Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Поговорим о вредных привычках (4 класс)
Окружающий мир 4 «Б» класс
Учитель: Мельникова Лариса Геннадьевна
Тема: Поговорим о вредных привычках
Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью, формирование отрицательного отношения к вредным привычкам .
Задачи:
выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, наркомании;
дать понять о последствиях;
воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимую информацию из предложенных учителем источников.
Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, алкоголь, курение, наркотические вещества, их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.
Методические рекомендации: занятие проводится в виде лекции с элементами беседы, игровых упражнений и презентации.
Оборудование: презентация, детские презентации, карточки, компьютер, проектор, экран.
Этапы урока Деятельность учителя
И обучающихся
1.Организационный этап
I. Определение эмоционального состояния присутствующих
Ребятам перед уроком предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, фиолетовый, зеленый). Они выбирают соответствующий своему настроению жетон и прикрепляют к доске. (В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).
Приветствие.
Прекрасна школьная пора.
И вам дано в ней очутиться.
Чтоб стать мудрее, чем вчера,
Вам нужно многому учиться.
- Скажите, для чего вы пришли на урок? Какую цель перед собой ставите?
- Сегодня у нас в классе важный и необычный урок. Важный, потому что предстоит узнать что-то новое. Необычный, потому что на нём присутствуют гости. Давайте поблагодарим их улыбкой за то, что они к нам пришли. Попросим их быть нашими экспертами, к которым вы можете обратиться за помощью, в случае затруднений.
- На уроке у нас работают 3 группы, но, не соревнуясь, а сотрудничая.
Результативность каждого участника вы узнаете после урока, а общую оценку за работу на уроке получит каждая группа при подведении итогов.
2. Постановка цели и задач уроков. Мотивация учебной деятельности II. Сообщение темы и цели занятия.
Одна русская пословица гласит: « Живи разумом, так и лекаря не надо» (на доске, как эпиграф к уроку)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (прежде, чем совершить какой-либо поступок надо подумать, вдруг он может нанести вред твоему здоровью)
- Конечно же, здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты.
Давайте вспомним, отчего зависит наше здоровье.
(Дети на доске переворачивают лепестки, читают и составляют «Цветок Здоровья»)
- Замечательный весёлый цветок получился. Только на него летят какие-то букашки! (вывешивает рисунки на доску)
- Посмотрите, какие лица прячутся за этими вредителями. Какие чувства они у вас вызывают?
- Кто из вас хотел бы так выглядеть, когда повзрослеет?
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы такими не стать?
- На этот вопрос мы и постараемся ответить на уроке.
-У вас на столах карточки с буквами. Вычеркните повторяющиеся, из оставшихся сложите и прочитайте слово.
ЫУОР
УПОУ
ИОВЧ
УКОА
– Какое слово у вас получилось? («привычка»)
– Что означает слово «привычка»?
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Какие?
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека?
- Какие привычки есть у людей, лица которых мы видели (плохие, вредные)
- Почему они вредные? (плохо влияют на здоровье человека)
- Назовите тему нашего урока?(Вредные привычки)
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке?(Какие есть вредные привычки? Откуда они взялись? Как влияют на здоровье человека). - Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.
Рефлексия I этапа:
Капитаны, оцените работу команды, и каждого участника группы на I этапе урока.
Я благодарю всех за активное участие в работе
3.Актуализация знаний
III. Самостоятельная работа.
- Девизом нашего урока станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья буду выбирать.
- У каждого на столе листочек с привычками. Найдите среди них вредные и обведите красным карандашом.Труд, азартные игры, зарядка, чтение лёжа, наркомания,
опаздывания, алкоголизм, гигиена, спорт, малоподвижный образ
жизни, переедание, слова-паразиты
- Проверим по рядам. Назвали, зачеркнули красным.
- На что похоже? ( На запрещающие знаки)
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (Алкоголь, курение, наркотики. Переворачивает вредителей. Там название привычек.)- Что вызывают у вас эти слова? (отвращение)
- Кто знает, почему же когда-то человек начал принимать всё это? Неужели он враг своему здоровью?
IV. Опыты.
Ход опыта:
Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках лёгких.
- Сравните лёгкие здорового человека и курильщика.
- Возьмите 2 листка розовой бумаги – это здоровые лёгкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте и сравните с другим. В чём отличие? (мятый, грязный, хочется выкинуть, неприятный…)
- Поднимите тот лист, какие лёгкие вы хотели бы иметь.
- Как понимаете словосочетания?
АКТИВНЫЙ КУРИЛЬЩИК
+ рисунок (на доске)
ПАССИВНЫЙ КУРИЛЬЩИК
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.
- Следующая опасная привычки – это алкоголь.
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.
- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)
- Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)
- Белки служат строительным материалом для нашего организма. Особенно такой материал нужен растущему детскому организму.
Ход опыта:
В две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80-90%.
Результат опыта………..
Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации? (разрушаются)
- В результате- цирроз печени. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму.
Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.
Наркотики.
Наркотики – это гибель для человека. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.
-Капитаны оцените работу команд.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем!Встанем, глубоко вдохнем,Руки в стороны, вперед,Влево, вправо, поворот.Три наклона, прямо встали,Руки вниз и вверх подняли.Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.Молодцы!
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
V. Работа в группах
-Я предлагаю вам провести исследование и стать группой учёных, которые исследуют проблему нашего общества.
Результатом исследования станут данные таблицы.
-Где можно найти нужную вам информацию?(учитель, родители,
презентация, медработник, одноклассники, энциклопедия, Интернет-ресурсы)
- Используйте учебник, отберите материал в папке по вашей проблеме.
Опасная привычка
1.Название привычки 2.Какие органы поражает? 3.Какие вызывает болезни? 4.Кто страдает от этой привычки? 5.Ваши предложения о том, как победить этот недуг? - Ребята, вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила такой работы.1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника.2. Говори тихо, не мешай другим.3. Нужно уметь договариваться друг с другом, кто будет заполнять карточку, кто помогать, и кто потом выступит c сообщением.
- А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.
Деление на группы (сила, молодость, здоровье).
1 конкурс.
Назовите 3 причины, по которым люди приобретают вредную привычку.
(Итог: хотят выглядеть старше, заполняют время, когда скучно, помогают сбросить вес, интересно, за компанию).
2 конкурс.
Назовите несколько способов сказать «НЕТ».
Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться.
3 конкурс
- Назовите три причины, по которым вы не стали бы курить, пить, принимать наркотики.
4 конкурс
- Какие меры принимает человеческое общество, чтобы уменьшить число активных курильщиков, алкоголиков, наркоманов?
5 конкурс
Используя отобранный материал, создайте плаката «Осторожно! Вредные привычки»
-Капитаны оцените работу команд.
Начать легко. Бросить – не тут-то было.
Подумай над этим!
Работа в парах. Материальный ущерб.
- Как понимаете слово «ущерб»? (потеря)
- А «материальный ущерб»?
Задание: (на карточке)
Подсчитайте, сколько тратит в год на сигареты курящий человек, если он курит по пачке в день? Каждая пачка стоит 60 рублей. После проверки работы на экране высвечиваются результаты их подсчетов.
60 руб. х 365 дней = 21900 руб.
- Это много или мало?
- Подумайте, что можно было бы купить на эти деньги?
- Какой можно сделать вывод? (курение может привести к излишним тратам денег)
5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению VI. Домашнее задание: (по выбору)
Сочинить сказку или нарисовать плакат «Путешествие в страну вредных привычек».
6. Итог урока. Рефлексия
VII. Итог урока:
- О чём говорили на уроке?
- В чём его важность?
-Что понравилось?
- Какой вывод вы для себя сделали?
- Вредные привычки - проблема нашего общества. Но ещё опаснее то, что вредные привычки появляются у молодёжи. Это может привести
к гибели нации.
- Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).
- Перед вами «лестница успеха». На какую ступень вы сегодня на уроке поднялись, нарисуйте там смайлик.
- - Я хочу урок закончить такими словами: Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!