Урок по литературе в 3 классе на тему: Щедрое дерево Ш.Сильверстейн.
Урока по литературе в 3 классе.
Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево».
Учитель: Емельянова Н.Т. СОШ № 24 г. Павлодара
Цели:
- создать условия для усвоения нового произведения учащимися;
- создать условия для глубокого осмысления идеи нового произведения;
- формировать навык правильного, вдумчивого чтения;
- обогащать словарный запас;
- развивать умения прогнозировать, давать оценку поступкам главных героев произведения;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание оказывать взаимопомощь.
ПЛАН.
ОРГ. Момент.
Настрой на работу, пожелания друг к другу.
Побуждение.
А) Прежде чем начнем знакомиться с новым произведением, вам предстоит поработать в центрах активности и узнать самим тему урока. Центров буде 3. (литература, развитие речи, искусства)
Повторение правил в работе.
ЦЕНТР «ЛИТЕРАТУРА»
- Прочитайте стихотворение.
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры
Сколько птенцов под густою листвоюТы укрывала от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимою
Дерево птицам помашет листвоюБудет потом ему сниться и сниться
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Знают, что помнит их доброе дерево.
Задание.
- О чём шла речь в вашем стихотворении?
- Придумай название стихотворения.
- Зачитай своё название.
-Нарисуйте то, о чем говориться в стихотворении.
ЦЕНТР «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».
- Отгадай загадки.
- Запиши кроссворд.
1. Хвостом виляет
Зубаста, а не лает. (щётка)
2.В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист.
«Здорово, дрозд - приятель»
И ставит точку …. (дятел)
3.Крашеное коромысло
над рекою повисло. (радуга)
4.Верещунья, белобока
И зовут её ….. (сорока)
5. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (осы)
6. Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос)
7. Кланяется, кланяется
Придет домой растянется. (топор)
8. В воде родится,
А воды боится. (соль)
Задание.
- Какое ключевое слово получилось?
- Как понимаете значение этого слова?
- Найдите значение слова «щедрый» в словаре.
-Дополни предложение .Запиши.
Щедрым называют человека, который_______________________________________
ЦЕНТР « ИСКУССТВО».
-Используя шаблоны, вырежи из цветной бумаги яблоко.
- Напиши на нем, что даёт дерево человеку.(Какую пользу приноси дерево человеку)
-Поделись своим мнением в группе.
4.Выход на название текста.
Вопрос 1 группе.
-О чем шла речь в вашем стихотворении? (Поместить плакат с деревом на доску).
Вопрос 2 группе
-Какое ключевое слово у вас получилось?
-Соедините по смыслу два этих слова.
-Как будет называться текст?
Вопрос 3 группе
- О каком дереве пойдет речь?
- Прочитайте, что дает людям дерево?
(Прикрепляют яблоки на плакат).
5. Реализация.
- Читая текст, будем заполнять таблицу.
Что просил мальчик Что давало яблоня?
игра 1 ч листья
деньги 2 ч яблоки
дом 3 ч ветки
лодку 4 ч ствол
Отдохнуть, посидеть 5 ч пень
Чтение 1 части.
- Кто главные герои произведения?
- Кем они были друг другу?
- Почему мальчик любил яблоню?
- А яблоня мальчика?
- Какой период жизни мальчика описан в этой части?
- Что нужно было мальчику в этот период?
Запишите в левой части слова –игра.
- Что давала яблоня? Записать в правой части. (листья)
- Могут ли их отношения длиться вечно? Почему?
Чтение 2 части.
- Подтвердились ли ваши высказывания?
- Почему яблоня теперь часто оставалась одна?
- Какое чувство они испытали при встрече?
- Что предложила яблоня мальчику?
- Почему мальчика не устроило её предложение?
- В чём теперь он видит своё счастье? В деньгах
- А что яблоня дала мальчику? Яблоки
- (заполнить следующую строку таблицы).
- Почему яблоня была счастлива?
- Будет ли счастлив мальчик?
- Состоится ли их следующая встреча?
Чтение 3 части.
- Оправдались ли ожидания?
- Почему грустила яблоня?
- Как она встретила мальчика?
- Что предложила для счастья? Покачаться на ветках
- Согласился ли он?
- С каким чувством он ответил? Холодно.
- В чем видит счастье мальчик? В доме
- Что дает мальчику яблоня? Ветки
Чтение 4 части.
- Сколько времени не появлялся мальчик?
- Как встретила его яблоня?
- Был ли счастлив мальчик все эти годы?
- Что теперь ему необходимо для счастья? Лодку
- Что отдает теперь яблоня? Ствол
- Что при этом она испытывает?
- Почему не совсем?
- Как думаете, вернётся ли мальчик?
- Как она может закончиться эта сказка?
Чтение 5 части.
- Сбылось ли предположение?
- Как теперь выглядела яблоня?
- Как выглядел мальчик?
- Что сказала яблоня?
- Почему она говорила с грустью?
- Какой период у мальчика наступил?
- Что теперь ему необходимо для счастья? Отдохнуть, посидеть.
- Что дала яблоня? Свой пень
- Счастлив ли мальчик?
- А яблоня?
- Взрослый, старый человек, кем остался для яблони? Почему?
6.РЕФЛЕКСИЯ
1.- Понравилось ли завершение сказки?
- Прочитайте часть таблицы, относящуюся к яблоне.
- Что она делала всю жизнь?
- Почему отдавая себя, была счастлива?
- Для кого она жила?
2.Дискуссионная карта.
- Права ли яблоня, отдавая себя человеку?
ДА, ПОТМУ ЧТО…. НЕТ, ПОТОМУ ЧТО….
7. Домашнее задание.
1. Перечитать текст. Озаглавить каждую часть.
2. Придумать свою концовку.