Статья Здоровье сберегающие принципы организации учебного процесса в начальной школе.


Здоровье сберегающие принципы организации учебного процесса в начальной школе.
Клецкова Наталия Викторовна
Учитель начальных классов
«Здоровье – это ещё не всё,
но всё без здоровья – ничто».
Вопросы здоровья детей всегда волновали родителей, медиков, педагогов. Но особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы. И это не дань моде. Для всех стало очевидно, что состояние здоровья школьников вызывает серьёзное опасение. По данным Института возрастной физиологии в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушение психического здоровья пограничного характера. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – неврологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки.
Сегодня совершенно очевидно, что вопросы охраны и укрепления здоровья детей и подростков требуют безотлагательного решения. Созрела острая необходимость создания и внедрения здоровье сберегающих технологий, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья детей. В основе такого процесса лежит использование дидактических принципов развивающего обучения.
Принцип деятельности.
Принцип непрерывности.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип минимакса.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Здоровье сберегающие принципы организации учебного процесса в начальной школе МКОУ «Шебалиновская СОШ».
В нашу школу в 2007 учебном году поступило в 1 класс 52% здоровых детей, а на следующий – уже 32% ( процесс снижения показателей здоровья продолжается до сих пор). В этой ситуации всё чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года с переходом ребёнка из класса в класс показатели состояния здоровья? Здоровье сберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Что же делать ? – задумались мы, когда процент здоровых детей резко снизился. Учителя начальных классов стали осваивать внедрение здоровье сберегающих технологий.
После изучения теории были определены цели работы:
- развитие ребенка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности;
- увеличение двигательной активности учащихся на уроке; предупреждение утомляемости;
- систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.
С учётом особенностей работы мы остановились на следующих направлениях и видах деятельности:
Гимнастика до занятий.
Для проведения гимнастики в школе используются рекреации и классные комнаты. Учащиеся занимаются в течении 10 минут.
Подвижная (динамическая) перемена
Имеет большое значение в режиме дня учащихся и предполагает проведение подвижных игр на большой перемене. Игры- хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Упражнения – энергизаторыЭто проведение здоровье сберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов, и актуализируют разные способности детей.
Профилактика и коррекция нарушений зрения.
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой специалистов под руководством профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха, оказывает благотворительное воздействие на органы зрения.
Профилактика плоскостопия.
Развитие стопы протекает достаточно интенсивно. Для профилактики плоскостопия предлагаются упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.
Психогимнастика.
На занятиях дети обучаются выражать свои эмоции, обучаются выразительным движениям. Специальные игровые занятия направлены на совершенствование внимания, памяти и воображения.
Динамизация рабочей позы.
На мой взгляд, в реализации технологий, сберегающих здоровье современного школьника, большие возможности имеет оздоровительная система учёного-физиолога, доктора медицинских наук, академика РАН В.Ф. Базарного, которую мы используем в организации профилактической работы с детьми.
Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата.
Социально-психологическая служба.
Психолог школы проводит мероприятия по психопрофилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе, организовывает тренинги с учащимися с ослабленным здоровьем.
Элементы валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла.
Приоритетная роль отводится учителю (наряду с родителями), так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках.
Комплекс общеоздоровительных мероприятий.
(Уроки здоровья, дни здоровья, экскурсии, спортивные соревнования, спортивные праздники и т. д.)
Ароматотерапия.
В классах используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, лимона, чеснока), комнатные растения.
Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя многие компоненты.
Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровье сберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.