Методические рекомендации к практическим занятиям


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной работе
работе ____________О.Н. Спирин
от «____»_________________2014г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работпо дисциплине «История»
специальность: 35.02.14. «Охотоведение и звероводство»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и естественно- научных дисциплин
протокол №______
от «___»_______________2015г.
Председатель
____________/_________________/
СОСТАВИЛА
Поспелова Т.В. -преподаватель
р.п. Красные Баки
2015г.
Аннотация
По дисциплине « История» для специальности 35.02.14. « Охотоведение и звероводство» предусмотрена обязательная аудиторная нагрузка в размере 48 часов, из них 44 часа отводится на практические задания.
Практические занятия предусмотрены по следующим темам:
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м.
Тема 1. 2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ века.
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире.
Предусмотренные учебной программой практические занятия по истории подразумевают:
Совместную работу учителя и учащихся (студентов) по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными заданиями.
Самостоятельную работу учащихся (студентов) по выполнению в рамках каждого занятия комплекса заданий из учебного пособия по истории и (или) предложенных учителем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
Каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения учащимися (студентами) внеаудиторных заданий. На основе содержания этих заданий должно строиться содержание каждого следующего практического занятия .Характер и особенности выполнения внеаудиторных заданий учащимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно-исследовательской деятельности, которые и будут обеспечиваться конкретным содержанием.
Организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности учащихся должна быть основана на процессе самостоятельного сбора, анализа и осмысления добытой в рамках задания информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны учителя будет содействовать более полному решению задач курса.
Методические указания по выполнению практических работ
Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м.
Занятие 2. Внутренняя политика государственной власти в СССР в 60-70-е гг. Основные проблемы и противоречия.
Цель: формировать умение работать с историческими документами, текстовым материалом, анализировать материал, делать выводы.
Задание: Прочитайте и проанализируйте материал Главы 11 учебника «Экономическое развитие СССР в 60-90-х гг.» ответьте на вопросы:
Что такое задача « интенсификации производства», в чем её необходимость?
В чем особенности экономической реформы 1965 г. Каковы её итоги?
Какие меры были приняты в 1965 г. Чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве? В чем причины отставания сельского хозяйства?
Назовите причины замедления промышленного роста в 60-90-е гг.?
В чем заключалась интенсификация сельского хозяйства в 60-90-е. Оцените результаты этого процесса.
Тема 1.1. Занятие 3. Экономика СССР и перестройка.
Цель: Подвести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране. Продолжить формирование умений излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план- конспект главы учебника.
Задание: Прочитайте и проанализируйте содержание главы 12 учебника «Экономика СССР и перестройка». Подготовьте развернутые аргументированные ответы на вопросы:
Назовите основные направления политики перестройки. Сформулируйте причины перестройки.
Выделите особенности перестройки, её основные этапы и итоги.
Тема 1.1 Занятие 4. Внешняя политика СССР в 60-80 гг.
Цель: Подвести учащихся к пониманию особенностей взаимодействия СССР с другими государствами в условиях «холодной войны». Продолжить формирование умений работать с историческими документами и картами.
Задание:
1. Анализируем политическую карту мира во второй половине ХХ века. Какие страны вошли в Мировую систему социализма? (причины перехода к социализму, добровольность, степень вмешательства СССР)
Выделяем ведущие страны капиталистического лагеря (вступление в НАТО, экономическая поддержка США, план Маршала).
2.Выделяем основные этапы и ключевые моменты «холодной войны»
3. Анализируем документ «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. В чем принципиальная новизна данной концепции? В чем трудности воплощения нового направления внешней политики в жизнь?
Тема 1.1. Занятие 5. Культурное развитие народов СССР и русская культура, наука.
Цель: Подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни советского общества. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать материал, делать выводы, заполнять предложенную таблицу.
Задание:
Прочитайте п. 99 учебника Артемов, Лубченков. История России.
Заполните таблицу «Культура и наука в 60-80 гг»
Направление Представитель Достижения
Тема 1. 2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века.
Занятие 6. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века.
Цель: Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985- 1991гг. Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать самостоятельные выводы.
Задание: Рассмотрите и проанализируйте материал документа, раскрывающего деятельность движения «Солидарность» в Польше.
Прочитайте «21 требование» движения «Солидарность».
Каковы функции и задачи профсоюзной организации?
Какие требования выводят «Солидарность» за рамки профсоюзного движения»?
Назовите экономические и политические требования в документе.
В чем причины большой популярности движения «Солидарность» в Польше?
Занятие 7. Ликвидация (распад) СССР.
Цель: Подвести учащихся к пониманию особенностей межнациональных и политических проблем в начале 90-х. Продолжить формирование умения работать с историческими документами, биографиями, развивать навыки анализа предложенного материала.
Задание: Проанализировать содержание параграфа учебника «Распад СССР». Сформулировать причины распада СССР. Назовите объективные и субъективные факторы, способствующие распаду СССР. Рассмотрите биографию М.С. Горбачева и дополнительный материал « М.С. Горбачев – взгляд из-за рубежа». Что в политике Горбачева способствовало распаду СССР? Можно ли было предотвратить эти события? Свой ответ обоснуйте.
Занятие 8. Реформы отечественной экономики.
Цель: Познакомить учащихся с главными результатами экономических реформ. Подвести учащихся к пониманию причин кризиса 90-х гг. Продолжить формирование умений вести сравнительный анализ, делать аргументированные выводы.
Задание: Рассмотрите позиции сторонников и противников приватизации в России. Какая из двух позиций вам представляется более убедительной? Почему? Сегодня в обществе нередко можно слышать призыв к пересмотру итогов приватизации. Кто, по-вашему, заинтересован в этом? К каким последствиям для экономики, общества в целом это может привести?
Занятие 9. Российская Федерация как преемница СССР в 90-е гг.
Цель: Подвести учащихся к пониманию особенностей политической системы. Продолжить формирование работать с документом, делать выводы.
Задание: Работа с Конституцией РФ. 1. Сформулируйте основные полномочия Президента РФ. 2. Рассмотрите структуру российского парламента. Сформулируйте полномочия палат парламента.3. Назовите функции правительства РФ. 4. Рассмотрите структуру судебной власти РФ. Назовите функции Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда.
Раздел 2. Россия и мир в начале ХХI века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ века.
Занятие 10. Локальные, национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР.
Цель: Познакомить учащихся с национальными, локальными и религиозными проблемами, возникшими на пространстве бывшего СССР. Продолжить формирование умения анализировать предложенный материал, находить причинно- следственные связи событий, делать аргументированные выводы.
Задание: По материалам периодической печати и ресурсам интернета подготовьте сообщения о национальных конфликтах на пространстве бывшего СССР. Отразите причины, ход, итоги конфликтов. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавия, Чечня. Положение русскоязычного населения на пространстве бывшего союза.
Занятие 11. Участие международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Цель: Познакомить учащихся с деятельностью международных организаций, участвовавших в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Задание: Подготовить материал о программных документах ООН, ЮНЕСКО, ЕС, касающихся урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
Занятие 12. РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.
Цель: Подвести учащихся к пониманию особенностей международных отношений в современной жизни.
Задание: Проанализировать предложенный материал и дать развернутые ответы на следующие вопросы: 1. Выделите во внешней политике России 1992-1993 основные черты.2. Что изменилось во второй половине 90-х. 3. Как строились взаимоотношения России с НАТО в изучаемый период.
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Занятие 13. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией.
Цель: Сформировать представление о процессе развития взаимоотношений России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве.
Задание: Подготовить к уроку сообщения, основываясь на материалах интернета и периодической печати о договорах России с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией.
Занятие 14. Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Цель: Дать представление об особенностях проведения государственной политики РФ на северном Кавказе.
Задание: Подготовить сообщения о истории политики России на Северном Кавказе.
Занятие 15. Изменения в территориальном устройстве РФ.
Цель: Познакомить с территориальным устройством РФ, сформировать представление о правовом статусе субъектов РФ.
Задание: Проработав текст Конституции РФ, определите, сколько субъектов входят в состав РФ, в чем особенности правового статуса республик, автономий, областей, как разделяются полномочия между РФ и субъектами?,
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.
Занятие 16. Мировые интеграционные процессы.
Цель: Сформировать представление о современных интеграционных процессах в мире и Европе.
Задание: используя материалы интернета, подготовьте сообщения о месте международных организаций (ВТО, НАФТА, ЕС) в условиях глобализации.
Занятие 17. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.
Цель: Сформировать представление о процессе формирования единого образовательного и культурного пространства в Европе.
Задание: Опираясь на предложенный материал, напишите аргументированное эссе по проблеме разделения образования на массовое и элитарное. В своей работе попытайтесь ответить на вопрос: не подрывает ли наличие специальных школ для «избранных» принцип социальной справедливости и обеспечивают ли такие школы высокий уровень образования или они существуют преимущественно «из желания поставить себя выше других»?
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
Занятие 18. Проблемы экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
Цель: Сформировать представление о процессе создания «массовой культуры» и его последствиях.
Задание: Сформулируйте основные позиции, характерные для западной системы ценностей. Сформулируйте основные позиции, характерные для традиционной отечественной системы ценностей. Сравните их. Какие идеи и ценности западной культуры проникают в нашу жизнь в современности. Постарайтесь найти + и – этого процесса.
Занятие 19. Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Цель: Расширить знания о традициях, религиях народов России.
Задание: Подготовить выступления по предложенной теме для обсуждения на уроке.
Занятие 20. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Цель: Сформировать представление об общеевропейской культуре и её влиянии на возникновение молодежных организаций в Европе.
Задание: Подготовить материал о возникновении и деятельности молодежных экстремистских организаций. Каковы причины их возникновения? Какие проблемы современного мира отражены в программных документах этих организаций?
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире.
Занятие 21. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Цель: Сформировать представление об основных проблемах развития РФ на современном этапе и национальных задачах страны.
Задание: Подготовьте к уроку материал о национальных проектах, принятых в РФ на современном этапе, насколько они эффективно реализуются? Какие задачи они призваны решить? Достаточны ли принятые меры для решения данных вопросов? Какие бы вы приняли меры и проекты для решения национальных задач России?
Занятие 22. Территориальная целостность России, уважение прав её населения и соседних народов – главное условие политического развития.
Цель: сформировать понятие территориальной целостности и проблем, связанных с решением данного вопроса на современном этапе.
Задание: Проанализируйте Устав ООН (п. 4 ст. 2), как согласуется принцип территориальной целостности с правом народов на самоопределение.
Занятие 23. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Цель: Сформировать представление о значимости инновационной деятельности для современного государства.
Задание: Подготовьте материал, в котором проанализируйте важнейшие научные открытия и технические достижения в современной РФ с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.
Занятие 24. Сохранение традиционных нравственных ценностей и свобод человека- основа развития культуры в РФ.
Цель: Закрепить знания по изученному материалу и продолжить формирование умения анализировать факты и события, делать самостоятельные выводы.
Задание: Написать сочинение по теме «Сохранение традиционных нравственных ценностей и свобод человека – основа развития культуры в РФ».
Список литературы:
Артемов В. В. , Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2011.
Конотопов М.В. История экономики России: учебник / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. -7-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2008.
Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.- М.: Издательский дом «ОНИКС ХХI век», 2005.
История мировых цивилизаций. Часть 2. Эпоха модернизаций.
Рогоза С. Л., Засекреченные войны. 1950-2000гг. С. Л. Рогоза, Н.Б. Ачкасов.- М.: АСТ;СПб.: Полигон, 2005.
Для преподавателя:
Арасланова О. В. , Поздеев А. В. Поурочные разработки по истории России ХХ – начало ХХI вв. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005.
Глобальный мир в ХХI веке: 11 кл.: книга для учителя /(Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В.Симонов и др.); под ред. Л.В. Полякова.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
История России в портретах государственных и политических деятелей. Под редакцией проф. Корнилова В. А., - М., ИКФ Омега-Л, 2002.
Методические рекомендации для педагогов по изучению курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. / Составитель Е.Е. Вяземский – СПб.: Норма, 2010.
Интернет- источники:
Министерство образования и науки РФ http://mon/gov.ru/Российский образовательный портал http://www.edu.ru/ФГОУ Федеральный институт развития образования http: