Рефлексивный отчет районного семинара Новые требования к образовательным результатам в условиях обновления содержания образования
Рефлексивный отчет
по районному семинару для учителей начальной школы
с русским языком обучения на тему:
« Новые требования к образовательным результатам в условиях обновления содержания образования»
Место проведения: КГУ ОШ №142 г. Турксибский район
Дата проведения: 09.11.2016 год.
С приветственным словом к участникам семинара выступила директор школы Куатова А.М. Она отметила высокую роль мероприятия подобного масштаба для учителей, ибо это и обмен опытом, и обучение новому, что способствует активизации школьной практики каждого педагога.
300545574993500С докладом « Создание эффективной современной системы образования- одна из главных целей Стратегии «Казахстан-2050» выступила заместитель директора по УВР начальной школы Ерошенко Л.А. В содержании документа говорится , что в целях реализации задач, определенных Посланием Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь- 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее», Законом РК
-6096062801500 «Об образовании» и Государственной программой развития образования в РК на 2016 - 2019 годы предусматривается модернизация системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство, внедрение инновационных форм и методов обучения необходимо использовать инновационные технологии в целях системного обновления содержания образования начальной школы на современном этапе, усовершенствовать знания и навыки учителей начальных классов и активизировать их деятельность по улучшению своей практики. Эта работа возможна через сотрудничество с ведущими школами .Данная программа и ее внедрение является поистине революционным и отражает глубокое понимание нашим государством , Министерством образования и науки РК необходимости реформирования образования, укрепления статуса Учителя, особенно школьного учителя, от которого зависит раскроется ли ученик, научится ли мыслить критически, сумеет ли быть конкурентноспособным в будущем. Разработчики Программы отмечают высокую степень профессионализма и энтузиазма учителей- практиков и надеется на успешное внедрение Программы.
Вниманию учителей представлена презентация
С докладом «Планирование при обновленном содержании образования» выступила сертифицированный учитель Базарбаева С. Ж.
279401079500В выступлении отмечены требования к планированию ССП И КСП уроков для учащихся 1 классов, представлены нормативные документы. В предложенной вниманию презентации четко разъясняется алгоритм действий учителя в свете современных требований.
273050057213500Сертифицированными учителями Дугановой И. Т. и Большаковой Н.А. проведен тренинг « Новый взгляд на оценивание в условиях обновления содержания образования».
После проведения беседы с коллегами о внедрении семи модулей в УВП, было выяснено, что учителя стремятся познать идеи Кембриджского университета , а именно внедрение семи модулей в УВП , особый интерес проявили к модулю – оценивание обучения , а именно их волновал вопрос - что такое формативное оценивание , через использование технологии критериального оценивания и как можно применить учителями школы на уроке. Поэтому было принято решение провести тренинг с элементами коучинга по теме «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования».
Целью данного тренинга - ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения. Оказание поддержки коллегам в обеспечении эффективности использования суммативного, формативного и критериального оценивания.
Работая над планом проведения тренинга, мы определили ожидаемый результат, - это знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников. Учителя смогут расширить диапазон применяемого педагогами инструментария оценки учебных достижений учащихся, осмыслят, что основной целью оценивания учебных достижений является определение степени соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным, участники поймут, что на современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. По эпиграфу «Жить – значит оценивать» (Ф.Ницше).
Учителя определили тему тренинга. Данный эпиграф наиболее точно отражает суть оценивания вообще. Что касается оценивания знаний учащихся в процессе обучения, то «оценивание – категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве.» («Руководство для учителя», стр. 256)
Разделили учителей на группы с помощью цветных шарфиков
Для создания доброжелательных и доверительных отношений, успешной и плодотворной работы, а также сплоченности между участниками занятие началось с проведения психологического упражнения «Взаимные презентации»
Задача была больше узнать о партнере. Учителя разбились по парам в группах, познакомились и стали рассказывать друг другу информацию о себе. Затем провели презентацию каждого учителя. В конце данного упражнения провели рефлексию, что нового для себя узнали коллеги об этом человеке. Похвалили себя и всех учителей за хорошую работу хлопками.
Обратите внимание учителей на то, что они не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс взаимооценивания.
- Где мы встречаемся с «оцениванием»? С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то оценка или слово, но все оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.
Можно отметить, что выбранный прием был удачный, так как он дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, участники положительно были настроены на работу
Для начала, чтобы определить уровень знаний учителей по проблеме, мы применили стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: что такое оценивание и для чего это нужно? Так мы поняли, что учителя с проблемой знакомы, но, отвечая на поставленные вопросы, затрудняются аргументировать, Нами были подготовлены задания, выполняя которые, работали с информацией, используя приемы критического мышления «ЗХУ» («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»). После обсуждения в группе работа строилась по методу «зигзаг», обмен мнениями между группами. Так у учителей сложилось первоначальное понимание о видах оценивания. Они смогли дать характеристику двум видам оценивания, понять, в чем отличие и какова цель каждого вида оценивания.
296735528384500Для того чтобы учителя убедились в необходимости критериев в оценке, мы предложили им нарисовать бабочку, затем сделать самооценку своей работы, взаимооценку, оценивание тренером. Обсудили, довольны ли коллеги полученными оценками, совпали ли они с самооценкой коллег? Все учителя в недоумении молчали. Конечно нет. Наблюдая за лицами участников, мы видели на них недоумение, обиду, возмущение. Они попросили прокомментировать их оценки. Получили ответ, что рисунки далеки от реальной бабочки. Было видно, что данное объяснение их не устраивает, но промолчали. Теперь вы понимаете, что чувствуют дети, когда не согласны с отметкой и комментариями учителя? Предложили готовые критерии. Используя предложенные критерии, еще раз оценили свои работы.
427164527876500 В результате получили совсем другую картину. Разногласия исчезли. Для полного обоснования и закрепления полученных знаний для участников была предложена презентация «Критериальное оценивание», в которой особое внимание было уделено на важность различий суммативного и формативного оценивания в учебном процессе.
-1016018034000
Для полного обоснования и закрепления полученных знаний для участников тренинга была показана презентация «Критериальное оценивание» -учителем нач. классов Дугановой И.Т., в которой особое внимание было уделено на важность различий суммативного и формативного оценивания в учебном процессе.
3580765181102000Последнее задание носило практический характер. Каждой группе предложили оценить предложенные напитки, разработав самостоятельно критерии для их оценивания. Составленные критерии, обсуждали друг с другом, получали обратную связь от коллег. Это было ценно, так как этот вид работы для многих учителей совершенно новый.
Учителя справились с заданием, вникли в суть критериального оценивания , а также приобрели умение разрабатывать критерии оценки и дескрипторы к ним.
335407048133000Доказательствами обучения учителей являются разработанные ими критерии и дескрипторы к ним для оценки творческой работы, оформленные постеры, фотоматериалы проведенного занятия, разработанные самостоятельно критерии учебного задания, а также рефлексия в конце занятия по методу «Дерево успеха».16129011430000
Для снятия напряжения был предложен Брейк – кофе.
С докладом «Критериальное оценивание в начальной школе» -выступила Базарбаева С.Ж.,
она очень подробно остановилась на критериальном оценивании. Ее выступление сопровождалось презентацией. Коллеги задавали вопросы, на которые получали квалифицированные ответы.
Учителя начальных классов Меркер Л.А.,и Еликбаева А.А.- поделились своими наработками, которые были представлены в презентации
«Школьная практика в условиях обновления содержания образования»
Главные выводы, к которым пришли учителя, - это необходимость оценивания каждого вида работы на уроке, о том, что для объективного оценивания и суммативное и формативное оценивание должны быть критериальными. А также важный вывод о том, что суммативное оценивание может стать формативным, если учитель предоставляет ученику обратную связь и это способствует улучшению обучения.