Конспект урока по рассказу О.Генри Дары волхвов
Тема: От библейских волхвов к мудрейшим из всех дарителей (по рассказу О.Генри «Дары волхвов»).
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим говорить о творчестве американского писателя О.Генри и его рассказе «Дары волхвов», который вы прочитали дома.
Цели урока:
1.Продолжить работу над анализом рассказа О.Генри «Дары волхвов».
2.Продолжить работу над литературоведческими понятиями сюжет, деталь, кульминация.
3.Найти отголоски легенды в рассказе и выяснить смысл его названия.
4. Раскрыть трагизм повседневно – будничного существования героев и их великодушие в сочетании с любовью
5.Работа с
6.Развивать умения анализировать, обобщать.
7.Расширять кругозор, словарный запас.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы и методические приёмы : монолог, диалог, беседа, комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом ,элементы лингвостилистического анализа текста ,работа со словарём литературоведческих терминов , сообщения учащихся
Оборудование: текст, компьютерная презентация.
Доска: записывать в тетрадь нравственные категории, о которых пойдёт речь на уроке в течение нашей беседы.
Слово учителя:
Чем же так привлекает читателей этот рассказ? О чём он? Чем замечательны его герои – обычная супружеская пара? В чём смысл названия? На эти и другие вопросы мы попытаемся с вами ответить.
3.Актуализация знаний учащихся:
Кто такие волхвы? Почему они вошли в историю? Что подарили волхвы младенцу? Что символизируют подарки? (любовь) Каким предложением заканчивается первый абзац рассказа? Как это связано с волхвами и чем Рождество является для американцев?
4.Анализ рассказа.
Слово учителя:
Как и в любом классическом произведении, в новелле О.Генри затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности. Для их понимания требуется неоднократное обращение к тексту.
Что такое сюжет? Каков сюжет этого рассказа?
Но не так всё просто в их жизни. Перечитайте ещё раз первый абзац. Какое выражение повторяется 2 раза? Что хочет этим сказать автор?
Что такое деталь? Какие детали в рассказе особенно ярко показывают бедность героев (интерьер, одежда)? Какие цвета и почему преобладают в описании квартиры и состояния героев?
Как О.Генри определил понятие «маленький человек»?
А были ли сокровища в семье Юнг? Какой приём применил писатель, изображая волосы Деллы и часы Джима? Что такое сравнение? Назовите их нравственные сокровища.
Какой выход находит Делла и почему она так поступает? А она думает о том, что ей подарит Джим? О какой черте характера героини мы должны сказать? Что меняется в героине после того, как она рассталась с волосами? Зачитайте из текста предложения, в которых показано её состояние
Какой момент в рассказе является самым напряжённым? Что такое кульминация? С каких слов начинается развязка?
Кадр из фильма по рассказу «Дары волхвов».
В каком состоянии находится Джим, увидев жену? Почему у него такая реакция? А что Дела могла подумать? А он бы смог разлюбить? За что любят человека?
Что подарили влюблённые друг другу? Зачитайте описание подарков.
Что же в представлении наших героев есть праздник? Удалось ли Рождество в этой семье?
Давайте обратимся к последнему абзацу рассказа. Как вы понимаете последние слова автора: «Из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы»? Дайте определение мудрости по словарю Ожегова.
5.Рефлексия.
Итак, вернёмся к началу нашего урока и вспомним, кто такие волхвы. Что выражали герои, преподнося подарки друг другу? В чём заключалась их мудрость? Как вы понимаете слова «жертвенность» и «бескорыстие»? Как же этот рассказ связан с евангельской легендой?
Теперь обратимся к вашим записям. Какие нравственные категории вы выписали? (Любовь, великодушие, мудрость, бескорыстие, жертвенность) Чему нас учит эта новелла? Вывод тоже запишите в тетрадь.
6.Домашнее задание.
Напишите маленький рассказ об истории подарка, который вы однажды получили или преподнесли кому-то сами.
7.Оценки за работу на уроке.
15