Влияние личностно-ориентированного подхода на формирование мотивации к учению младших школьников


Влияние личностно-ориентированного подхода на формирование мотивации к учению младших школьников В последнее десятилетие образовательная политика в стране была направлена на построение и реализацию вариативного образования. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития различных групп детей: одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п. Для этого организуются отдельные группы, классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идей вариативности образования. Он состоит в организации условий, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающуюся среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития. Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в данный период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению Е. В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. осуществление такой возможно в условиях личностно-ориентированного обучения. На организацию обучения на основе личностно-ориентированного подхода в сочетании с системно- деятельностным подходом ориентируют стандарты второго поколения, так как именно в нем прописаны условия для индивидуального развития каждого ребенка. В настоящее время для каждого учителя нет другой, более важной и в тоже время более сложной задачи, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической работе. Без мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. 1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. 2. Организация учебной деятельности- один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из таких частей( отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности- от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающаяся и воспитывающая роль. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы( интерес к знаниям) могут уже в середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы( интерес к способам приобретения знаний). Мотивы самообразования представлены пока самой простой формой- интересом к дополнительным источникам знаний. Широкие социальные мотивы развиваются от общего нераздельного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться. Узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом, одобрение учителя. Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно: 1.Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником. 2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет. 3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы. 4.Сделать деятельность учащихся определенной и понятной. 5.Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. Учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации. С целью проверки уровня мотивации учения мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу. Опытно- экспериментальное исследование проводилось на базе МОБУ « Туршинская основная общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл. Для оценки уровня школьной мотивации применялась « Анкета по оценке школьной мотивации учащихся начальнйо школы» Аускановой Н.Г. По результатам анкетирования мы сделали вывод, что высокий уровень школьной мотивации наблюдается у 2 учащихся, что составляет 22%. Процент детей, имеющих хороший уровень мотивации, равен 22%( 2 учащихся). Один ученик данного класса, что составляет 11% имеет положительную внешнюю мотивацию, что говорит о слабо сформированных познавательных мотивах. Низкий уровень мотивации мы обнаружили у 4 учащихся, что составляет 44%. Эти дети неохотно посещают школу и испытывают затруднение при обучении. Учащиеся со школьной дезадаптации выявлено не было. Для определения соотношения внешних и внутренних мотивов учения нами были составлены вопросы на выявление мотивации. Данные теста-опросника учащихся свидетельствуют о том, что у учащихся преобладает внутренние(67%) и внешние положительные мотивы(33,3%). Внешне отрицательные мотивы составляют 11%. Также мы использовали методику изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой. Цель данной методики: выявить предпочтение учебных предметов и причины предпочтительного отношения к ним, сделать вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом. Согласно данным диагностики, в экспериментальном классе к любимым предметам 7 учащихся(78%) относят физическую культуру, по одному учащемуся (11%) выбрали математику и музыку. Выбор нелюбимых предметов выглядит следующим образом: русский язык выбрали 3 учащихся(33%), окружающий мир- 2 учащихся(22%), марийский язык- 4 учащихся(44%). К мотивам, лежащим в основе положительного отношения к предметам, респонденты выделяют хорошие отношения с учителем, предмет требует терпения и получают удовольствие при его изучении, родители считают предмет важным. К мотивам, лежащим в основе отрицательного отношения к предметам, обучающиеся выделяют то, что учитель мало хвалит, предмет трудно усваивается, не интересен сам предмет, с учителем складываются плохие отношения. Таким образом, у учащихся третьих классов сформированы мотивы учения, но озабоченность вызывает достаточно большой процент детей ч внешней положительной мотивацией, а также детей с низким уровнем мотивации. Настораживает выбор мотивов, лежащих в основе положительного и отрицательного отношения к предметам. Все это свидетельствует о необходимости специальной работы педагога по формированию у младших школьников мотивов учения. Опыт работы позволяет констатировать , что применение личностно-ориентированного подхода на уроке способствует повышению уровня познавательной активности учащихся. Большинство ребят систематически и достаточно качественно стали готовиться к занятиям. Осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет выделить ученика как субъекта учебной деятельности, развить его интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие способностей обеспечивает рост не только эрудированности, мышления, самостоятельности младших школьников, но и создает благоприятные условия для формирования личностных качеств детей. Наблюдения за учебной деятельности детей показывают, что наиболее значительных результатов они достигают в развитии учебно-познавательного интереса, целеполагания, рефлексии. Позитивная динамика наблюдается у каждого ученика. Таким образом, экспериментальным путем мы доказали, что использование личностно-ориентированного подхода влияет на повышении уровня мотивации к учению. Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих по разным системам. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну з главнейших задач обучения- сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу- желанной, доставляющей радость. Литература1.Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования/Е.В. Бондаревская//Педагогика.-1997.-№4.-11-172. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская//Ростов-на-Дону.-2002.-№9.-352 с.3. Бажович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста.//Очерк психологии детей./Под редакцией А.Н.Леонтьева, Л.И. Юажович.-М.,1950.-С.163-183.4.Жданова,Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников/Р.А.Жданова- Ростов-на-Дону,1975.-253 с.