Представление опыта «Мониторинговая деятельность образовательного учреждения в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения».

МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения
Мониторинговая деятельность образовательного учреждения в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Кабанова Т.А. педагог-психолог

(Слайд1 )Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта.
Однако последние годы выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими «гонки за выживание»,- постоянной усталости, тревоги за завтрашний день.
(Слайд2)Последствия социально-экономических преобразований привели не только к материальному обнищанию, но и к нравственному. Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, т.е. человеку надо стремиться овладеть не одной профессией, а несколькими смежными. (Слайд3)Отношение к этой ситуации подростки выражают словами: «Трудятся честно, только лохи», «зачем стараться, если всё равно придётся переучиваться», «надо успеть пожить, пока молодой , а то потом только работа», «хочу престижную работу с высокой зарплатой»
Исследование приоритетных жизненных ценностей подростков даёт возможность лучше понять их внутренний мир, мотивы поведения. По данным нашего мониторинга «Ценностные ориентации» приоритетными для большинства старшеклассников является ЛЮБОВЬ, ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА , ЗДОРОВЬЕ, ДРУЖБА. В числе труднодостижимых ценностей ребята называют «материально-обеспеченную жизнь», «счастливую семейную жизнь», «здоровье». Совпадение приоритетных и труднодостижимых ценностей свидетельствует об эмоциональном неблагополучии современных подростков.
Во всём мире накоплен богатейший опыт по воспитанию трудолюбия и по профориентации. В нашей стране взлёты и падения интереса к этой проблеме отражают историю развития нашего общества.
(Слайд4)
Рыночная экономика, изменение приоритетов в образовании, ситуация на рынке рабочей силы ставят новые задачи перед педагогами и родителями по воспитанию трудолюбия, профессионального самоопределения.
(Слайд5) Целью профильной ориентации, является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования образования в профильном или непрофильном классе старшей школы.
(Слайд6
Наша школа уже 11 год работает в режиме предпрофильной подготовки и 9 лет в рамках реализации универсального (непрофильного) обучения в 10-11 классах с преподаванием профильных предметов и элективных курсов. За прошедший период накопился положительный опыт реализации учебного плана, взаимодействия с образовательными учреждениями города Комсомольска-на-Амуре, произошло осознание успехов и неудач.
(Слайд7) Сопровождение (или оказание помощи учащаимся ) в предпрофильной подготовке проходит по следующим направлениям:
Исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей;
(Слайд8) Информационно-просветительская деятельность

(Слайд9) Профильные пробы (уроки технологии, практикумы

Консультации учащихся и родителей.
Процесс предпрофильной подготовки вплотную начинается с 8 класса. Продумывается и разрабатывается планирование для 8, 9, 10-11 классов, план информационной работы, план работы мониторинговой группы, анализируется кадровый состав, методическое и практическое обеспечение элективных курсов и пр.
С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного элективного курса, которая встаёт перед ними в конце 8 класса. Реализация предпрофильной подготовки идёт на основе мониторинга, который выявить проблемы и и увидеть динамику.
(слайд 10)МОНИТОРИНГ- «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям- наблюдение, оценка, прогноз».
Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактом управления (в предпрофильной и профильной подготовке), он должен быть правильно организован. Этапы мониторинга:
Подготовительный (постановка цели, изучение имеющегося педагогического опыта, поиск критериев оцени результатов, разработка инструментария для проведения мониторинга, установка сроков проведения). Срок: апрель-конец 8 класса
Этап сбора информации: опросы, наблюдения, творческие работы, проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Срок: май- конец 8 класса, ноябрь, апрель- 9 класс
Аналитический (создание «банка данных», анализ информации, выводы, составление моделей развития объекта, контроль за исполнением рекомендаций). Срок: июнь, декабрь-март; май

Одним из наиболее сложных аспектов при организации мониторинга является разработка критериев и показателей исследуемого явления.
Известно, что существуют количественные и качественные методы оценивания. Такие понятия, как :
Оценка личностного развития;
Воспитанности;
Креативности;
Мотивация и др. осуществляются качественным, описательным путём. (в/у, ср/у, н/уровни)
Диагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей. Профдиагностика, проводимая педагогом-психологом, выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей, и позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Предварительные результаты диагностики учащихся позволяю заполнить «Карту интересов», таблицу «Выбор профиля, сформировать общую ведомость элективных курсов – определить набор элективных курсов в учебном плане на следующий учебный год. С результатами диагностирования знакомят всех участников образовательного процесса.

Мониторинг в профильной ориентации можно определить как форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о готовности учащихся 9-х классов к продолжению образования на этапе профильного обучения в старшей школе, о деятельности образовательного учреждения по созданию условий для реализации профильного обучения, обеспечивающего возможность самоопределения и самореализацию школьников.

Мониторинг готовности учащихся 9-х классов к дальнейшему обучению можно определить как систематическое изучение процесса самоопределения школьника на этапе предпрофильного обучения, организуемого в образовательных учреждениях. С его помощью идёт изучение качественных изменений в самоопределении школьников на этапе предпрофильного обучения, обеспечение более эффективной деятельности органов управления образованием в процессе реализации основных управленческих функций.

Выделяются уровни готовности школьников к выбору профиля:
Высокий уровень готовности- учащиеся с таким уровнем готовности целенаправленны; составляют и осуществляют свой личный профессиональный план, волевые, заинтересованные в своей деятельности . Выбор профиля осуществляется ими самостоятельно и обычно не расходится с рекомендациями родителей, учителей. Им предлагаются творческие задания, доп.литература
Средний уровень готовности- у таких учащихся нет ясного представления о профиле, в связи с недостатком информации о своих качествах и предлагаемом профиле обучения. Они не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профиля, а так же соотносить их. С такими ребятами надо развивать умение работать со справочным материалом, сопоставляя индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми профилем к человеку.
Низкий уровень готовности- представляют учащиеся, которые к окончанию основной школы ещё не задумывались о том, к какому профилю или виду деятельности они пригодны, слабо ориентируются в своих чертах характера, не занимаются самовоспитанием. Таким учащимся нужно предлагать готовить сообщения, содержащие интересные факты о профессиональной деятельности известных людей, о профессиях, близких им, стимулировать самостоятельность, трудолюбие.
Мониторинг «Личностное развитие»
Цель: Создание условий для развития способностей учащихся
Задачи:
1.Изучить специальные способности.
2.Выявить группу учащихся, обладающих разносторонними способностями.
3.Определить группу детей с нераскрытыми способностями.
4.Создать банк данных способностей учащихся
5.Разработать рекомендации учителям-предметникам по развитию индивидуальных способностей учащихся.
Рабочая гипотеза: Если будут определены группы учащихся, обладающие специальными способностями, то осознанней будет выбор профильной образовательной траектории, каждый ребёнок определит область приложения своих сил.

Положительная профессиональная мотивация определяется интересами учащихся к тем или иным видам деятельности. Способности здесь играют второстепенную роль, т.к. подавляющее большинство профессий требует от претендентов лишь «относительной проф.пригодности» когда при наличии при сильном желании вырабатываются необходимые профессионально важные качества.

Профдиагностика проходит в кабинете информатики, что даёт возможность увеличить количество обследуемых, быстрее обработать результаты, получить рекомендации по развитию профессиональных интересов.
Кроме анкет и опросников, используется компьютерная диагностика по программе KW SOULSCANNER «Определение профориентации», которая включает:
темперамент
интересы
аналогии
классификация
аналогии
креативность
аналитичность
социальная направленность
самооценка

При выявлении уровня самоопределения учащихся 8-11 классов выделяем следующие основные показатели:
Жизненное и профессиональное самоопределение;
Исследование мотивационной сферы;
Выраженность интересов;
Уровень профессиональной готовности (ОПГ)
Коммуникативные и организаторские способности;
способности

Результаты мониторинга «Уровень воспитанности», целью которого является изучение результатов воспитательной работы педколлектива и семей, показал, что отношение к труду занимает третье место в рейтинге показателей воспитанности.

(Слайд 11) Мониторинг предпрофильной ориентации учащихся 8-х классов
Цель: сбор информации о готовности учащихся 8 классов к продолжению образования на этапе профильного обучения в старшей школе.
Количество – 30 человек
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Подростки отдают предпочтение склонностям, связанными с профессиями «Человек-Художественный образ» и «Человек-Человек».
(СЛАЙД 12)
Результаты методики «Карта интересов»
Цель: Диагностика степени заинтересованности учащихся в изучении разных школьных предметов.
Учащиеся 8-х классов отдают предпочтение следующим предметам:
Информатика
Химия
Экономика
Слабо выражен интерес к литературе и английскому языку
Результаты выбора по популярности элективных курсов распределились следующим образом:
1) «Интернет» средство и среда получения знаний
2) «Педагогическая антропология»
2) «Практическое право»
3) «Основы дизайна»
4) «Автомобиль»
Вывод: Ранжирование выраженности интересов
8А (сфера обслуживания, педагогика, география, медицина, техника)
8Б (сфера обслуживания, военные специальности, география)
Непопулярные сферы: общественная деятельность, электрорадиотехника
Отдают предпочтение Художественно-Эстетическому и Информационно-Технологическому профилю

С учётом предварительной диагностики интересов, склонностей, способностей, образовательных интересов родителей, педагогов были рекомендованы следующие профили обучения: художественно-эстетический, информационно-технологический, социально-гуманитарный у большего количества подростков.
Рекомендации: 1. Помочь подросткам в анализе способностей, личных качеств. Наметить конкретные действия по развитию или компенсации тех или иных качеств, которые ему необходимы для будущей профессиональной деятельности.
2. Посещение медицинской профконсультации учащимся с хроническими заболеваниями.
3. Выезд на Ярмарку учебных мест, Дни открытых дверей
4. Продолжить проведение профконсультаций в союзе классный руководитель-подросток-психолог.
(СЛАЙД 13)С целью создания условий для обеспечения потребности каждого школьника в образовательных услугах и получения образования по выбранному профилю работает ресурсный кабинет по профориентации «ИНТРО».
(СЛАЙД 13 )Ранжирование выбираемых профессий:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Кроме вышеперечисленного, анализируется прохождение программ элективных курсов по классам и четвертям (количественный показатель), результативность элективных курсов (качественный показатель): виды деятельности, продукт завершения элективного курса, расширение вариативности преподавания предметов (в 9-х классах на 29%, в 10-11х классах - на 31%). Вопросы реализации данных программ заслуживаются на всех уровнях (педсовет, заседания при директоре, завуче, МО кл.руководителей, научно-практических конференциях)
Проведен входящий мониторинг и мониторинг результатов обучения на элективных курсах. По окончании элективного курса среди учащихся и их родителей проводится опрос (содержание опросника разрабатывает и утверждает экспертная группа)

В помощь участникам образовательного процесса оформлен стенд «Профиль. Предпрофиль». Он знакомит с выдержками из «Концепции профильного обучения», разъясняет значимость элективных курсов, место предпрофильного обучения в учебном плане, знакомит с учебным планом на текущий и перспективой на следующий учебный года, содержит информацию о сроках и проведения элективных курсов (Сводная ведомость элективных курсов: название, кол-во часов, преподаватель, сроки проведения, список учащихся), схемой взаимодействия с учреждениями предприятия города и района. Кроме информационного стенда оформлены «странички в учебных кабинетах». Ведется работа по накоплению и оформлению портфолио.
В результате апробировании предпрофильного обучения выявились как положительные, так и отрицательные моменты.
«+»
В школе сформировано два ресурсных кабинета (кабинет математики, кабинет профориентации), база которых постоянно пополняется.
Готовы к нововведениям по оформлению портфолио ученика – 62% педагогов,
Отработана новая форма итоговой аттестации учащихся 9-го класса по математике, русскому языку.
Обучение учащихся на элективных курсах осуществляется в малых группах
Отработана схема взаимодействия с образовательными учреждениями г. Комсомольска-на Амуре
День открытых дверей проводился в начале учебного года с целью своевременной заинтересованности учащихся к работе на элективных курсах
Предусмотрено включение элективных курсов в расписание (9 класс).
«-»
Проблема невозможности реального разнообразия элективных курсов по интересам учащихся, т.к. количество отведенных часов при одном классе-комплекте недостаточно. Поэтому некоторые учащиеся выбрали импульсивно элективный курс (других не было), а затем курс не посещали (не по их интересам),
Анкетирование показывает, что если родители и не сопротивляются введению профильного обучения, но и особой заинтересованности не испытывают (очень равнодушны к занятиям детей)
Недостаточно контролируемо работают временные рабочие группы (слабая организация со стороны администрации)
Выводы и рекомендации:
Организация четкого и активного функционирования временных рабочих групп;
Отрабатывать механизм комплектации портфолио (активно привлекать родителей и учащихся) учащегося и портфолио педагогов.


(СлайдМы решили проанализировать жизненный и профессиональный путь выпускников школы за последние 10 лет. Продолжили образование- 84,5% продолжили образование.
Профессионально-успешны- 78%










13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415




Root Entry