Сценарий урока по обществознанию на тему Россия-многонациональное государство( 5 класс)
Документы
«Россия – многонациональное государство»
Методы, используемые учителем:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Задачи урока:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Формы:
-групповая работа;
-индивидуальная работа;
-коллективная работа;
-работа с документом.
Приемы работы:
-заполнение таблицы на основе просмотренной презентации;
-анализ документа и текста гимна.
Способ оценивания результатов:
проведение игры «Верю – не верю».
Сценарий урока
«Россия – многонациональное государство»
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Задачи урока:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
Методический прием: урок- имитация
Ход урока:
Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач.
(Прослушивание гимна РФ)
Вспомните Гимн России и объясните значение его слов:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Работа с учебной презентацией «Россия – многонациональная держава» – заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал знаю хочу узнать
В России живет много национальностей Территорию расселения некоторых народов Сколько народностей проживает в Оренбургском крае?
Стадия осмысления содержания.
Иногда мы говорим «наша страна Россия», а иногда – «государство Российская Федерация». Почему так? В чем разница между этими терминами? (Работа с текстами). Коллективное обсуждение результатов работы.
А теперь обратимся к документу. Главным документом государства является Конституция. (Читаем преамбулу и статью 27).
Какой вывод можно сделать на основе этого текста? Что будет, если не соблюдать эту статью и не уважать права других народов?
Вопросами развития народов России в нашей стране занимается Государственная дума РФ. Давайте представим себе. Что мы находимся на одном из ее заседании.
(Разбились на группы-«комиссии» по различным социальным вопросам). Повесткой сегодняшнего заседания было обсуждение вопроса «Решение национального вопроса в РФ. Как учитывать особенности разных народов в жизни государства?» Каждой комиссии предложена проблема.
Коллективное обсуждение результатов работы и заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал знаю хочу узнать
В России живет много национальностей Территорию расселения некоторых народов Как решаются вопросы равноправного проживания народов России?
Стадия рефлексии и подведения итогов урока. Игра «Верю – не верю».
а/ В России проживает более ста национальностей.
б/ Главный документ государства – указ президента.
в/ В Конституции РФ есть статья, рассказывающая о правах народов страны.
г/ Страна – это термин географический, а государство – политический.
д/ Каждый человек имеет национальность.
Домашнее задание: 1. Повторить все термины по главе «Введение» 2. Подготовиться к проверочной работе.
Компетентностно-ориентированные задания к уроку
«Россия – многонациональное государство»
Найдите лишнее слово в перечне терминов:Нравы, обычаи, указы, традиции, культура.
Продолжите фразы:
а/Быть человеком – значит_____________________
б/ Человек, который позволяет себе плохо говорить о людях другой национальности, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы познакомились с темами «История вещей и одежды в разные вре -мена», «История письменности» и «Россия – многонациональное государство». Что вам кажется в них самым важным? Коротко расскажите о своем мнении.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вы стали свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Расскажите о случившемся.
Случай из жизни.
Однажды я стал свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Произошло вот что. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Заключение
Таким образом, в ходе урока учащиеся учились работать с документом, развивали навык работы в группах и умение заполнять таблицу по полученной информации. Результаты усвоения данного материала будут проверяться в ходе проведения самостоятельной работы.
Литература:
Ф. А. Михайловский. История Древнего мира.5 класс.- ОООТИД «Русское слово -РС»,2006._
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: «Вентана-Граф» 2012.
Учебная презентация «Россия – многонациональная держава».
Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.