Контрольно — оценочные средства к учебной дисциплине Физика для специальности: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Физика
для специальности:
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Калининград 2014
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ПЦК Заместитель директора по УР
_____________________ ГАУ СПО КСТ
дисциплин ГАУ СПО КСТ __________Н.Н. Мясниковапредседатель ПЦК «___»_________2014 г.
___________ Цветаева Л.В.
«__»_________2014г.
Составлено в соответствии с ФГОС
и рабочей программой
учебной дисциплины
Физика
по специальности:
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Составитель:
Литвиненко Ирина Витальевна
Контрольно - оценочные средства по результатам изучения учебной дисциплины Физика ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС и является основополагающим документом для организации контроля ЗУН обучающихсяв учебном процессе. Предназначены для преподавателей колледжа.
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины «Физика» является то, что обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета,звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Формой аттестации по учебной дисциплине является
( экзамен).
Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины
Элемент учебной дисциплины Форма контроля и оценивания
Текущий
контроль Рубежный контроль Промежуточная аттестация
Раздел 1Механика Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. контрольная работа
Раздел 2
Молекулярная физика. Тепловые явления. Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. контрольная работа
Раздел 3
Основы электродинамики Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. контрольная работа
Раздел 4
Колебания и волны. Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. Раздел 5
Оптика. Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. Раздел 6
Квантовая физика. Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. контрольная работа
Раздел 7
Эволюция Вселенной. Опрос(устный или письменный);
тестирование;
оценка защиты выполненных работ и др. Итог экзамен
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на экзамене
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений, навыков и знаний:
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Показатели оценки результата
Умения: 1 Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект. -Правильное описание и объяснение физических явлений и свойств тел.
-Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
2 Отличать гипотезы от научных теорий. Умениеотличать гипотезы от научных теорий.
3 делать выводы на основе экспериментальных данных. Умение правильноделать выводы на основе экспериментальных данных.
4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. Правильно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
5 Приводить примерыпрактического использования физических знаний: законов механики термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; Правильноприводить примеры практического использования физических знаний
6 Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. Правильно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
применять полученные знания для решения физических задач Правильно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при решении физических задач.
- для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле Точное определение:
- характера физического процесса по графику, таблице, формуле.
Правильное и точное:
- построение графиков;
- владение навыками описывать по графику и в простейших случаях по формуле физического процесса;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
для представления физического процесса графически.
измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей Правильное выполнение:
- арифметических действий;
рациональное сочетание устных и письменных приемов вычисления;
- нахождение приближенных значений величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная);
- сравнение числовых выражений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Правильное владение и использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Знания: 1 cмысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения Правильное определение смысла указанных физических понятий.
2 Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;Правильное определение смысла указанных физических понятий.
3 Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Правильное понимание смысла физических законов. Умениеприводить примеры практического использования физических законов.
4 Вклад российских и зарубежныхученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Знание российских и зарубежных ученых и их вклада в развитие физики.
Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:
- текущий контроль – тестирование, самостоятельная работа, решение профессиональных задач, индивидуальные задания, физические диктанты;
- рубежный контроль – контрольная работа;
- промежуточная аттестация – экзамен
Экзамен проводится в сроки, установленные учебным планом, и определяемые календарным учебным графиком образовательного процесса.
Типовые задания для оценки освоения
раздела 1 « Механика»
Вариант 1
1. Человек массой 75 кг прыгнул с движущейся тележки массой 100 кг в сторону, противоположную движению тележки, так, что его скорость относительно земли стала равной нулю. Чему равна скорость тележки после прыжка, если до прыжка она была 4 м/с?
2. Тело движется вдоль координатной оси. В начальный момент времени направление скорости тела совпадало с направлением оси. Модуль скорости тела ϑ0=30 м/с. Найдите скорость тела через 7 секунд и 12 секунд от начала отсчёта времени, если ускорение направлено противоположно начальной скорости и его модуль a=6 м/с2.
3. С какой силой нужно действовать на тело массой 12 кг, чтобы оно двигалось вертикально вверх с ускорением 26 м/с2?
4. Какой максимальной потенциальной энергией будет обладать пуля, вылетевшая из ружья, если её скорость при вылете равна 600 м/с, а масса – 9 г?
При движении на велосипеде по горизонтальной дороге со скоростью 9 км/ч
развивается мощность30 Вт. Найдите движущую силу.
Вариант 2
1. Два шара массами 8 кг и 20 кг движутся навстречу друг другу. Скорость первого шара - 5 м/с, второго – 3 м/с. Определите направление скорости шаров после неупругого удара и её числовое значение.
2. Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси Оx. В начальный момент времени точка имела координату х0 =-25м. Найдите координату точки через 1 час от начала отсчёта времени, если модуль её скорости равен ϑ=5м/с. Чему равен путь, пройденный точкой за это время?
3. Груз массой 600г поднимают по вертикали с помощью нити. В течение 2 минут модуль скорости груза изменился от 5 до 18 м/с. Найдите силу с которой нить действует на груз.
4. Тело, поднятое над землёй на высоту 2м, имеет потенциальную энергию 40 Дж. Какова масса этого тела, если нуль отсчёта потенциальной энергии находится на поверхности земли.
5. Сила тяги сверхзвукового самолёта при скорости полёта 2340 км/ч равна 220 кН. Какова мощность двигателей самолёта в этом режиме полёта?
Вариант 3
1. На платформу массой 700 кг, движущуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,5 м/с, поставили арматуру массой 200кг. Определите скорость платформы?
2. В точке с координатой x0=17 м тело имело скоростьϑ0=30 м/с, направленную противоположно положительному направлению оси Оx. Ускорение тела направлено противоположно вектору начальной скорости, и модуль равен 20 м/с2. Найдите координату тела в моменты времени t1=1c, t2=2cот начала отсчета.
3.На динамометре опускается по вертикали груз массой 8 кг так, что его скорость за 3 с изменилась от 3 до 9 м/с. Найдите показание динамометра.
4.Определите , какое тело обладает большей энергией: брусок массой 2кг, поднятый на высоту 3м, или камень массой 0,6 кг, движущийся со скоростью 4 м/с ?
5.Вычислите, какая работа будет совершена, если сила, равная 7 Н, поднимет груз весом 1 Н на высоту 4м?
№
вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант 3 вариант
1 7м/с - 0,714 ≈0,39 м/c2 v1=-12м/с; v2=-42м/сх =275м;
s =300м x1=-3, х2= 17
3 432Н 6,06Н 64Н
4 1620 Дж 2кг 60Дж>4,8Дж ,брусок
5 12Н 143*106 Вт 28 ДЖ
Типовые задания для оценки освоения
раздела 2 « Молекулярная физика. Тепловые явления»
Вариант 1
1.Найдите массу кислорода, содержащегося в баллоне объемом 50л при температуре 27 градусов цельсия и давлении 2×106 Па?
2.Рассчитайте температуру, при которой средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул равна 10,35×10-21 Дж.
3.Определите КПД теплового двигателя, если количество теплоты,полученное от нагревателя за цикл, равно 500Дж, а колличество теплоты, отданное холодильнику, составляет 400 Дж.
0
P
3
V
2
1
4.Газовый процесс изображен в координатах (P,V). Постройте этот же процесс в координатах (T,P).
5.Вычислите увеличение внутренней энергии кислорода массой 2,5кг при изохорном повышении его температуры на 20 градусов цельсия.Удельная теплоемкость кислорода С=920Джкг*КВариант 2
1.Газ в количестве 1000 молей при давлении 1МПа имеет t=100 градусов цельсия. Найдите объем газа.
2.При давлении 1,5×105 Па в 1 м3 газа содержется 2×1025 молекул. Вычислите среднюю кинетическую энергию поступательного движения этих молекул?
3.Тепловой двигватель совершил за цикл работу 200 Дж. Определите, какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 40% ?
T
V
0
2
1
3
4.Газовый процесс изображен в координатах (V,T). Постройте этот же процесс в координатах (P,T) .
5.Определите температуру при которой внутряняя энергия 2 кг аргона(Ar) равна 62,32×103Дж, если Mr(Ar)=40.
Вариант 3
1.Рассчитайте температуру, при которой находятся 2,5моль газа, занимающего V=1,6 л и находящегося под давлением 2,5 МПа.
2.Найдите давление газа, если в каждом кубическом сантиметре его содержется 106 молекул ,а t=87 градусов цельсия.
3.Определите максимальный КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя равна t1= 600 градусов цельсия, а холодильника t2= 280 градусов цельсия?
4.Газовый процесс изображен в координатах (V,P). Постройте этот же процесс в координатах (V,T).
V
0
P
2
3
1
5.Вычислить внутреннюю энергию 400г гелия (He) при 20 градусах цельсия, если Mr(He)=4.
Вариант 4
1. Рассчитайте давление газа в сосуде вместительностью 500 см3, содержащем 0,89 г водорода при t=17 градусов цельсия .
2.Определите температуру газа при давлении P=100 кПа и концентрации молекл 1025 м-3?
3.Найдите разность температур нагревателя и холодильника идеального теплового двигателя, если температура нагревателя равна 400 К а,максимальное значение КПД равно 20% ?
T
0
P
2
3
1
4.Газовый процесс изображен в координатах (P,T). Постройте этот же процесс в координатах(V,T).
5.Вычислите, какую работу совершает газ, расширяясь при постоянном давлении 200 кПа от объема 1,6 м3 до 2,6 м3 ?
№
вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант
1 1283 кг 3,1 м3
2 500 К1,1*10-20 Дж
3 20% 500 Дж
4 1-2р = const, V , Т
2-3Т = const, V , p
3-1V= const,р, Т
1-2 V=const, T , p
2-3 p= const, T , V
3-1Т= const, V , p
5 46 кДж 100 К№
вопроса Правильные варианты ответов
3вариант 4вариант
1 199,8 К2,14МПа
2 5*10-9 Па 724 К3 37% 80 К4 1-2V= const,p, Т
2-3p = const, V, Т
3-1Т=const,p , V 1-2V= const, p, Т
2-3T= const,,p , V
3-1p=const, V, Т
5 365,2 кДж 200 кДж
Типовые задания для оценки освоения
раздела 3 «Основы электродинамики»
Вариант 1
Определите, с какой силой взаимодействуют два заряда по 10-8 Кл, находящихся на расстоянии 3 см друг от друга?
Наибольшая электроёмкость школьного конденсатора С=58 мкФ. Определите, какой заряд он накопит при его подключении к полюсам источника постоянного напряжения U=50 В?
Цепь состоит из трёх последовательно соединённых проводников, подключённых к источнику напряжением U = 24 В. Сопротивление первого проводника R = 4 Ом, второго 6 Ом и напряжение на концах третьего проводника U = 4 В. Найдите силу тока I в цепи.
Найдите электрохимический эквивалент натрия k , если при силе тока I = 2 А на катоде электролитической ванны за 10 минут отложился натрий массой 0,288·10-3 кг.
Прямой проводник длиной Ɩ = 1 см расположен перпендикулярно к линиям магнитной индукции в однородном магнитном поле. Определите, какая сила F действует на проводник, если по нему идёт ток I = 1 А, а магнитная индукция В = 10 Тл?
Вариант 2
Определите, на каком расстоянии друг от друга заряды 10-6 Кл и 10-8 Кл взаимодействуют с силой 9мН?
Найдите, какова электроёмкость конденсатора, если при его зарядке до напряжения U = 1,4 кВ он получает заряд q = 28 нКл.
Цепь состоит из двух параллельно соединённых проводников. Сопротивление первого проводника R1 = 1 Ом, второго R2 = 4 Ом. Сила тока через первый проводник I1 = 2 А. Найдите напряжение U.
Для покрытия медью металлических изделий в электролитическую ванну помещён медный электрод массой 0,02 кг. Определите, какой заряд должен пройти через ванну, чтобы электрод полностью израсходовался? Электрохимический эквивалент меди k = 3,3·10-7 кг/Кл.
Индукция однородного магнитного поля В = 0,5 Тл. Найдите магнитный поток Ф через площадку S = 25 см2, расположенную перпендикулярно к линиям индукции.
Вариант 3
1.Сила взаимодействия двух шариков, находящихся на расстоянии 50 см друг от друга, равна 80Н. Определите заряд второго шарика, если заряд первого равен 2*10-9 Кл.
2.Конденсатор имеет электроемкость С= 7 пФ. Найдите, какой заряд находится на каждой из его обкладок, если потенциал φ1=360В, а φ2= 220В ?3. Определите, чему равна сила тока при коротком замыкании аккумулятора с ЭДС равным 24 В и внутренним сопротивлением r = 0,1 Ом?
4.Найдите концентрацию электронов в медном проводнике, еслисила токаI = 6А, площадь поперечного сечения проводника S=10-6м2, заряд электрона е =1,6*10-19 Кл,а скорость v= 8*10-5м/c.
5. Найдите силу тока I, проходящего по прямому проводнику длиной ∆Ɩ=50 см через проводник расположенный под углом α=300 к линиям магнитной индукции в однородном магнитном поле. Если на проводник действуетсила F=20Н, а магнитная индукция В = 30 Тл?
№
вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант 3 вариант
1 10-3Н 0,1 м 1.11Кл
2 2,9*10-3 Кл 6,4 В9,8*10-10Кл 3 2 А6,06*104 Кл 240 А4 2,4*10-7 кг/Кл 2 В0,47*1030м-35 0,1 Н 1,25*10-3Вб 2,67 АТиповые задания для оценки освоения
раздела 6«Квантовая физика»
Вариант 1
1. Определите, сколько нуклонов , протонов и нейтронов содержиться в ядре атома урана 23592U ?
2.Изотоп фосфора 3015P образуется при бомбардировке алюминия 2713AL α-частицами. Определите, какая частица испускается при этом ядерном превращении? Запишите ядерную реакцию.
3.Рассчитайте, за какое время количество атомов иода-131 уменьшится в 1000 раз, если период полураспада радиоактивного иода-131 равен 8 сут.
4.Определите дефект массы, энергиюсвязи и удельную энергию связи ядра азота 147N.
5.Найдите, в какой элемент превращается изотоп тория 23290Th после α-распада, двух β-распадов и еще одного α-распада?
Вариант 2
1. Определите, сколько нуклонов ,протонов и нейтронов содержиться в ядре магния 2412Mg ?
2.Запишите ядерную реакцию β-электронного распада ядра марганца 5725Mn.
3.Найдите, какая доля радиоактивных ядер некоторого элемента распадается за время, равное половине периода полураспада?
4.Ядро изотопа висмута 21183Bi получилось из другого ядра после последовательных α и β-распадов. Определите, что это за ядро?
5.Рассчитайте дефект массы, энергию связи и удельную энергию связи ядра углерода 126C.
Вариант 3
1.При обстреле ядер фтора 199F протонами образуется кислород 168O. Найдите, какие ядра образуются помимо кислорода?
2. Определите, сколько нуклонов, протонов и нейтронов содержиться в ядре атома азота 147N?
3.Рассчитайте дефект массы, энергию связи и удельную энергию связи ядра алюминия 2713Al.
4. Определите, сколько альфа и бета распадов испытывает уран 23592U в процессе последовательного превращения в свинец 20782Pb?
5. Найдите, каков период полураспада радиоактивного элемента, активность которого уменьшилась в 4 раза за 8 сут?
Вариант 4
1.Определите число нуклонов, протонов и нейтронов, содержащихся в ядре атома натрия 2311Nа.
2.Допишите ядерную реакцию:
42He 126C+ ?3.Найдите, каков дефект массы, энергия связи и удельная энергия связи ядра кислорода168O?
4. Определите, сколько атомов радиоизотопа церия 14458Ce распадается в течении одного года из 4,2×1018 атомов ,если период полураспада данного изотопа равен 285 сут?
5.Определите, какой элемент образуется из 23892U после одного альфа распада и двух бета распадов.
№
вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант
1 235 нуклонов;
92 протона;
143 нейтрона 24 нуклона;
12 протонов;
12 нейтронов
2 01n ;1327Al+24He→1530P+01n2557Mn→10e+2657Fe3 80 cут0,29
4 0,10851а.е.м.;
≈101 МэВ;≈7,2МэВнуклон84215Po5 88224Ra0,09184 a.e.м.;
≈85,5МэВ;≈7,1МэВнуклон№
вопроса Правильные варианты ответов
3 вариант 4 вариант
1 24He23 нуклона;
11 протонов;
12 нейтронов
2 14 нуклонов;
7 протонов;
7 нейтронов 24He+49Be→612C+01n3 0,23442 а.е.м.;
≈218 МэВ;≈8МэВнуклон0,13261 а.е.м.;
≈123,5МэВ;≈7,7МэВнуклон4 7 α-распадов, 4 β-распада 2,5*10185 4 сут92234UСтруктура контрольно-оценочных материалов (КОМ)
для экзамена
Состав:
Паспорт
Заданиядля экзаменующегося
Пакет экзаменатора
3.1.Условия
3.2.Критерии оценки.
ПАСПОРТ
Назначение:
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
Физика
по специальности:
- Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
код специальности: 29.02.04
Умения, знания:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
-Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе электромагнитных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
-Приводить примеры практического использования физических знаний: знаков механики термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприводов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
-Рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
- Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета; -Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;- Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшеевлияние на развитие физики.
Общие компетенции
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
Рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Теоретические вопросыдля экзамена:
10 класс
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость. Прямолинейное равномерное движение и его графическое представление.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Равноускоренное движение и его графическое представление.
Инерциальные системы отсчета. Материальная точка. Первый закон Ньютона.
Сила. Масса. Второй закон Ньютона.
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения.Сила тяжести. Невесомость.
Силытрения. Сила упругости. Закон Гука.
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно - молекулярных представлений.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы.
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Поверхностное натяжение и смачивание.
Кристаллические и аморфные тела.
Механические свойства твердых тел.
Внутренняя энергия и работа газа.
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность поля.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение.
Закон Ома для участка цепи.Электрическое сопротивление.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Свободные и вынужденные механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
11класс
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Постоянные магниты и магнитное поле тока.
Сила Ампера.
Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Явление электромагнитной индукции.Правило Ленца. Электромагнитное поле.
Свободные и вынужденные механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Резонанс.
Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор.
Производство и использование электрической энергии.
Передача электроэнергии. Проблемы энергоснабжения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн и их свойства.
Радио А.С. Попова. Принципы радиосвязи.
Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.
Дисперсия света.
Интерференция света.
Дифракция света.
Различные виды (шкала) электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
Линзы, их виды. Построение изображений, даваемых линзами.
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.
Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Применение фотоэффекта.
Строение атома: планетарная модель и модель Томсона. Опыты Резерфорда.
Квантовые постулаты Бора. Поглощение и испускание света атомом.
Правило смещения. Радиоактивные превращения.Изотопы.
Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Энергия связи.
Ядерные реакции. Применение ядерной энергии.
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Эволюция Вселенной.
Эффект Доплера и обнаружение « разбегания» галактик.
Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетарных систем. Солнечная система.
Практические задания для экзамена:
Задача. Рассчитайте температуру, при которой находятся 3 моль газа, занимающего объем V=2*10-3 м3 и находящегося под давлением Р= 2,5 МПа.
2.Задача. Тепловой двигатель совершил за цикл работу 300 Дж. Определите, какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя h = 40%?
3. Задача. В комнате при температуре t=150C давление равно 2 Па. Найдите парциальное давление р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре.
4. Задача. Вычислите увеличение внутренней энергии ∆U кислорода массой 2 кг при изохорном повышении его температуры на 25 0С (с = 920 Дж/кг*К).
5.Задача. Найдите период дифракционной решетки, если максимумы будут наблюдаться под углом 900, k=2, длина волны l=2*10-7 м.
6.Задача. Найдите красную границу фотоэффектаnmin , если работа выхода электрона из металла А=2*10-17Дж. (h=6,63*10-34 Дж*с)
Задача. Запишите ядерную реакцию β-электронного распада брома 3584Br.
Задача. При подключении лампочки к батарее элементов с ЭДС e= 4,5 В вольтметр показал напряжение на лампочке U= 4В, а амперметр – силу тока I=0,25 А. Определите, каково внутреннее сопротивление батареи r ?Задача. На баллоне сетевой лампы накаливания написано: 220В; 60 Вт. Найдите силу тока и сопротивление в рабочем режиме.
Задача. Вычислите, какова емкость конденсатора, если при его зарядке до напряжения U=1,6кВ он получает заряд q = 32 нКл?
Задача. Мальчик догнал тележку, движущуюся со скоростью 5 м/c, и вскочил на нее. Определите, чему равна скорость тележки после того, как вскочил на нее мальчик, если скорость прыжка мальчика 6 м/c , масса мальчика 50 кг, а масса тележки 100 кг ?Задача. Космический корабль массой 8т приблизился к орбитальной космической станции массой 24т на расстояние 100м. Найдите силу их взаимного притяжения F. ( G=6,67*10-11 Н*м2кг2)Задача. Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: x1=5t ; x2=150-10t . Построить графики зависимости x(t) , для t=5;10;15 с. Найдите время и место встречи.
Задача. При помощи динамометра ученик перемещал равномерно деревянный брусок массой 200г по горизонтально расположенной доске. Определите коэффициент трения, если динамометр показывал 0,6 Н? (g=9,8 м/c2 ).
Задача. Найдите работу А по перемещению заряженной частицы из точки с потенциалом f1= 1В в точку с потенциалом f2= 3В, если q= 0,5 *10-7 Кл.
3.Задача. Найдите индуктивность катушки, если ее потенциальная энергия WM=275 Дж, сила переменного тока i =2А.
Задача. Определите, какой элемент образуется из кюрия Сm после одного α-распада и одного β-распада.
Задача. Найдите работу, если при перемещении тела на | ∆r | =1м на него действует сила F=25Н в том же направлении, в каком перемещается тело.
Задача. Определите,с какой силой нужно действовать на тело массой 10 кг, чтобы оно двигалось вертикально вниз с ускорением 20 м/c2.
Задача. При равномерном движении точки по прямой, совпадающей с осью Оx, координата точки изменилась от x1=12м до x2 = -12м. Найдите время, в течение которого произошло изменение координаты, если модуль скорости точки равен v=4 м/c. Определите, какой путь пройден точкой за это время?
Задача. Определите, какова разность температур нагревателя и холодильника идеального теплового двигателя, если температура нагревателя равна 400К, а максимальное значение КПД равно 20%?
Задача. Определите силу тока I в цепи при последовательном соединении резисторов с сопротивлением R1=1 Ом, R2=5 Ом и напряжением U1=120 В и U2=100 В.
Задача. Определите, каково количество вещества n (в молях), содержащегося в 1г воды ?Задача. Найдите сколько нуклонов, протонов и нейтронов содержится в ядре магния 1224Мg ?Задача. Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,3 м/с2. Определите, какую скорость приобретет велосипедист через 20с, если его начальная скорость равна 4 м/c ?Задача. Найдите общее сопротивление резисторов соединенных параллельно, если R1 =1 Ом, R2 =4 Ом, R3 =5 Ом и силу тока, если U= 220 В.
Задача. На динамометре опускается по вертикали груз массой 7 кг так, что его скорость за 2с изменилась от 3 до 10 м/c. Найдите показание динамометра.
Задача. Найдите давление водорода, если его объем V=1м3, m=1кг, Т=100К.
Задача. Определите, чему равно число молекул в 10г кислорода (О2) ?Задача. Индукция однородного магнитного поля В =0,5 Тл. Найдите магнитный поток Ф через площадку S=25 см2, расположенную перпендикулярно к линиям индукции.
Задача. В закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 500 кДж. Вычислите, какое количество теплоты отдал газ? Определите, совершил ли он работу?
Задача. Определите, с какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160г, чтобы ее импульс был равен импульсу пули массой 8г, летящей со скоростью 600 м/c ?ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
УСЛОВИЯ
Количество вопросов:
-для экзамена - количество вопросов соответствует количеству студентов в группе умноженное на 2 плюс 3 вопроса дополнительно, а так же практические задания, количество которых соответствует количеству студентов в группе плюс 3 задания дополнительно.
Время выполнения задания – 40 минут
Оборудование :Бумага, шариковая ручка.
Литература для обучающегося:
Учебники:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл. [Текст]: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11кл. [Текст]: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
Физика . 11 кл. [Текст]/ под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. – М., 2009.
Справочная литература:
Рымкевич А.П. Физика [Текст]. Задачник для 10 – 11кл. – М., 2008.
3.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5»(отлично)
Обучающийся в полном объеме ответил на все вопросы и дополнительные вопросы поставленные преподавателем, умеет работать со всеми видами источников, проявив самостоятельность и знания межпредметного характера, применять принципы учебной дисциплины в жизни.
«4» (хорошо)
Обучающийсяраскрыл содержание вопросов, но в его ответе содержатся недочеты или одна не грубая ошибка; при ответе на поставленные вопросы имеются незначительные замечания и поправки со стороны преподавателя. Обучающийсяможет самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками, имеет развитые практические умения, но необязательно их применять.
«3» (удовлетворительно)
Обучающийся раскрыл более, чем на 50% содержание вопросов, но его ответ содержит недочеты или 2-3 негрубые ошибки, при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему значительную помощь в виде наводящих вопросов. Обучающийся знает только основные принципы, умеет добывать знания лишь из основных источников, частично сформированы знания и умения. «2» (неудовлетворительно)
Обучающийся раскрыл менее, чем на 50% содержание вопросов, его ответ содержит более двух грубых ошибок, при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему постоянную помощь. Обучающийся не умеет самостоятельно работать с источниками, не знает принципов учебной дисциплины, у него не сформированы знания и умения.Отметка по дисциплине Физика