.
Это феникс возрождался из пепла, чтобы вновь прожить пятьсот лет в небе.
13PAGE 15
13PAGE 141415
15