ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Подготовила: Джолдугулова Надия Анварбековна,
педагог-психолог МБОУ г.Астрахани «СОШ № 27»
e-mail: nadia_d86@mail.ru
Найти свою дорогу, узнать свое место в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.В.Г. Белинский
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Целевые группы: учащиеся 7-9-х классов.
Продолжительность занятия: 40–60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; аудиокассеты с релаксационной музыкой.
Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3–4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево, нарисованное на доске или ватмане; скотч.
1. Упражнение «Сигнал» (1 СЛАЙД)
Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.
2. Упражнение «Знакомство» (2 СЛАЙД)
Ведущий. Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ пропуск в Мир профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и профессию, начинающуюся с первой буквы вашего имени (например, Алёна – архитектор).
3. Упражнение «Кто больше назовет профессий»
Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Их в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие устаревают. На прошлом занятии мы рассмотрели классификацию профессий. Давайте вспомним, на какие типы можно разделить все профессии? (Участники отвечают)
Правильно! Первый тип это: (3 СЛАЙД) человек–человек (К этой группе относятся профессии, связанные преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга), (4 СЛАЙД) человек–техника (Профессии этой группы связаны с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств), (5 СЛАЙД) человек–природа (К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой), (6 СЛАЙД) человек знаковая система (В профессиях этого типа преобладает работа с текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками), (7 СЛАЙД) человек художественный образ (К этой группе относятся профессии, направленные на создание, совершенствование, реставрацию художественных образов, создаваемых с помощью разных изобразительных средств). (Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий.) Вы должны в течение трех минут подумать и назвать как можно больше профессий того типа, который я вам дала. Время пошло. (8 СЛАЙД)
Какие трудности возникли при ответах на вопросы?
Сейчас вы назвали много профессий, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Ребята, а что же обозначает слово «профессия»? (ответы детей)
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. (9 СЛАЙД)
Профессия это:
деятельность, направленная на пользу обществу,
деятельность, требующая профессионального обучения,
деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Что же такое должность? (10 СЛАЙД) Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.
4. “Профессия или должность?” (11 СЛАЙД)
Для участия в конкурсе приглашаются трое учащихся, по одному с каждой команды. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разместить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”.
Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель получает жетон).
Проверка выполнения (12 СЛАЙД)
(13 СЛАЙД) С этим заданием вы справились.А теперь обратите внимание На следующее задание Разберёмся мы в загадке, Всё окажется в порядке.
5. Загадки (за правильный ответ – жетон):
1. Топором, рубанком Выстругал он планки,Сделал подоконники Без сучка – задоринки. (Плотник).
2. Ставят ловких две рукиКаблуки на башмаки.И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник).
3. Кладёт кирпич за кирпичом, Растёт этаж за этажом, И с каждым часом, с каждым днём, Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).
4. На работе день-деньскойУправляет он рукой.Поднимает та рукаСто пудов под облака. (Крановщик)
5. Кто по рельсам – по путямПоезда приводит к нам? (Машинист).
6.Любит он цветы сажать, Их растить и поливать. (Цветовод).
6. “Угадай профессию”.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”(14 СЛАЙД) . Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий: Кондитер, пилот, доярка.
(15 СЛАЙД) 7. “Художественный салон”. Троим ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон.
Профессии: певец, массажист, горничная.
8. «Самые востребованные и новые профессии в Астрахани»
В то время, когда участники конкурса рисуют, ведущий рассказывает о самых востребованных профессиях в Астраханской области.
(16 СЛАЙД) По данным «Приволжской газеты» и «Астраханские ведомости» на сегодняшний день многим предприятиям Астраханской области не хватает не просто рабочих, а именно квалифицированных рабочих. Но вся проблема заключается не в недостатке людей, а в отсутствии на рынке труда работников с необходимыми профессиями и должными квалификациями.
Такие рабочие профессии как электрогазосварщик, стропальщик, плотник маляр, штукатур, арматурщик, каменщик, облицовщик-плиточник, машинист грузовых кранов, оператор котельных установок, водитель автотранспорта категории В, С, Д, Е, автослесарь в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда.
(17 СЛАЙД)В сфере торговли и общественного питания пользуются спросом такие профессии, как продавец продовольственных и непродовольственных товаров, большой спрос на поваров, кондитеров, официантов, барменов и др. Более 70% банка вакансий именно такого направления.
(18 СЛАЙД)Как оказалось, инженерные специальности сегодня снова в почете, поскольку экономическая ситуация в стране изменилась в лучшую сторону.
Также вновь востребованы выпускники физических и химических факультетов. Но особый спрос на новые специальности - в области IT ("высоких технологий") и телекоммуникаций.
А какие же профессии появились за последние годы в Астрахани?
(19 СЛАЙД) Логистик – специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации.
(20 СЛАЙД) PR-менеджер – специалист по связям с общественностью. Основная задача этих специалистов – создать положительный имидж клиента или компании, их благоприятный образ в глазах зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу и т.д.
(21 СЛАЙД) Маркетолог – специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию на основе полученной информации мероприятий, помогающих повысить доходность бизнеса.
(22 СЛАЙД) Мерчандайзер – специалист по размещению товаров в торговом пространстве. Товары должны быть аккуратно разложены таким образом, чтобы оказаться на виду и чтобы покупатель мог без труда найти именно то, что ему нужно.
9. Продолжение «Художественного салона”.(23 СЛАЙД)
11. Упражнение «Дерево профессий»
Ведущий. Наше путешествие по Миру профессий подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах. (24 СЛАЙД)
Условия
взять лист если с профессией не определились.
взять цветок если в выборе профессии сомневаетесь.
взять плод если с выбором профессии определились.
Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).
13. Упражнение «Сигнал» (25 СЛАЙД)
Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.
14. Рефлексия
Ведущий. Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.
Что было важным на сегодняшнем занятии?
Что запомнилось?
Какие мысли, чувства вас посетили?
Какие выводы из занятия можно сделать для себя?
В чем испытывали трудности?
Что возьмете для себя?
(26 СЛАЙД)