Методическая разработка: Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенирующей направленности


месяц
Неделя. Лексическая тема
Рекомендуемые задания
Отметка о выполнении

2-3 недели обследование детей


сентябрь

3. Детский сад

Игры на развитие артикуляционной моторики:
«Зёрнышко»
губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёку. Текст произносится педагогом.
Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок
В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду
В нем тогда таких, как я
Будет целая семья




4. Город. Достопримечательности нашего города

Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».
Игра с мячом на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами улица, дом, крыша, переулок, здание



октябрь

1.Игрушки

Дыхательная гимнастика. Упр. «Машина»
Текст проговаривается детьми полностью, звук С сопровождается наклоном корпуса вниз; звук Д произносится одновременно с имитацией руками движения «рычаг», при звуке Р нужно расслабить мышцы корпуса и рук и предложить детям потопать ногами.
Чтоб поехала машина,
Накачаем дружно шины
С-С-С-С
Не забудем завести, мы уже почти в пути
Д-Д-Д-Д
Как зарокотал мотор, даже вздрогнул светофор: Р-Р-Р-Р




2.Овощи

Дыхательная гимнастика «Подсолнух»
Пальцы обеих рук детей собраны в кулачки. Поочерёдно ребёнок дует на каждый пальчик, открывая ладонь.
Посадили зёрнышко
Вырастили солнышко
Это солнышко сорвём
Много зёрен соберём
Динамическая пауза:
Дует, дует ветер, задувает - энергичные взмахи руками
Жёлтые листочки с дерева срывает – имитация срывания листьев
Падают листочки прямо нам под ножки - наклон вперёд, руки касаются ног.





3.Фрукты

Развитие мимических мышц:
После осеннего дождика выглянуло солнышко – улыбнулись, обрадовались
Но вдруг набежала тучка – нахмурились, огорчились
Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись, обрадовались
Игра «Топай- хлопай». На слова со звуком А – топай, а на У – хлопай.





4. Ягоды. Домашние заготовки





Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна назвать слова со звуком А, а вторая со звуком У. Побеждает та команда, которая назовёт больше слов.
Упр. на развитие дыхания: «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И.П. –основная стойка, раз- вдох - руки в стороны, два - выдох, наклон туловища вправо, три - И.П, четыре- выдох ,наклон туловища- влево.


ноябрь

1.Поздняя осень.









Игра на координацию движений, развитие внимания, мышления «Грибочки».
Под весёлую музыку дети собирают грибы, если муз. рук
называет съедобный гриб, дети отвечают: АХ! А если несъедобный - ОХ!
Массаж спины «Дождик».
Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения:
Хлопки ладонями по спине: Дождь, дождь надо нам расходиться по домам.

Поколачивание кулачками: град, град, сыплет град, все под крышами сидят!
Постукивание пальчиками: только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками: ловит рыбу нам на ужин.





2.Дикие звери наших лесов готовятся к зиме.

Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и закрыть рот.
Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает
Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть
Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал!

Игра на развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия «помоги зайчику перейти через болото»
Материал: игрушка Заяц, кубики.
Муз.рук просит детей помочь зайцу перейти через болото. Для этого он просит хлопнуть в ладоши, когда услышат звук З (или другой) Далее муз.рук произносит изолированные звуки, при правильных хлопках зайчик перепрыгивает по кубикам, а при неправильных- возвращается назад.
«Отгадай, кто я?» - ребёнок изображает для всех детей дикое животное, а ребята по повадкам должны отгадать животное.



3.Дом. Мебель.
Динамическая пауза: «Стирка»
В тазик мы воды нальём, вот нальём
И бельё в нём простирнём, простирнём
Мы бельё стирали чисто
А теперь всё всполоснем
Мы бельё всё выжимаем И встряхнем его легко, да легко
И повесим высоко, высоко

Игра на развитие лексико-грамматических категорий «Большой - маленький» со словами стол, стул, шкаф, полка, кресло, диван и т.д.
Игра на понимание предложных конструкций «Спрячь мячик». Ребёнку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: спрячь мяч под шкаф, положи под стул, на стол, около стола и т.д.








4. Домашние животные и их детёныши.


Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:
Корова и телёнок жуют жвачку - имитация жевания
Котёнок зевает: широко открыть рот, делать круговое движение нижней челюстью- подбородком рисовать букву О.
Бульдог сердится: выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыть, прикусывать верхнюю губу верхними зубами.
Фырканье лошадки: вибрация губ.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Звукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте.
Корова: Му-у-у-у, молока кому? (громко, низким голосом).
Телёнок: Му-у-у-у (тихо, высоким голосом).
Кошка- котёнок и т.д.


декабрь

1.Зимующие птицы. Птицы Крайнего Севера.

Упражнение на развитие дыхания «Ворона».
Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх подымет голову, то в сторону поворачивает и всюду слышится карканье: (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно: КАР!) упр. повторить 5-6 раз.
П/и «помоги собрать яйца».
Дети бегут по залу в рассыпную и, помахивая руками изображают птиц. По сигналу «найди яйцо» дети делятся на 3 команды воробьи, вороны и дятлы. Каждая группа должна собрать яйца своего цвета: в крапинку, белые и голубые.
Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:
Голодные птенчики. Максимально широко открыть рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: АМ-АМ-АМ.
Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны.




2.Зима. Зимняя одежда.

Музыкальная игра «Снежный кролик»
Мы слепили снежный ком- имитация
Ушки сделали потом – изображают ушки руками
И как раз вместо глаз (на обеих руках соединяют кончики указательного и большого пальцев и приставляют их к глазам)
Угольки нашлись у нас
Кролик вышел, как живой - показывают «ушки»
Он с хвостом и с головой – изображают голову и хвостик
За усы не тяни - грозят пальцем
Из соломинок они
Длинные, блестящие (хлопают в ладоши)
Будто настоящие!
Упражнение на развитие общей моторики:
Рано утром на полянке веселятся 2 снежинки
Левой ножкой: топ-топ
правой ножкой: топ-топ
руки вверх, вверх, вверх действия по тексту.
кто поднимет выше всех?
Кто скорей оденет куклу в зимнюю одежду?
Один ребенок одевает куклу, а второй объясняет, что на ней одето и правильно ли подобрана зимняя одежда.




3.Человек. Части тела.



Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Один и много» со словами ухо, глаз, рука, нога, лоб, шея, спина, голова, ресница и т.д
«Большой - маленький» с этими же словами.
Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».
«Послушай команду» игра на успокоение и организацию.
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание.





4. Семья. Новый Год.

Упр. на развитие связной речи «в лесу родилась ёлочка»
Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки.
- Какого цвета ствол? Какого цвета иголки?
- Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал?
- Опиши ёлочку.
Упражнение на развитие мимических мышц:
Приснился Вове волшебный Новый Год
улыбка
Много подарков возле ёлочки!
Но вдруг злой волшебник разрушил праздник грусть
От испуга Вова открыл глаза испуг
А в комнате сияла новогодняя ёлочка восхищение.



январь
3. Зимние забавы.











Музыкальная игра «Игра в снежки»
И.п: Мы в снежки играем смело, (шеренги то сходятся, то расходятся)
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день,
Нам играть в снежки не лень!
Припев: Хлоп-хлоп (лепят снежки)
Не зевай, (бросают снежки)
Ты от нас не убегай! (грозят пальцем
Хлоп- хлоп, не зевай!
А теперь в меня бросай! («зовут руками»)
Пусть зима морозит нас («зовут руками»)
Мы погреемся сейчас: шеренги расходятся
Ручками похлопаем, (ритмично хлопают)
Ножками потопаем! топают
Упр. на развитие связной речи «в лесу родилась ёлочка»
Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки.
- Какого цвета ствол? Какого цвета иголки?
- Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал?
- Опиши ёлочку.
Упражнение на развитие мимических мышц:
Приснился Вове волшебный Новый Год
улыбка
Много подарков возле ёлочки!
Но вдруг злой волшебник разрушил праздник грусть
От испуга Вова открыл глаза испуг
А в комнате сияла новогодняя ёлочка восхищение.




4. Продукты питания.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса:
Пьём коктейль через трубочку.
(вдох) вытянуть губы узкой воронкой (выдох)
Дуем на горячий чай.
Вытянуть губы широкой трубочкой (вдох), подуть на горячий чай (выдох)
Пыхтящий чайник.
Произносить: Пых! Пах! Пох! Пых- пих- пых- пих!



февраль

1.Инструменты.

«Назови действия»
Лопатой- копают, иголкой-, топором-, кистями-, ножницами-
П/и «Плотник»
Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой
Летят из- под пилы
Это плотник делает
Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат
Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком
Выстругивает планки
Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды
Без сучка- задоринки.





2.Профессии.

П/и «Плотник»
Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой
Летят из- под пилы
Это плотник делает
Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат
Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком
Выстругивает планки
Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды
Без сучка- задоринки.
Игра «Лётчик»
Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе.




3.День Защитника Отечества.

Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких мышц рук, глазомера.
Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается, выходит из игры.
Игра «Оловянный солдатик».
Вед: кто в игрушках самый главный?
Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю,
днем и ночью марширую.
(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)
Игра «Лётчик»
Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном темпе.





4.Транспорт.

Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны перебежать дорогу «ковёр».

П/и «Шофёр».
Качу, лечу бегут по кругу, крутят воображаемый
Во весь опор руль
Я сам шофёр и сам мотор.
Нажимаю на педаль останавливаются, нажимают на педаль и
И машина мчится вдаль. бегут в противоположную сторону.

«Послушай команду» игра на успокоение и организацию.
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, сказанную шепотом, тут же выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа слушает и хорошо выполняет задание





март

1.Мамин день. Женские профессии.

Игра с музыкальным сопровождением: С любовью к маме.
И.П: дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга взрослый, исполняющий роль мамы. Он сидит на стуле, наклонив голову набок, закрыв глаза и подложив руки под щёку- «мама спит». Дети под музыку, тихо, но чётко поют:
Мама спит, она устала
Ну и я играть не стала дети идут на цыпочках
Маме надо отдыхать
Маме хочется поспать
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Во время музыкального проигрыша дети тихо идут на цыпочках, чтобы не разбудить маму, по залу в разных направлениях. В конце проигрыша останавливаются.
Тук-тук-тук-тук-тук-тук!
Раздаётся пяток стук (дети громко поют и топают)
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут! (дети выполняют топающий шаг, подходят к стулу, на котором спит мама- будят ее.)
С окончанием песенки мама просыпается, встаёт и обнимает детей со словами: Где мои ребятки? Где мои цыплятки?
Игра « Кто лучше надует игрушку?»
Муз. рук показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос, медленно его выдыхает через рот в игрушку. Тот, кто правильно выполнит, может поиграть с игрушкой.
Пропевание гласных звуков (начинаем низким и заканчиваем высоким голосом)



2. Домашние птицы.

Игра на развитие артикуляционной моторики «Зёрнышки»
Губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую щёчки. Текст произносится педагогом:
Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок
В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я
Будет целая семья!
«Ступеньки»
Игровой материал: лесенка из 5 ступенек, игрушки (матрёшка, мишка), детские музыкальные инструменты.
Ход игры: ребёнок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодий вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы.




3.О жизни и труде людей на Севере.
Упр. на развитие внимания «Слушай хлопки».
Дети идут по кругу под музыку, на один хлопок останавливаются, на два - поднимают руки вверх, на три - продолжают движение.
Игра на успокоение: «Кто за кем?»
Стулья по залу в случайном порядке. Звучит музыка. Один ребёнок ходит между стульями, музыка останавливается, он садится на стул. За ним второй, третий и т.д. когда все сядут, предложить чтоб вернулись на место по очереди в том же порядке.




4.Животные жарких стран.

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:
Слон пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр- громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом.
Пластические этюды.
Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие- либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают их сами.
Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.





5. Растения и животные нашего края.
Дыхательная гимнастика «Аромат»
Педагог произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.
Руки вверх подними, аромат цветка вдохни
Руки вниз опусти, «Фиии» тихонько протяни!
«Одуванчик»
Текст произносится детьми и сопровождается имитацией действия.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке, с длинной ножкой
Я нашёл его в лесу, но с собой не унесу
Лишь возьму его в букет
Дунет ветер- шапки нет!



апрель
1.Весна.


Игра с мячом «Назови ласково» со словами по данной теме.
Подвижная игра «Весна».
Солнышко, солнышко идут на месте.
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей, бегут на месте
Прилетели сто грачей летят на месте
А сугробы тают, тают медленно приседают
А цветочки подрастают тянутся на цыпочках, руки вверх



2.Зоопарк
Артикуляционная гимнастика «Слон и дудочка»
Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть приоткрывают.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну
Я теперь я дудочка, дудочка- подудудочка!
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:
Слон пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного до пяти).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр- громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом.


Пластические этюды.
Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие- либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают их сами.
Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.



3.Космос.

Покорители космоса. Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к полёту.
Полёт на Луну - на выдохе дети тянут звук АА, медленно поднимая левую руку вверх, достигая луны и медленно опускают руку.
Полёт на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее.
П/и «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете
На носки поднимись тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, потянись тянутся
Вот летит ракета ввысь! бегут по кругу.



4.Школа. Школьные принадлежности.

Динамическая игра под музыку «Прыжки»
И.П: дети стоят лицом к ведущему.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось
Ножки здесь и ножки там
Что за шум и что за гам? (прод любую музыку дети ритмично проговаривают слова и выполняют разнообразные прыжки: на одной ноге, на обеих ногах, «крест- накрест», с хлопками в ладоши, с притопами, с движениями вперёд или в сторону.)
Игра «один - много» со словами данной тематики.
Большой - маленький.


май
1.
День Победы.

Игра «Оловянный солдатик».
Вед: кто в игрушках самый главный?
Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю,
днем и ночью марширую.
(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)




2. Лес - наше богатство
Упр. на развитие дыхания.
Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит.
И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3- вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.
Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки.
И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох, вернуться в и.п
Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли.
И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох- присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п.



15