Рабочая программа музыкального руководителя в ДОУ
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Половинский детский сад «Солнышко»
«Утверждено»
Заведующий МДОУ «Половинский детский сад «Солнышко»
_____________ /Леканова Т.ЮОт «___» __________ 2016 г.
Рабочая программа музыкального руководителя
на 2016 – 2017 учебный год
Музыкальный руководитель:
Алешкова Г.Ф
Содержание
Пояснительная записка
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям;
Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей раздел «Музыка»
Перечень основных форм образовательной деятельности;
Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка».
Связь с другими образовательными областями.
Прогнозируемый результат
План работы с воспитателями и родителями;
Материально- техническая база.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.
Список литературы.
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативными документами:
В сфере образования федерального уровня:
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.12г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с ч.11, ст.13 ФЗ от 29.12.2013 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
Приказом Минобонауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Методическими рекомендациями Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 года, №03-248.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.3049-13.
С документами локального уровня:
Устав. МДОУ «Половинский детский сад «Солнышко».
План работы МДОУ «Половинский детский сад «Солнышко» на 2016 – 2017 учебный год.
Основная общеобразовательная программа «Половинский детский сад «Солнышко».
Рабочая программа составлена с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по развитию движений, соответствует СанПин 2.4. 13049-13, включает региональный компонент и рассчитана на 1 год.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» (Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Издательство «Просвещение» 2010) и парциальной программы «Ладушки» (К.Каплунова).
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. В ней сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;
-развитие внутренних психических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
-воспитание нравственно-патриотической личности, посредством понимания музыкальных произведений;
-развитие речи.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи (общие):
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи (общие):
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи (общие):
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Задачи (общие):
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
3 Основное назначение рабочей программы:
Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».
Способствовать:
- Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;
- Накоплению впечатлений;
- Спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
- Импровизации;
- Формированию умения понять образовательную задачу.
В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкальные занятия состоят из 3 частей.
1. Вводная часть
Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах. Также в водную часть занятия входит распевка, которая в дальнейшем поможет чистому интонированию.
2. Основная часть
Слушание
Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции , характер, настроение человека.
Пение и подпевание
Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).
Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально- дидактических игр.
3. Заключительная часть
Пляска, хоровод, игра.
Организация учебного процесса в МДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на год и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13.
Объем учебной нагрузки 30 недель.
Система занятий и количество учебных часов по музыке в ДОУ
Группа Длительность одного занятия Количество часов
неделя год
Первая младшая группа 10 мин. 2 72
Вторая младшая группа 15 мин. 2 72
Средняя группа 20 мин. 2 72
Старшая группа 25 мин. 2 72
Подготовительная к школе группа 30 мин. 2 72
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, а так же в течение дня.
Формы работы по образовательной области «Музыка»
5. Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка»
Музыкальный руководитель Воспитатель
- Музыкально игровые образовательные ситуации: тематические, доминантные, интегрированные - Использование музыки для организации различных занятий, видов детской деятельности, режимных моментов;
- Слушание музыки; - Слушание музыкальных произведений;
- Развитие исполнительных навыков и импровизации в песенном творчестве, музыкально – ритмических движениях, танцах, игре на детских музыкальных инструментах; - Пение детских песен;
- Подготовка и проведение музыкальных праздников, развлечений, спектаклей; - Разучивание музыкального репертуара для музыкальных занятий;
- Помощь воспитателям в подборе музыкальных произведений для занятий, режимных моментов, различных видов деятельности; - Музыкально дидактические игры, музыкально – ритмические игры;
- Хороводные игры;
- Игра на детских музыкальных инструментах;
- Изготовление детских музыкальных инструментов.
6. Связь с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие. - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
2. Познавательное развитие. - расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
3. Речевое развитие. - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественно - эстетическое развитие. - развитие детского творчества;
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
5. Физическое развитие. - развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;
7. Прогнозируемый результат
Ожидаемый результат усвоения программы детьми 1 младшей группы: К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движения: Начинать движение вместе с музыкой;
Развитие чувства ритма: Правильно хлопать в ладоши;
Слушание музыки: Различать тембр простейших музыкальных инструментов (бубен, ложки, барабан, колокольчик);
Пение: подпевание музыкальных фраз;
Пляски, игры, хороводы: притоптывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми 2 младшей группы: К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движение: передавать образы соответствующие характеру музыки;
Развитие чувства ритма: уметь повторять за педагогом простейший ритмический рисунок;
Слушание музыки: Понимать характер и различать части музыкального произведения;
Пение: Петь в одном темпе;
Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения кружение в парах, притоптывание каждой ногой поочередно, движение с предметом, передача образа;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми средней группы: К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движения: Выполнять простейшие перестроения (круг, врассыпную и обратно;
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов;
Слушание музыки; Чувствовать характер музыки, уметь высказываться о ней, узнавать песни по мелодии;
Пение: Петь с музыкальным сопровождением и без него;
Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, движения с предметом, образ отвечающий характеру музыки;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми старшей группы:
К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;
Слушание: слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро-медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
Пение: петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
Пляски, игры, хороводы: уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно использовать знакомы движения в творческой пляске.
Ожидаемый результат усвоения программы детьми подготовительной группы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок или сыграть его на любом музыкальном инструменте, уметь подобрать ритм к определенной картинке или картинку к ритму.
Слушание: уметь самостоятельно определять жанр музыки (танец, марш, песня), уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выполнять солирующие роли, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
8. План работы музыкального руководителя с воспитателями:
Сентябрь
1. Консультация для воспитателей «Нетрадиционные приемы развития музыкальности у дошкольников»
2. Проведение развлечения «День знаний».
3. Проведение мюзикла «Муха-цокотуха»
Октябрь
1.Проведение осенних развлечений «В гости к сказкам».
Ноябрь
1. Проведение осенних утренников.2. .Накопление текстов осенних песен в папках по музыкальному воспитанию.
3. Подготовка к мероприятию «День матери» и его проведение.
4. показ открытого занятия «Путешествие в зимний лес».
Декабрь
1.Обсудить проведение новогодних утренников, выбрать действующих лиц, ведущих. Разучивание праздничного репертуара. Репетиции новогоднего утренника с ведущими и героями. Пополнение папок воспитателей зимним и новогодним репертуаром.
Январь
1.Проведение развлечения с участием бабушек воспитанников «Рождественские посиделки».
2.Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания (в соответствии с перспективным планом по муз. воспитанию).
Февраль
1.Подготовка к празднику «День защитников Отечества» и «8 марта» - организационные моменты. 2.проведение развлечения посвященного Масленице.
Март
1.Разработка и проведение утренника посвященного праздникам 23 февраля и 8 марта.
2. Накопление текстов весенних песен в папках по музыкальному воспитанию.
Апрель
1.Разработка и проведение развлечения «День смеха».
2. Консультация на тему: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Май
1.Проведение праздника «День победы»
2. Проведение праздника «День семьи».
3.Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы.4.Ознакомление с результатами мониторинга.
5.Проведение праздника «До свиданья, детский сад»
План работы музыкального руководителя с родителями:
Сентябрь
1.Индивидуальные консультации по запросам родителей.2.Консультация для родителей в групповых музыкальных уголках «Роль музыки в жизни ребенка».
Октябрь
1. Разработка и раздачу буклетов на тему: «Изготовление шумовых инструментов своими руками».2. Привлечение родителей к подготовке осенних утренников.
Ноябрь
1.Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ.2.Выставка поделок «Самодельные шумовые инструменты».
Декабрь
1.Привлечение родителей к подготовке Новогоднего праздника.2.Консультация: «Правила поведения родителей на празднике».
Январь
1.Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома».2. Консультация для родителей: «Музыкальное развитие в семье»
Февраль
1.Анкетирование «Музыка в вашей семье».2.Тематическая выставка: «Родители – первые музыкальные руководители малышей».
3. проведение развлечения «Масленица»
Март
1.Подготовка к проведению праздников к 8 марта.
Апрель1.«День открытых дверей» - посещение родителями музыкальных занятий.
Май
1.Ознакомление родителей с результатами мониторинга.
Для реализации программы в ДОУ имеется материально - техническая база
СРЕДСТВА ПЕРЕЧЕНЬ
Технические -мультимедиапроекторный, экран
-музыкальный центр
-акустическая система
Учебно-наглядные пособия -Плакаты «Музыкальные инструменты»
-портреты композиторов
-наборы наглядно-демонстрационного материала
-фотоматериалы, иллюстрации
-музыкально-дидактические игры и пособия
Оборудование для организованной образовательной деятельности -музыкальные инструменты для взрослых;
- музыкальные инструменты для детей (металлофоны, ксилофоны, бубны, дудочки и т.д.)
-музыкальные игрушки;
-атрибуты для игр, танцев, инсценировок;
- костюмы сценические детские и взрослые;
-маски, ростовые костюмы;
Библиотека музыкального руководителя -программы по музыкальному воспитанию;
-методическая литература (картотека);
- периодическая печать (картотека);
-сборники нот (картотека);
-фонотека (картотека);
-наличие консультативного материала для родителей;
-наличие консультативного материала для воспитателей;
Литература
- Программа «Радуга» Т.Н.Доронова Т.И. Гризик-«Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой «Линка-пресс»2000г
-«Ритмическая мозаика» А.Н.Бурениной «Композитор»2000г
-«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой «Владос» 1997г
-«Синтез» К.В.Тарасовой М.1999г
-«Путешествие в мир прекрасного» О.А.Куревина «Баласс» 2001г
-«Ладушки» И. М. Каплунова «Праздник каждый день» «Композитор» 2010г
Технологии:
-«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина «Скрипторий» 2010г
-«Этот удивительный ритм» И.М. Каплунова «Композитор»2005г
Пособия:
–Журнал «Ребенок в детском саду»
-Журнал «Музыкальный руководитель»
-«Музыкальные игры « И.А. Бодраченко «АЙРИС-ПРЕСС»2009г
-«Мы играем, рисуем, поем» М.Ю.Картушина «Скрипторий»2009г
-«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова «Музыкальнаяпалитра» 2004
-«МЫ играем, сочиняем» А.Н. Зимина «Ювента»2002г
-Музыкальные ступеньки» М.А.Трубникова М.1998г
«Воспитание звуком» Т.А.Рокитянская «Академия развития»2002г
-«Новый музыкальный букварь» О.Иванова «Феникс»2008г
-«Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Народные праздники в детском саду», «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина «Мозаика-синтез»2005-2010г.
- «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества» Князева,
- «Знакомство детей с русским народным творчеством» Бударина Т.А., Корепанова О.Н.,
-«Народные праздники,..»М.А.Михайлова
Маркеева О.В. «Детство – пресс» 2010г. Мониторинг в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011
-«Наши талантливые малыши» Е.П.Букарина