Урок Введение. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальна


Дата
Класс – 8
Тема урока: Введение. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Вид урока стандартный
Цели: познакомить с науками о человеке, с историей происхождения наук о человеке,
Задачи урока:
Образовательные:
дать представления о содержании раздела «Человек»; привить интерес к приобретению знаний о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности;
Развивающие:
определить место человека в системе органического мира; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно- следственные связи;
Воспитательные:сформированные чувства бережного и ответственного отношения к своему организму.
Оборудование:  презентация, учебник, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Орг. Момент
II. Изучение нового материала.
1). Науки о человеке.
(Использование ИСЭТа «Введение» из электронного пособия).
Анатомия- наука о строении и форме организма и его органов.
Физиология- наука о жизненных функциях целого организма, его отдельных органов и их систем.
Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья.
Медицина – область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
Санитария- применение гигиенических знаний на практике для предупреждения заболеваний и укрепления здоровья.
2). Взаимосвязь наук о человеке между собой.
Проблема: Объясните, какая существует взаимосвязь между науками о человеке.
3). Черты сходства между человеком и млекопитающими животными.
Самостоятельная работа с учебником стр. 13- 14 по заданию по группам:
1 группа: признаки сходства человека с типом Хордовые.
2 группа: признаки сходства человека с млекопитающими.
3 группа: признаки сходства человека с человекообразными обезьянами.
4 группа: признаки отличия человека от человекообразных обезьян.
(Волосяной покров тела, млечные, сальные и потовые железы, специализированные зубы (резцы, клыки, коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком, интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела).4). Черты различия между человеком и млекопитающими животными:
Работая с таблицей 1 «Различия человека и человекообразных обезьян» из электронного пособия, учащиеся приходят к выводу:
Основными чертами отличия между человеком и млекопитающими являются:
вертикальное положение тела и прямохождение (S- образный позвоночник, ноги длиннее рук, широкий таз, грудная клетка расширена в стороны, сводчатая стопа), развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью, увеличение объёма мозга.
5) Биосоциальная природа человека.
Работа в группах по заданиям:
Используя материал на стр.5 учебника под редакцией Алимкулова ответьте на вопрос:
1 группа: Как вы понимаете биосоциальную природу человека?
2 группа: Объясните выражение «Человек- существо социальное».
3 группа: Приведите примеры из литературы о воспитании детей животными?
(Вне общества нет человека. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность. Социальная сущность человека формируется воспитанием, жизнью в обществе и не наследуется).6. Понятия о здоровом образе жизни.
Долг каждого человека- вести ЗОЖ. Как вы это понимаете?
7. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Работа в парах по заданию:
Используя текст учебника на стр. 6- 11 под редакцией Алимкулова, заполните таблицу «Вклад ученых»:
№ Ученый Вклад в науку
1.
Гиппократ
(Др. Греция)
Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,
клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача
2.
Клавдий Гален (рим,анатом - физиолог)
Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.
3
АбуНаср аль- ФарабиТруды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о
сердце.
4.
Абу Али ибн Сина (Авицена)
Труд «Введение в анатомию и физиологию».
5.
Леонардо да Винчи
Знал строение человеческого тела. Труд «Трактат о живописи» -
закономерности пропорций тела человека.
6.
Андреас Везалий
Основоположник современной анатомии, изучал человеческий организм путем
вскрытия. Труд «О строении человеческого тела» (7 книг).
7.
Уильям Гарвей (анг.врач)
Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови пососудам. Открыл законы кровообращения.
Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
8.
Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач
Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые
применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир.
Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевойхирургии.
9.
И.М.Сеченов
Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс.
Труд «Рефлексы головного мозга».
10.
И.И.Мечников
Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление
фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») –
«отец геронтологии».
11.
И.П.Павлов, физиолог
Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии
кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов.
Учение о ВНД, две СС.
12.
Халел ДосмухамедовТруды «Как бороться с чумой среди народов Киргизского региона» (1918),
«Охрана здоровья школьников» (1925), «Анатомия и физиология человека»
(1927) и др. Гигиена организма.
1. Что изучают анатомия, физиология, психология и гигиена?
2. Почему эти науки тесно связаны друг с другом?
3. Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма?
4. Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науки и искусство не удается объяснить лишь биологическими законами?
5. Объясните высказывание Гётё:
«Главным предметом изучения человечества является человек».
6. Систематическое положение человека:
Царство-
Подцарство-
Тип-
Подтип-
Класс-
Отряд-
Семейство-
Род-
Вид-.7. Какого специалиста необходимо пригласить:
при недомогании; при обнаружении ртути в помещении?
9.Объясните выражение:
«Человек – существо социальное»?
Домашнее задание.
Стр.4-20 или конспект
Заполните таблицу: « Различия в строении человека и человекообразных обезьян»:
Части тела
Морфологические признаки
Человек
Человекообразные обезьяны
1. Головной мозг
2. Лицо
3. Позвоночник
4. Таз
5. Передняя конечность
6. Стопа
Рефлексия.
Выберите соответствующий вашему настроению смайлик