Пути реализации предпрофильной и профильной подготовки в школе

Анализ
реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения
по КГУ «Школа-лицей №20»


Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования, является введение профильного обучения на уровне общего среднего образования. В связи с этим согласно Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 9 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010) в КГУ «Школа-лицей №20» в 2012-2013 уч.году продолжена работа по осуществлению профильного образования на старшей ступени обучения.
Профильное обучение рассматривается как система дифференциации обучаемых на уровне общего среднего образования. В связи с этим на основании Правил о порядке организации деятельности лицеев Республики Казахстан, утвержденных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. № 708 (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по состоянию на 15.11.2005 г.) в КГУ «Школа-лицей №20» профильное обучение осуществляется только по естественно-математическому направлению. Внутри направления сформированы профильные классы: 10А, 10Б и 11А, 11Б физико-математического/географо-экономического профилей обучения. Профили сформированы на основе психолого-педагогического исследования и с учетом потребностей учащихся и запросов их родителей (через анкетирование).
Директором издан приказ на 5 сентября 2012-2013 уч.года об открытии профильных классов по данному направлению и дублирующий приказ на текущий год по 11-му классу. Также издан приказ на 5 сентября 2012-2013 уч.года на вновь открытые 10-ые классы.
Учащиеся 10-х классов распределены по профилям на основе психологического исследования, желания учащихся (имеются анкеты, заполненные учащимися, с указанием выбранного ими профиля, ВУЗа и специальности) и желания родителей (имеются заявления родителей на зачисление их ребенка в класс определенного направления).
В данном учебном году учащиеся 10-11-х классов разделены не только по направлениям, но и в связи с выбором будущей профессии на профили на основе анкет. Все ученики определились с профилем обучения. Уже на протяжении нескольких лет у учащихся не возникает проблем с выбором профиля обучения, а вот выбор специальности для некоторых становиться затруднительным. Для оказания помощи в определении выбора профессии учащимся предложен курс «Профориентация».

Вывод: в данном учебном году, как и в прошлом, старшие классы не только разделены на направления, но и для более качественной профильной подготовки осуществляется деление на профили внутри класса. Все деления осуществляются с учетом психологического тестирования и анкетирования учащихся и родителей, что помогает определить желания учащихся и их родителей и более точно сформировать классы в соответствии с профилем обучения. Несмотря на то, что в лицее ведется курс «Профориентация», не все учащиеся могут определиться в выборе своей специальности, но основная масса все таки успешно справляется с этой нелегкой задачей.

В школе-лицее разработаны следующие локальные акты по внедрению идей профильного образования: Устав, Положение о профильных классах, Положение о портфолио, рекомендации к созданию рабочей программы базовых, профильных, элективных, ориентационных, предметных курсов. Рабочие программы рассмотрены на заседаниях школьных предметных кафедр, согласованы с заместителем директора по профильной работе.


В школе-лицее на начало 2012-2013 уч.года 33 класс-комплектов, в которых осуществляется раннепрофильное, предпрофильное и профильное обучение:
1 ступень (1-4 классы) – 14 классов,
2 ступень (5-9 классы) – 15 классов,
3 ступень (10-11 классы) – 4 класса.
Для осуществления внедрения предпрофильного и профильного образования в КГУ «Школа-лицей №20» составлен рабочий учебный план, который состоит из инвариантного (базового), вариативного и лицейского компонентов, полностью соответствующих специфике учебного заведения, каждый из которых отражает его профильную направленность.
Все компоненты рабочего учебного плана способствуют развитию познавательных процессов, соответствуют основным положениям концепции и устава КГУ «Школа-лицей №20» и требованиям государственного стандарта образования.
Инвариантная часть рабочего учебного плана образует базовый компонент среднего общего образования. Предметы базовой части базисного учебного плана призваны приобщить учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям и тем самым создать среду для становления и развития личности.
Содержание учебного плана в профильных 10-11-х классах обеспечивает усвоение программ базовой (инвариантной части) строго в соответствии с требованиями Госстандарта по естественно-математическому направлению.
Вариативная часть рабочего учебного плана предусматривает школьный, ученический и лицейский компоненты среднего общего образования. Вариативная часть содержания среднего общего образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся, дает возможность учитывать их личностные особенности, построена с учетом образовательных запросов учащихся и их родителей.
Вариативная часть базисного учебного плана определяет тот объем содержания среднего общего образования, который выстраивается с ориентацией на удовлетворение интересов и способностей учащихся, отражает специфику лицея; направлена на разработку и реализацию в лицее дополнительных учебных программ, за пределами государственных стандартов учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.
Школьный компонент состоит из профильных предметов для 10-11 классов и курсов по выбору для 3-11 классов.
Профильные предметы являются обязательными для изучения в данных классах, способствуют более углубленному изучению данных дисциплин и направлены на осуществление качественной подготовки учащихся к обучению в ВУЗах.
Согласно приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан № 367 от 9.07.2010г. и инструктивно-методического письма 2012-2013 учебного года в школьный компонент рабочего учебного плана включены часы на изучение курсов: Религиоведение и Экономика. Курс Экономика в 4 классе на иснове Инстркутивно-методического письма на 2012-2013 уч.год интегрируется с курсом Познание мира, в 9 классе 0,5 часа за счет Технологии.
Школьный компонент по ГОСО 2010 года предусматривает часы с 3 по 11 класс:
3-4 класс (по 2 часа) включает в себя курс: «Английский для всех» – 2 часа.
5-6 класс (1 час) включает курсы: Экономика – 1 час.
7-8 класс (1 час) включает курсы: Экономика – 1 час.
9 класс (1 час) включает курсы: Религиоведение – 1 час.
10 класс (3 часа) включает прикладные курсы: Абитуриентский курс русского языка – 1 час, Абитуриентский курс истории Казахстана – 1 час, Задачи с параметрами – 0,5 часа, Экономика – 0,5 часа.
11 класс (3 часа) включает прикладные курсы: Абитуриентский курс русского языка – 1 час, Абитуриентский курс истории Казахстана – 1 час , Задачи с параметрами – 0,5 часа, Экономика – 0,5 часа.
Курсы по выбору призваны решать задачи предпрофильной подготовки и помогают учащимся в выборе дальнейшего направления обучения.
Особенностью содержания школьного компонента на 1 ступени является введение раннего изучения английского языка с 3 класса, что соответствует требованиям, предъявляемым современными экономическими и политическими условиями. Введение раннего изучения английского языка соответствует требованиям, предъявляемым современными экономическими и политическими условиями: воспитание полиязычной личности. Добиться этой цели можно только, начиная изучать иностранные языки с раннего школьного возраста.
Ученический компонент не является обязательным в учебной нагрузке учащихся. Он отражает специфику лицея, позволяет самостоятельно разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, входящие в рабочий учебный план и реализуется через дополнительные образовательные программы различной направленности за пределами государственных общеобязательных стандартов образования. В содержание вариативного образования включены курсы дополнительного образования: развивающие и коррекционные курсы по различным предметам – математика, русский язык, география, биология, ИВТ и групповые консультации по подготовке к ЕНТ по основным предметам – математика, физика, русский язык, история Казахстана, география, биология.
Ученический компонент согласно ГОСО 2010 года предусматривает для ведения индивидуальных и групповых консультаций по 1 часу в 5-6 классах:
5-6 класс (по 1 часу) включает курс: ИВТ для начинающих – 1 часа.
Профильное обучение рассматривается как система дифференциации обучаемых на уровне общего среднего образования. В связи с этим на основании Правил о порядке организации деятельности лицеев Республики Казахстан, утвержденных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. № 708 (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по состоянию на 15.11.2005 г.) в КГУ «Школа-лицей №20» профильное обучение осуществляется только по естественно-математическому направлению. Внутри направления сформированы профильные классы: 10-е классы физико-математического/географо-экономического профилей обучения и 11-е классы физико-математического/географо-экономического профилей обучения. Профили сформированы на основе психолого-педагогического исследования и с учетом потребностей учащихся и запросов их родителей.
Уровень общего среднего образования способствует профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной социализации, обеспечивает преемственность между средним и профессиональным образованием. Это  осуществляется в рамках реализации учебных курсов вариативного и лицейского компонента рабочего учебного плана уровня общего среднего образования лицея. Учебные курсы реализуются за счет школьного, ученического и лицейского компонентов учебного плана и носят авторский характер. Единое национальное тестирование по курсам вариативного компонента не проводится, курсы вариативного компонента оцениваются не по пятибалльной системе, а по системе «зачет/незачет». Исключение составляют профильные предметы вариативного компонента в 10-11 классах, которые оцениваются по пятибалльной системе.
Согласно ГОСО РК 2.3.4.01–2010 на учебные курсы вариативного компонента учебного плана в естественно-математическом направлении отводится:
прикладным курсам – 3 часа;
курсам по выбору – 0 часов.
Важной частью профильного обучения на уровне общего среднего образования является предпрофильная подготовка, организуемая в 8-9 классах основного среднего образования. Результатом предпрофильной подготовки является осознанный выбор учащимся профиля обучения на уровне общего среднего образования или выбор профессии, которой он может овладеть.
С учетом потенциала педагогического коллектива, МТБ школы-лицея, запроса учащихся и родителей в содержание образования профильных 10-11 классов включены курсы, позволяющие осуществлять целенаправленную подготовку к ЕНТ и продолжению обучения в среднеспециальных и высших учебных заведениях:
Прикладные курсы школьного компонента профильных 10-11 классов:
1. Абитуриентский курс русского языка.
2. Абитуриентский курс истории Казахстана.
3. Задачи с параметрами.
4. Экономика.
Курсы лицейского компонента профильных 10-11 классов:
1. Экономика.
2. Абитуриентский курс Математика.
3. Абитуриентский курс Физика.
4. Абитуриентский курс География.
Лицейский компонент является обязательным для изучения учащимися лицейских классов и отражает профильную направленность Лицея. Согласно Правил о порядке организации деятельности лицеев Республики Казахстан, утвержденных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. № 708 (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по состоянию на 15.11.2005 г.) на изучение лицейского компонента выделяются средства на факультативы и организацию дополнительных курсов по выбору учащихся из расчета 4 часа на каждый класс, а также 0,25 ставок учителей, на каждый класс для организации кружков, студий, научных обществ и других. Факультативные занятия и курсы по выбору проводятся в группах при наличии в них не менее 8 человек.
На начальном этапе обучения введены курсы, позволяющие максимально развить и закрепить умения и навыки учащихся с учетом их возрастных особенностей:
Развитие речи (1 час) – 1-4 классы,
Решение логических задач (1 час) – 1-4 классы,
Развитие интеллектуальных способностей (1 час) – 1-4 классы.
В среднем звене предлагается предпрофильная подготовка учащихся, что способствует ранней профилизации и самоопределению учащихся. Для этого вводятся курсы раннего изучения предметов: раннее изучение биологии, раннее изучение физики, раннее изучение химии и факультативные курсы:
5 класс – Проектная деятельность (1 час), Развитие математических способностей (1 час), Развитие интеллектуальных способностей (1 час), Биология для начинающих (1 час).
6 класс – Проектная деятельность (1 час), Развитие математических способностей (1 час), Развитие интеллектуальных способностей (1 час), Физика для начинающих (1 час).
7 класс – Проектная деятельность (1 час), Развитие математических способностей (1 час), Развитие интеллектуальных способностей (1 час), Химия для начинающих (1 час).
8 класс – Проектная деятельность (1 час), Развитие математических способностей (1 час), Развитие интеллектуальных способностей (1 час), Физика в теории и задачах (1 час).
9 класс – Развитие математических способностей (1 час), Развитие интеллектуальных способностей (2 часа), Физика в теории и задачах (1 час).
В 9 классе для самоопределения учащихся введен курс «Профориентация», который интегрируется с курсом Самопознание.
Результатом предпрофильной подготовки должен стать осознанный и уверенный выбор учеником профиля обучения на старшей ступени школы или выбор профессии, которой он может овладеть в системе среднего профессионального образования.
Для осуществления профильной подготовки на старшей ступени обучения введены курсы, соответствующие выбору учащихся на основе опроса и желания учеников и их родителей. Внутри классов происходит деление на профили:
10 класс – физико-математический и географо-экономический профили обучения с профильными предметами: физика, математика/география, математика соответственно.
11 класс – физико-математический и географо-экономический профили обучения с профильными предметами: физика, математика/география, математика соответственно.
В рабочем учебном плане лицейского компонента представлены по 4 курса по выбору для учеников профильных 10-11 классов, которые направлены на реализацию образовательных программ в области знаний профильных предметов и предоставляющие возможность ученикам посещать курсы, выходящие за пределы профиля, с целью удовлетворения образовательных потребностей ученика и более глубокой подготовки по профильному предмету в выбранном направлении и профиле:
10-11 класс естественно-математического направления физико-математического профиля обучения:
Абитуриентский курс Математика (2 часа),
Абитуриентский курс Физика (2 часа),

10-11 класс естественно-математического направления географо-экономического профиля обучения:
Абитуриентский курс Математика (1,5 час),
Абитуриентский курс География (2 часа),
Экономика (0,5 часа).
С целью активизации работы с одаренными детьми, к успешному выступлению школьников на предметной олимпиаде, для расширения и углубления знаний учащихся по предмету продолжает работать Школа олимпийского резерва, введен курс «Развитие интеллектуальных способностей». С целью активизации работы с одаренными детьми, привлечения учащихся к исследовательской работе по различным предметам, для успешного участия в конкурсах научных проектов курс «Проектная деятельность» с 1 по 8 класс. Для успешной сдачи ЕНТ – групповые консультации (10-11 классы).
С целью развития творческой и спортивной одаренности, лидерских качеств с 1 по 11 класс введены кружки культурно-эстетического воспитания:
1-4 классы: Вокальная студия, Спортивная секция, художественный кружок – Изостудия и Умелые ручки;
5-9 классы: Дебаты, Программирование, ПДД, Вокальная студия, Спортивная секция, Изостудия, Умелые ручки.
10-11 классы: Дебаты, Программирование, Спортивная секция, Техническое черчение.
Вариативный компонент учебного плана удовлетворяет постоянно изменяющиеся социально-культурные и образовательные потребности детей.
Рабочий учебный план способствует реализации принципа преемственности между всеми ступенями образования.
В содержании образования основной ступени предусмотрено логическое завершение изучения систематических курсов по всем предметам. На старшей ступени образования обучение продолжается по естественно-математическому направлению с соответствующими профилями, которые формируются в соответствии с психолого-педагогическими исследованиями и учетом желания учащихся и их родителей.
На основании общеобязательного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки Республики Казахстан (приказ №367 от 9.07.2010 г.), по предмету «Технология» в 10-11 классах, организован профессионально-ориентированный курс, содержание которого ориентировано на овладение знаниями, умениями и навыками в профессиональных сферах. Изучение данного курса происходит в подгруппах. В данном учебном году в 10-х классах введены курсы для юношей «Художественная обработка древесины», для девочек «Конструирование женской одежды». В 11-х классах будут работать курсы профессиональной подготовки «Применение производной в математических расчетах» и «Электротехника».
Часы ученического и лицейского компонентов, являясь курсами по выбору, выходят за рамки программного материала, в связи с чем проводятся во второй половине учебного дня после продолжительной перемены, составляющей не менее 45 минут.
Максимальные объемы недельной учебной нагрузки учащихся в классах соответствуют утвержденным нормам (СНИП).
В связи с задачами Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010, утвержденной указом Президента от 11 октября 2004 года: «Обеспечить формирование профессионально компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за её результаты» в модернизации образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося с учётом реальных потребностей рынка труда.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегают подростка от «соблазнов» его сегодняшней жизни).
Таким образом, профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит» Настоящая профоринтация включает в себя:
1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора. Это осуществляется на занятиях по элективным курсам:
Профильный элективный курс для учащихся 10 классов «Человек и профессия»
Содержание курсов направлено на активизацию проблемы выбора профессии, получение информации об интересах и склонностях учащегося. Это поможет подростку сформировать общую готовность к самоопределению. Все темы курсов имеют интерактивное сопровождение
Следующие направления работы школьного психолога, содействующего профессиональному самоопределению подростков:
2) проф. диагностика (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей); Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений и их динамики, определение типа мышления, изучение индивидуальных свойств психики. Работа осуществляется по диагностическим тетрадям портфолио, которые включают в себя такие диагностики;
Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» А.Е.Климов
Исследование познавательных интересов «Профиль» (модификация «Карты интересов» Голомшток)
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)
Анкетирование учащихся. Определение мотивации выбора и её структуры.
Методика «Мотивы выбора профессии»
Опросник ДЖ.Холланда (модифицированный)
Определение выраженности и структуры способностей.
Опросник типа мышления
Определение индивидуальных свойств психики
Выявление типов темперамента
коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (эта работа выполняется совместно с учителями-предметниками) и рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; Проведение профориентационных игр: «Кто есть кто», «5шагов», «Ловушки-капканчики», «Кадровый вопрос», «Цепочка профессий», «Кораблекрушение», «Экскурсия в мир профессий». А также упражнения личностного роста.
Профессиональное консультирование – оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики
морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм – это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства)
6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний. Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения учащихся.
На уровне лицея работа ведется в определенной системе: в ней участвуют все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация лицея, педагоги, психологическая служба, социальный педагог и сами учащиеся. Кроме того, в этом активно участвуют и родители лицеистов. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. В связи с этим психологом Беркумбаевой М.В и зам. директора по профильному обучению Галютиной С.А совместно была разработана перспективная программа по профессиональной ориентации учащихся.
Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы-лицея, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
По истечении трех лет мы можем сказать, что работа по созданию эффективной системы профориентационной работы дает положительные результаты. Удобнее всего это сделать на примере одного и того же класса по годам обучения

Результат практической деятельности по реализации программы профессиональной ориентации школьников:
Создание информационной системы (электронная база) для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследования и возможностей учащихся.
Формирование у выпускника лицея профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания. обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е готовности к самоопределению.
Портфолио учащихся по профнаправленности, с целью проектирования перспектив путей и способов развития профессиональной ориентации школьников.
Мониторинг профессионального выбора в классах
Создание картотеки профессий «Кадровый вопрос»
Ознакомление родителей с исследованиями психологов по выявлению склонностей и способностей ребенка.
Подборка тем к родительским собраниям.
Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся.
Обсуждение на заседаниях кафедр, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации Программы профессиональной ориентации школьников.
Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации Программы, с целью подведения итогов в рамках проекта.
Подготовка и проведение городского семинара для психологов «Практические психолого-педагогические аспекты сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся»

Количественный анализ:
Цель: Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Успешная реализация профильного обучения в лицее невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения

В диагностике приняли участие: 36 учащихся 10-х классов.
Тип Темперамента
Цель: Диагностика темперамента

Таблица №1 Общие результаты по изучению типа темперамента
10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.

Темперамент


10-А
Букибаева Ж.П.
10-Б
Кутлова Т.Н.
Итого

Холерик
2-11%
2-12%
4-12%

Сангвиник
13-59%
10-59%
23-59%

Флегматик
2-11%
2-12%
4-12%

Меланхолик
3-11%
3-18%
6-15%


Гистограмма №1 Общие результаты по изучению типа темперамента
9-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.
















Методика «Мотивы выбора профессии»
Таблица №2 Общие результаты по изучению мотива выбора профессии
10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.

Мотивы выбора профессии


10-А

10-Б

Итого

Внутренние индивидуально значимые мотивы
16-80%
4-16%
20-49%

Внутренние социально значимые мотивы
3-14%
12-75%
15-46%

Внешние положительные мотивы
1-5%
1-6%
2-5%

Внешние отрицательные мотивы
0-0%
0-0%
0-0%


Гистограмма №2 Общие результаты по изучению мотива выбора профессии
10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.













Тип мышления

Цель: Определить индивидуальный способ преобразования информации, влияющий на успешность в конкретных видах деятельности

Таблица №3 Общие результаты по изучению типа мышления
среди 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.

Тип мышления


10-А

10-Б

Итого

Предметно-действенное
5-20%
8-47%
13-22%

Абстрактно-символическое
0-0%
0-0%
0-0%

Словесно-логическое
7-32%
5-29%
12-31%

Наглядно-образное
9-36%
4-24%
13-30%

Креативность
7-32%
4-24%
11-34%


Гистограмма №3 Общие результаты по изучению типа мышления
среди 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.



















Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
(модификация Г.В. Резапкиной)

Цель: Выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности.

Таблица № 4 Общие результаты по исследованию профессиональных склонностей
среди 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.

Профессиональные склонности


10-А

10-Б

Итого

Склонность к работе с людьми
9-41%
10-50%
19-46%

Склонность к умственной работе
2-9%
1-6%
3-8%

Склонность к практической деятельности
2-9%
1-6%
3-8%

Склонность к эстетическим видам деятельности
4-18%
2-13%
6-16%

Склонность к экстремальным видам деятельности
6-27%
3-18%
9-23%

Склонность к планово-экономическим видам деятельности
5-23%
2-13%
7-18%



Гистограмма № 4 Результаты по исследованию профессиональных склонностей
среди 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.



Гистограмма №6 Общие результаты по исследованию профессиональных склонностей
среди 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.
























Профессиональный тип личности

Цель: Оценка профессионального личностного типа и определение социальной направленности личности



Таблица №5 Общие результаты по изучению профессионального личностного типа
10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 учебный год.

Профессиональный
Тип личности


10-А

10-Б

Итого

Реалистический или практический
4-18%
10-63%
14-41%

Интеллектуальный
2-9%
0-0%
2-5%

Социальный
7-32%
4-25%
11-29%

Конвенциальный или стандартный
0-0%
1-6%
1-3%

Предприимчивый
3-14%
1-6%
4-10%

Артистический
7-32%
1-6%
8-19%


Гистограмма №7 Сравнительные результаты профессионального личностного типа учащихся 10-х классов КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-2013 уч. год.




















График № 9 Профессиональный личностный тип учащихся 10-х классов
КГУ «Школа-лицей №20» на 2012-13 уч.год.

















Рекомендации:

Охват системой профориентационных воздействий всех учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (ответственные психологи, кл.руководители)
Систематический анализ результатов профориентационного процесса, осуществление мониторинга. (ответственные психологи).
Своевременное ознакомление всех участников образовательного процесса с результатами исследования и возможностей, учащихся через портфолио учащихся по профнаправленности (ответственные психологи).
Организация индивидуального консультирования участников образовательного процесса для оказания помощи в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив, формирования готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний, определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения учащихся.(ответственные психологи).
Корректировка управления профориентацией с учетом поставленных задач. (Галютина С.А).
Осуществление работы со школьниками с учетом потребностей государства в кадрах в целом и, прежде всего, конкретного региона, области, города. (ответственные психологи).
Перераспределение функциональных обязанностей психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, согласно программе (ответственная зам. директора по профильному обучению Галютина С.А).
Создание кабинета профориентации.

Рекомендации родителям по профориентации:
 
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
 2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
 3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Рекомендации педагогам по профориентации:

Развивать чувство «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
Выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как возможный в будущем вид деятельности;
Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути
Формировать у учащихся профессиональное самоопределение, соответствующее индивидуальным особенностям каждой личности запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.


Директор Коныртаев Г.Н.



Исполнитель
зам.дир.по ПО
Галютина С.А.
Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самопределения

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самопределения



15