«Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе»


Формы коллективной изобразительной
деятельности
в начальной школе
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).
Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Это темы уроков: «Листопад», где дети рисуют осенний лист, затем его вырезают и совместно составляют общую веточку. Тема «Красивые рыбки», когда из рисунков детей по принципу мозаики создается панно, а потом добавляются водоросли, пузырьки.
Совместно - индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации коллективной работы. Согласование действий каждого ученика совместного труда осуществляется в начале урока. Будет согласовываться в конце урока, когда будут составлять общую композицию.
1. Заранее продумать композицию коллективной работы, выбрать размер, цветовую гамму и расположение.
2. Выбрать единый изобразительный материал (живопись), выбрать технику изображения, определить соразмерность деталей в общей композиции, средства достижения композиции (детали заднего плана - расплывчатые).
3) Определить технику сборки композиции (можно с обратной стороны проклеивать скотчем).
Достоинства данной формы работы: в эту коллективную деятельность вовлекается каждый ученик, занятия проходят в любой аудитории. Выполняя свою часть работы, ученик осознает, что от результата его работы зависит вся коллективная работа.
Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия. Одни ученики рисуют уточек, другие раскрашивают их, третьи вырезают, а четвертые приклеивают на ватман.
Совместно - последовательная деятельность и формы ее организации.
Встречается в начальных классах редко. Сложность организации совместного труда, процесс напоминает работу конвейера.
Основные этапы.
1) Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия.
2) Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного коллективного монтажа.
Создается конвейер. Игра. Каждый ученик играет какую-то роль. Нельзя сковывать воображение детей (изготовление новогодней игрушки). Силы нужно распределять правильно, на простые операции, послабее учеников ставить на простую работу.
Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать
собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.
Эта форма используется в начальной школе крайне редко.
Данная форма предполагает или одновременную работу на одном листе, либо постоянное согласование всех участников (сотрудничество или сотворчество). Определенное умение договориться друг с другом (о композиции, о колорите).
Здесь дети все делают сами, учитель наблюдатель, а не организатор. "Наш город" (1 этап. Наброски (какие бывают в городе здания, что где расположено, эскизы.)
2 этап. Договорились, кто что делает (рисует здание, кустики, деревья и т.д.)
3 этап. Собирают свою работу).
«Моё село», «Замки»
В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно – взаимодействующей деятельности обучающихся – работа в паре, это могут быть соседи по парте (наименьшая группа сотрудников), постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся: от пяти человек до половины класса (работа может вестись по классным рядам). В зависимости от тематики коллективной композиции группы называют бригадами, артелями, цехами. Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее: 1)Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока; 2) Возрастные особенности учащихся; 3) Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.
Коллективные работы с учащимися я начинала выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.
Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка.
Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, и т.п.Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе.
Коллективно - изобразительная деятельность
рассматривается
как продуктивное общение, в котором
осуществляются следующие функции:
Информационная: обмен чувственной
и познавательной информацией.
2) Контактная функция - это готовность
к приему и передачи информации
(поставить в начале урока мотивацию, интересную информацию)
3) Координационная функция - это согласование
действия между собой (взаимодействие).
4) Перциптивная функция - восприятие и понимание друг друга.
5) Развивающая функция - изменение личностных
качеств участников коллективной деятельности.
Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленная на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других; реализация творческого потенциала и комфортности.
Рассмотрев возрастные особенности младших школьников и известные формы организации коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно- индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно - индивидуальной деятельности легче проследить и оценить работу каждого ребенка, к тому же эта работа позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно - индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно - взаимодействующей деятельности.
Диагностика I
Время проведения (15 сентября)
Проведенное диагностическое обследование включило в себя следующие методики:
беседа с младшими школьниками с целью определения личностного отношения к художественному творчеству;
наблюдение за деятельностью детей на уроках и кружковых занятиях;
анализ результатов творческой деятельности.
Первый пункт обследования включил в себя следующие вопросы:
Любишь ли ты рисовать, лепить, мастерить?
Какие изобразительные материалы у тебя есть дома?
Нравится ли тебе, когда кто-то смотрит, как ты рисуешь?
Нравиться ли тебе рисовать, лепить с друзьями, родителями?
Как мама и папа относятся к твоему творчеству? Нравятся ли им твои рисунки?
Анализ полученных результатов проведенной беседы со школьниками первого класса позволил обнаружить низкий уровень сформированности эмоционально – положительного отношения к художественному творчеству.
Результаты диагностики видно в таблице.
Диагностическая карта уровней сформированности ключевых компетенций младших школьников I класса по изодеятельности(на начало года)
критерии

п/пФ.И.ребенка
Эмоциональное отношение к деятельности
Владение художественными материалами и инструментами Умение регулировать рисовальные движения
Передача формы, строения, пропорций предмета
Умение пользоваться цветом Навык композиционного решения Самостоятельнос. и творчество Средний балл

Уровень развития
1 Бугай Иван 2 1,8 1,8 1 2 1 1, 2 1,6 Н
2 Бужак Кристина 2 2 2 2 1,8 1,8 2 2 С
3 Владимиров Виталий 2 2 1,8 2 1,8 1,8 1,8 1,9Н
4 Ермаков Сергей 2 2 1,8 2 1,8 1,6 1,8 2 С
5 Колесникова Екатерина 2 2 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,9 Н
6 Кубряк Игорь 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,7 Н
7 Мефодиенко Нина 2 2 2 2 1,8 1,8 2 2 С
8 Пинчук Станислав 2 2 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,9 Н
9 Рота Мария 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,7 Н
10 Ставнийчук Сеогей 2 2 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,9 Н
11 Цыбакова Виктория 2 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,7 Н
12 Фельзина Виктория 3 3 2,5 2,5 2,6 2,8 2,8 2,8 В

Анализ полученных данных:
Уровень художественного развития Н С В
Количество младших школьников 8 3 1
14 октября была проведена диагностика этого же класса и результаты обследования показали средний уровень сформированности эмоционально – положительного отношения к художественному творчеству.
Результаты диагностики видно в таблице.
Диагностическая карта уровней сформированности ключевых компетенций младших школьников 2 класса по изодеятельности(наконец 2 четверти)
критерии

п/пФ.И.ребенка
Эмоциональное отношение к деятельности
Владение художественными материалами и инструментами Умение регулировать рисовальные движения
Передача формы, строения, пропорций предмета
Умение пользоваться цветом Навык композиционного решения Самостоятельнос. и творчество Средний балл

Уровень развития
1 Бугай Иван 2 2 2 1,6 2 2 1, 8 1,9 Н
2 Бужак Кристина 3 3 2,3 3 3 2,5 2,5 2,8 В
3 Владимиров Виталий 2 2 2 2,2 2,3 2,2 2,3 2,3 С4 Ермаков Сергей 3 3 2,3 3 2,5 2,8 2,8 2,9 В
5 Колесникова Екатерина 2,2 2.2 2,2 2 2 2 2 2,1С6 Кубряк Игорь 2 2 2 2,2 2,3 2,2 2,3 2,3 С7 Мефодиенко Нина 2,2 2, 3 2, 3 2, 2 2, 5 2, 3 2, 5 2,7 В
8 Пинчук Станислав 2 2 2 2,2 2,3 2,2 2,3 2,3 С9 Рота Мария 2,2 2.2 2,2 2 2 2 2 2,1С10 Ставнийчук Сеогей 2 2 2 2,2 2,3 2,2 2,3 2,3 С11 Цыбакова Виктория 2,2 2.2 2,2 2 2 2 2 2,1С12 Фельзина Виктория 3 3 3 2,8 2,8 3 3 2,95 В

Анализ полученных данных:
Уровень художественного развития Н С В
Количество младших школьников 1 7 4