Подходы в управлении инновационной деятельностью в образовательном учреждении
ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Во времена глубоких социально-экономических изменений, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.
Реформирование образования происходит с целью более полного
удовлетворения запросов родителей и интересов детей, предъявляя новые
требования к образовательному учреждению и к его управлению.
Внедрение инноваций в образовательный процесс по мнению многих ученых, является важным условием совершенствования системы образования.
Инновационная направленность личности руководителя особенно необходима в современной образовательной ситуации.
Под управлением инновационной деятельностью понимается целеустремлённые действия руководителя, которые направлены на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения.
Наиболее важным этапом управления инновационной деятельностью становится управленческое решение об изучении, распространении и внедрении педагогического опыта.
Главными условиями эффективности управления инновационными процессами в образовательных учреждениях являются: общая цель, нормативная база инновационной деятельности, высокая компетентность руководителя, построение межличностных, профессиональных отношений, система стимулирования педагогов к инновационной деятельности.
В результате проектной деятельности нами была разработана модель управления инновационной деятельностью.
Разрабатывая модель управления инновационной деятельностью в
образовательное учреждение, мы учитывали, что инновационная деятельность не может проходить в отрыве от педагогического коллектива.
Педагогический коллектив – система, которая во многом зависит от суммы качеств индивидуумов и развивает инновационный потенциал как коллектива в целом, так и каждого педагога в частности.
В методологии «модель» (от латинского - мера, образец, норма) – это аналог (структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной действительности. В педагогике «моделью» называют «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа, который будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем предмете».
А. Н. Дахин, под «образовательной моделью» понимает «логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ».
Поэтому анализ моделей Л.С. Гавриленко, Е.А. Пагнаевой, Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина позволил нам разработать свою модель управления инновационной деятельности учителя начальных классов, опирающуюся на системный, деятельностный, синергетический и партисипативный подходы.
Разработанная нами модель управления инновационной деятельности состоит из следующих структурных компонентов: целевой, содержательный и результативный.
Назначение целевого компонента заключается в формировании инновационной деятельности педагогов и основных положений для прогнозирования предполагаемых результатов. В состав данного компонента входят цель и задачи развития инновационной деятельности учителей начальных классов.
Целевой компонент обеспечивает включение педагогов в процесс инновационной деятельности и поддержание их активности.
Содержательный компонент модели определяет устойчивый, последовательный и целенаправленный характер процесса развития инновационной деятельности педагога.
В содержательном компоненте выделены два блока: организационный и методический.
Организационный блок определяет педагогические условия и подходы, которые позволяют создать благоприятную среду для протекания процесса развития инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Методический блок обеспечивает деятельностную реализацию процесса развития инновационной деятельности и представлен продуктивными формами инновационной работы, педагогическими методами, приемами и средствами обучения взрослых.
Результативный компонент определяет успешность предлагаемой модели управления инновационной деятельности, который отражает промежуточные и конечные ожидаемые результаты овладения педагогами инновационной деятельностью.
Использование данной модели в практике работы способствует росту положительных изменений в инновационной деятельности коллектива.
Тем самым все изменения показателей данных критериев позволят судить, произошло ли повышение инновационной деятельности учителей или нет.
Высокие показатели по всем критериям послужат доказательством повышения инновационной деятельности педагогов, а следствием этого и целесообразности, эффективности внедрения нашей модели управления инновационной деятельности учителя в образовательное учреждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления [Текст] / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: Поликом, 2007. - 204 с.
Вазина, К. Управление профессиональным образовательным учреждением [Текст]: учеб. пособие / К. Вазина, Г. Костыко, Ф. Клюев. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2005. - 256 с.
Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] / В.И. Долгова, - М.: КДУ, 2009. - 228 с. : ил., табл.
Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Д.А. Иванов; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007. - (Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 6). - 208 с.
Пагнаева, Е.А. Развитие инновационного потенциала учителей в условиях школы как самообучающейся организации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Челябинск, 2009: [Электрон. ресурс].