Инновационная деятельность в начальном образовании. Использование интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения.
Инновационная деятельность в начальном образовании.
Использование интерактивных форм обучения
на уроках литературного чтения.
Паряева Т. П.
(Большемалышенская СШ, Кызылжарский район, СКО)
Реализация современной государственной образовательной политики требует пересмотра содержания и методической системы обучения. Перед учителем всегда стоят вопросы: как повысить качество обучения? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как пробудить интерес к самостоятельной деятельности? Как развивать творческие способности учащихся?
Личностно – ориентированный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Мы должны знать и использовать такие приёмы (сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, он уважаем. Принцип личностноориентированности развивает личностные особенности учеников, индивидуализирует их образование с учётом интересов, способностей и склонностей.
Это обязывает нас учителей творчески подходить к рациональной организации учебной деятельности, методов и приёмов повышения эффективности учебно-воспитательной работы.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развитие интеллектуального потенциала ребёнка. Для шести, семи, восьми, девяти и даже десятилетнего ребёнка, которому почти ничего не известно, прежде всего, о себе и для которого сверхзадачей является своевременное и возможно ранее пробуждение заложенных в нём природой задатков и способностей. Чтение позволяет предельно расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребёнка, помогает ему пройти школу освоения «чужой речи» - мысли, чувств, оценок – искать и находить себя и своё место в жизни.
При чтении речь идёт о человеческом общении, поэтому основу системы обучения составляют два субъекта, которые обмениваются наблюдениями, знаниями, мыслями, чувствами, опытом; один из них свой опыт раскрывает, отдаёт; другой этот же чужой опыт воспринимает, осваивает и присваивает (т.е. ценой затраченных усилий делает своим).
Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удается. Учить детей читать книги надо специально, обучать чтению - общению следует с первого учебного дня. Учитель должен помочь каждому ребенку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их и «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями (грамотой, работой с текстом произведения, выразительным чтением) не для оценки, не для меня, не для папы с мамой, а для себя, чтобы с помощью книг - собеседников лучше осознавать себя и понимать окружающий мир.Формирование навыка беглого чтения - одно из основополагающих направлений в обучении младших школьников. Развитие периферического зрения, применение интерактивных методик, составление опорных схем на уроках литературы развивают общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные.
Для развития периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно несколько слов), которое помогает овладеть навыком беглого чтения, мною использовались упражнения с буквенными, цифровыми таблицами. Сначала мы работали с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом, два знака, затем три знака и, наконец, переходили к таблицам со смешанными знаками (буквы и цифры одновременно).
Таблица 1 Таблица 2
М У Ф РЯ
О К Е Д Т
А ПХ Л ЩЖ Г Н Ч ЮЦВ С Я Б
ТА АМ ЛИ ЧА ПУ
АТ УП СМ ЯЧ ТА
ОЛ ТО ВА УФ ФЫ
БЮ ДЖ КЕ КУ ОЛ
ЛД АВ ИЛ ДЕ РО
Таблица 3 Таблица 4
ТЕН РИП МКЯ САМ НЕЦ
ПАН ПИР СВЧ БОТ ПИМ
ТИК ТО ОКА ПЕА РЕП
ПУЧ ЯЧЦ ВКБ СИЕ ТУБ
НЕШ ВУФ МЯК ТОБ ШАД
У Д Е 30 С
33 Д 8 Л 12
К 9 5 Ю10
16 0 3 0 К
5 11 П81 В
Во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в её центральном квадрате, на это отводилось 90 секунд. Работа с одной таблицей ведётся до тех пор, пока ребёнок не выучится считывать в таблице все знаки. Благодаря этим упражнениям значительно увеличивается скорость и одновременно повышается качество чтения.
Интерактивные методы – система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме деловых игр и ситуаций, способствующих формированию внутренней и внешней мотивации к учению. Учебные игры можно классифицировать по области деятельности: деловые, интеллектуальные и сюжетно – ролевые; по характеру педагогического процесса: обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, творческие. Использование интерактивных приемов взаимодействия позволяет учителю добиваться следующего: ученики выступают деятельными соучастниками учебного процесса, имеют возможность вести диалог с учителем и высказывать свою точку зрения. Групповая работа на уроке развивает организаторские способности, ученики являются создателями проблемных ситуаций и вопросов, учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга. Между ними возникает атмосфера доверия.
Использование ролевых игр и игры – драматизации является важным приёмом ознакомления детей с интонационной выразительностью речи. На мой взгляд, использование драматизации простых текстов в букварный период позволяет усилить преемственность между предклассом и школой. Начинать обучение выразительному чтению надо на материале сказок. Народная сказка не писалась, а сказывалась, это произведение устной народной поэзии, и поэтому даже в записи в ней сохраняются особенности устной речи, её лексика и синтаксис.
Игра – драматизация приносит большую пользу не только ученикам, участвующим в изображении того или иного героя. Во время игры весь класс активно участвует в анализе работы товарищей. Каждый не только высказывал о ней своё суждение, но и доказывал, почему он так думает.
На уроках литературы работает «киностудия». Учащиеся становятся художниками, рисуют несколько кадров для кинофильма по прочитанному произведению. Создаётся группа режиссёров – для отбора кадров для будущего фильма. На работу даётся 15 минут. Режиссёры выбирают кадры для коллективного фильма, под которыми подписывается текст, содержащий основную мысль.
Казахский народный эпос «Ер - Таргын», 4 класс.
1 кадр. Сын мергена Таргын. Основная мысль: «Больше всего на свете юноша любил свою Родину»
2 кадр. Вынужденный побег. Основная мысль: «Пришлось батыру покинуть любимый край, искать счастья на чужбине».
3 кадр. Поход. Основная мысль «Никто не мог победить и поставить на колени этого врага».
4 кадр. Первый бой. Основная мысль «Народа без храбрецов не бывает».
5 кадр. Кровавая битва. Основная мысль «Наконец – то был повержен враг, который столько лет восседал на шее их народа, не давая ему распрямиться».
6 кадр. Ер – Таргын – военачальник улуса. Основная мысль. «Таргын не только храбр и хорош собой, но и наделён умом»
При работе с текстом использую приём «Мудрые совы».
1.Найти в тексте основные (новые) понятия и записать их в алфавитном порядке.
2.Выбрать из текста такую информацию, которая является неожиданной, новой.
3.Главная жизненная мудрость. Выразить основную мысль текста одной фразой.
4.Проиллюстрировать основную мысль текста.
5.Поучительный вывод. Сделать выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни.
6.Организуется обсуждение результатов работы.
А.И.Куприн «Белый пудель». 4 класс.
1.Основные (новые) понятия в алфавитном порядке. Галоп, гувернантка, кадетский корпус, картуз, сиротский пансион, труппа, шарманщик.
2.Информация, которая является неожиданной, новой. Жизнь бедняков, вынужденных зарабатывать себе на жизнь, развлекая богатую публику.
3.Главная жизненная мудрость «Не всё продаётся, что покупается»
4.Проиллюстрировать основную мысль текста.
Бродячие артисты: дедушка Лодыжкин, мальчик Серёжа и Арто. Арто не просто собака, член труппы, он – верный друг, кормилец, часть жизни старика и мальчика. Бродячим артистам противопоставляются люди, имеющие иные представления о жизни, люди уверенные, что главное – это деньги, благодаря которым можно иметь всё.
5.Поучительный вывод. Преданность и дружба являются высшими жизненными ценностями.
6.Обсуждение результатов работы. Написать письмо Сергею, оценить его поступок. Как бы ты поступил на его месте?
Ребята любят деловую игру «Точка зрения». До игры я объявляю тему спора, которая содержится в прочитанном произведении. Учитель с несколькими помощниками – наблюдатели. Группы учеников – оппоненты, отстаивающие ту или иную точку зрения.
1.Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противника.
2.Группы вступают в диспут.
3.Группа наблюдателей оценивает: Кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре?
Л. Садовникова. «Дедушкин секрет» 1 класс.
1.Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противника.
Придумывают ли клички детям в твоём классе? Есть ли среди них обидные? А теперь подумай: кличка для человека – это хорошо или плохо?
2. Группы вступают в диспут.
Первая группа: кличка для человека – это хорошо.
Вторая группа: кличка для человека – это плохо.
3. Оценивание групп наблюдателями. Выбор правильной позиции.
«Стихотворение – загадка». Я называю окончания стихотворных строчек, написанных знаменитыми поэтами, а учащиеся должны вспомнить всё стихотворение или четверостишие и прочитать полностью. А также назвать фамилию автора и произведение.
«Найди друзей и родственников». Я составляю список с именами членов семьи или друзей по трём или четырём группам. Это могут быть известные персонажи, герои книг, мультфильмов. Каждому ученику даётся по карточке с именами. Разбиваясь на группы, ребята должны присоединиться к группе персонажей из одной книги, фильма, темы, исторического периода и т.д.
Игра «Образная память». Учащиеся читают текст и выделяют главное. Затем любым интерактивным способом делятся на команды. Учитель предлагает выразить свою часть текста в виде немой сцены. Можно дополнительно использовать бумагу с надписями с деталями текста. На каждую немую сцену можно отвести до пяти минут. Жюри оценивают, чья сценка более понятно отражает смысл текста.
К. Булычев. «Девочка с Земли»
1.команда. Немая сцена «Алиса находит космический корабль»
2.команда. Немая сцена «В каюте корабля»
3.команда. Немая сцена «Оживление космонавта»
При обучении выразительному чтению возможно составление на доске опорных записей, помогающих понять задачу чтения. Учащимся необходимо уяснить эмоциональную тональность произведения, с тем чтобы определить общую манеру чтения: спокойный, неторопливый, задумчивый тон. Нужно, чтобы они уяснили содержание каждой строфы, перечитывая и анализируя её, воссоздали в своём воображении картины, представленные автором, и, определив задачу чтения каждой строфы, потренировались бы в ее реализации.
Фрагмент урока литературы в 4 классе. Тема: Поэтические странички. С.Есенин «Пороша»
Текст Представление Задачи чтения
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу
Зелёный заснеженный лес, вьётся дорога, по которой скачет всадник; большая заснеженная поляна, перелетают и каркают вороны. 1.Передать ритм скачки коня, звонкость цокота копыт.
2.Подчеркнуть в чтении тишину леса.
3.Показать крикливость ворон.
Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе можно провести в виде интеллектуальной игры.
Литературный ринг.
Правила игры:
1.В игре принимают участие 2 команды.
2.Ведущий задаёт вопрос. На раздумье отводится 30 секунд.
3.Правильный ответ приносит команде 2 балла.
4.Отвечает команда, капитан которой первым поднимет флажок.
5.Команды имеют право один раз за всю игру обратиться за помощью к болельщикам, но правильный ответ принесёт им в этом случае только 1 балл.
Вопросы.
1.Как звали мальчика, у которого «вспыхнул на голове золотой Айдар»? (Сказание о золотом человеке» Суней).
2.Назови имя великого датского писателя сказочника, рассказавшего трогательную историю о цветке и птичке. (Ханс Кристиан Андерсен).
3.В какой сказке дети понапрасну тратили время и потеряли свою молодость? (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»)
4.Как звали девочку в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»? (Дарёнка).
5.Как называется повесть о мальчике, который мечтал о встрече с Рогатой матерью - оленихой? (Чингиз Айтматов «После сказки, или Белый пароход).
6.Кто из героев отправился в путешествие, чтобы победить злую колдунью Бастинду? (Элли, Страшила, Дровосек, Лев).
7.Назови сказку по данным строчкам: «Между тем музыка играет, вот всё тише да тише, как будто цепляется за каждую нотку (В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»).
8.Профессия Синдбада (Мореход).
9.Лакомство, полюбившиеся старику Хоттабычу? (Мороженое).
10.Титул известного по роману А.Дюма узника замка Иф? (Граф Монте-Кристо).
11.Тётушка, любившая Тома Сойера? (Поли).
12.Как звали трёх былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
13.Из какого произведения эти слова: «Голодному человеку нет никакой пользы от золота, даже если оно величиной с лошадиную голову»? (Ш. Кудайбердыулы «Чаша жемчуга»).
14.Вспомните два произведения, в названиях которых встречаются какие – либо птицы. (Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок»; русские народные сказки «Гуси лебеди», «Лиса и журавль»15. Как звали невесту Алпамыс батыра? (Гульбаршин).
Использую три уровня домашнего задания: 1 уровень – обязательный минимум, посильный любому ученику; 2 уровень – тренировочный, его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу; 3 уровень – творческое задание, ребята придумывают загадки, сочиняют стихотворения, басни, сказки, фантастические рассказы, составляют чайнворды, кроссворды, книжки – раскладушки. Каковы же результаты работы? Мой класс читает без ошибок с полным осознанием читаемого. Читательский кругозор у детей для их возраста и сроков обучения широк. Чтение стало одним из любимых занятий для детей, улучшились познавательные способности учащихся. Ребята научились оперативно мыслить, анализировать ситуацию, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и чётко излагать мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изученный материал усваивается полнее, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Литература:
Н.Н. Светловская. Основы науки о читателе. М., 1993 г.
Современные способы активизации обучения. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М. : Академия, 2006 г.
Кларин В.Н. Интерактивное обучение – инструмент нового опыта. Педагогика 2000 -№ 7