Курсовая работа Нетрадиционные техники рисования
Курсовая работа
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Трясцыной Екатерины Александровны
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
1.Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников........................... …………........................................................5
1.1. Понятие рисования....................................................................................5
1.2. Виды рисования.........................................................................................7
2. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте....................14
3. Виды нетрадиционных техник рисования и их использование..…..… 18
4. Значение нетрадиционных техник рисования
в дошкольном возрасте .................................................................................22
Заключение…………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………….24
Введение
Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет рассмотрен только один аспект - рисование.
Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, зрительные и двигательные анализаторы, речь, а также чувство цвета, формы, ритма. В рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства.
Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.
Такие исследователи как: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
На наш взгляд, актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям того результата, который они задумали, одним из факторов является несформированность графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Цель работы: изучение нетрадиционных техник рисования и возможности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Раскрыть понятие "Нетрадиционные техники рисования".
3. Выявить виды нетрадиционных техник рисования.
4. Проанализировать целесообразность использования техники в ДОУ.
Содержание курсовой работы соответствует ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста», МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».
Словарь основных понятий
Рисование - искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы [14; 175] .
Рисунок - что - либо рисованное, нарисованное, образ, изображение в чертах, в очертаниях [4; 527].
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
1. Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников
1.1. Понятие рисования
Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие понятие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа.
К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).
В словарной статье Б.Г. Мещеряков [1; 139] определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.
Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.
В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.
Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему.
Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.
В рамках нашей темы, мы рассмотрим более подробно изобразительную деятельность, а именно рисование.
Комарова Т.С., писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства, архитектуры, дизайна [6; 3].
В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами (краски, мелки, карандаш, бумага) и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. Во время занятия по рисованию дети обследуют предметы, выделяют их свойства (форму, цвет, величину), что способствует развитию чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства, а также рассматривают иллюстрации, репродукции картин, что положительно влияет на развитие связной речи.
Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений [5; 5].
1.2. Виды рисования
В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
Предметное рисование
Г.Г. Григорьева писала, что в дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования [2; 159].
Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.
Л.А. Венгер считал, что дети в этом возрасте при дополнительной работе могут освоить основные сенсорные эталоны форм, цвета и пользоваться ими в будущем как средством познания предметов, явлений [2; 157].
В.Б. Косминская отмечала, что ребенку 3-4 лет сложно, изображая предмет, идти от наброска основной формы, поэтому дети рисуют предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу - закончив одну часть, ребенок вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве [8; 108].
В средней группе дети продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. В этом возрасте дети начинают обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая между ними соотношение.
В старшем возрасте дети создают вариативные образы, с сохранением особенностей формы, строения, цвета, пропорций в предмете. Дети передают индивидуальные особенности предметов, а также изображают несложные движения человека и животных.
Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах - стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.
Сюжетное рисование
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель в сюжетном рисовании - сформировать у ребенка умение передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.
Темы, предлагаемые детям, просты: дом, около него растет куст, стоит скамейка; дом рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках не будет сюжетного развития действий, 2-3 предмета будут находиться рядом, но не будут иметь действенной связи.
В средней группе дети знакомятся с еще одним приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам тонированные листы бумаги, соответствующие изображаемому сюжету, и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).
В этом возрасте пока не ставится задача передачи точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и вводится только со старшей группы.
Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.
Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретным.
В своем рисунке дети продолжают изображать предметы на одной линии, но позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба.
В подготовительной группе у детей более развито аналитическое мышление, что позволяет воспитателю поставить перед ними задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Если дети рисуют на тему сказок, то они самостоятельно могут выбрать эпизод для изображения.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета, также умеют композиционно заполнять всю плоскость бумаги.
Декоративное рисование
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
В декоративном рисовании важно развивать у ребят умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Г. Г Григорьева считает, что ритм - это определенная упорядоченность однохарактерных элементов [2; 188].
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
В.Б. Косминская отмечает, что в процессе декоративного рисования, дети 4-5 лет вначале учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется [8; 124].
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.
Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.
Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились в младшей группе.
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Дети этого возраста выстраивают узор на полосе, квадратных и круглых формах.
В старшей группе закрепляются умения, приобретенные в средней, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз.
Детей этого возраста учат составлять узоры не только на плоскости, но и на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.
В подготовительной группе дети уже знакомы с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах, поэтому им предлагаются новые - прямоугольник и многоугольник, различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).
Дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
Для создания узора детей учат использовать элементы природных форм (растений, животных).
Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
В декоративном рисовании во всех группах используется гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью, но в подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.
2. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте
Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный.
Доизобразительный период
На втором году жизни ребенок проявляет интерес к карандашу и манипуляциям с ним. Водя карандаш по бумаге, ребенок подражает взрослым. Совершая хаотичные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить. Он просто действует с карандашом, осваивает его функцию и получает удовольствие от процесса. Проводя карандашом, ребенок "открывает" - карандаш оставляет след, он замечает, что след получается разным из-за движения рук. Каракули вызывают у детей интерес, они пытаются их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня.
Переломный момент наступает, когда дети начинают узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на домик» помогают детям установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у ребенка нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.
Доизобразительный период плавно переходит в изобразительный.
Данный период примерно начинается в 3-4 года, когда ребенок приходит к называнию изображения определенным словом.
Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов.
Как только ребенок начинает приписывать своим каракулям содержание, они превращаются в средство передачи информации, в первую очередь взрослым.
Позже ребенок начинает осознавать, что одного обозначения предмета недостаточно, изображение должно быть похоже на оригинал, иначе оно не удовлетворяет взрослых, поэтому ребенок стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые.
Во взаимодействии с взрослым у ребенка формируется ручная умелость. Она позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое действительности.
Ручная умелость состоит из трех компонентов:
Первый компонент включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.).
Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.
Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.
В рисунке ребенка отражается его опыт, полученный из самостоятельных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого.
В изобразительном периоде рисунок часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причина схематизма кроется в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ребенку важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней.
Конечно, в рисунке присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования.
Таким образом, рисунок, создает своеобразную модель действительности. Дошкольник принимает на себя роль персонажа, которого рисует, наделяет героя переживаниями и мыслями. Ребенок пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.
В процессе рисования ребенок не только отражает свое представление о мире, но и размышляет о нем, выражая свое понимание окружающего.
В данном периоде у ребенка появляется замысел в рисунке. Это связано с тем, речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать.
Постепенно осваивая изобразительную деятельность, у ребенка создается внутренний план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок.
Рисование отражает представления ребенка о действительности, помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности приводит к освоению технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерев). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах.
В изобразительный период дети совместно с взрослыми учатся подбирать нужные цвета к рисункам, благодаря этому у дошкольников формируется чувство цвета, которое помогает завершить образ.
Постепенно ребенок учится выделять верх и низ листа, правую и левую сторону, а затем и центр, помещая в нем главный предмет.
Таким образом, в изобразительный период у дошкольников формируется ручная умелость, развивается умение создавать и воплощать замысел, осваиваются выразительные средства изобразительной деятельности.
3. Виды нетрадиционных техник рисования и их использование
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения [4; 3].
С. В. Погодина отмечает, что увлечение нетрадиционными техниками рисования не должно стать самоцелью. Потому что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, ребенок соотносит только с одним изображением - бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Также не совсем правильно связывать неклассические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в качестве "вспомогательного кирпичика" в построении образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом[12; 53].
При анализировании литературы мы нашли классификацию А.В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте [10; 6-11]. Давайте рассмотрим её.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном или печатками из ластика;
фотокопия (восковые мелки и акварель);
фотокопия (свеча и акварель);
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
кляксография обычная и с трубочкой;
монотипия пейзажная и предметная;
печать по трафарету.
Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.
Фотокопия
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается незакрашенным.
Печать по трафарету
Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.
Монотипия предметная
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.
Кляксография с трубочкой
Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.
Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная
Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисунки из ладошки
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".
4. Значение нетрадиционных техник рисования
в дошкольном возрасте
Как писалось ранее, традиционное рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности.
Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
При использовании кляксографии с трубочкой у ребенка незаметно для него, развиваются мышцы губ, что способствует правильному произношению некоторых звуков.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники рисования, так же как и классические техники, оказывают значение на развитие дошкольников.
Заключение
В ходе нашего исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в дошкольном возрасте, выявлены виды классического рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности.
В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету.
Помимо этого, в нашей работе показано как ребенок получает изображение, используя ту или иную нетрадиционную технику.
В ходе изучения вопроса о значении нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте выяснилось, что они, как и классическое рисование оказывают огромное значение для развития речи ребенка, его воображения, самостоятельности, и, конечно же, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.
2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.
3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.
5. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.
6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.
7. Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.
8. Косминская, В.Б., Васильева, Е.И., Халезова Н.С. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс]/ В.Б.Косминская. – М.: Просвещение, 1997. - 253 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 10.05.2016).
9. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru - (Дата обращения 16. 05. 2016).
10. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Электронный ресурс]/ А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. - 510 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 15. 04. 2016).
12. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - 53 - 62 с.
13. Прокопова, И.П. Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида [Электронный ресурс]. – 7 с. – Режим доступа: http://sch875.mskobr.ru prokopova_001.pdf - (Дата обращения 11. 04.2016).
14. Розанова, В.В. Краткий толковый словарь русского языка – 5-е изд., исп. и доп. / В.В.Розанова. – М.: Русский язык, 1988. – 255 с.: с ил.
15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения [Электронный ресурс]/ Г.А. Урунтаева– 5-е изд., перераб. и доп. / Г.А.Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 16. 04. 2016).