Воспитание уважительного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность учащихся
Бутузова Т.В.,
КГУ СОШ № 58, г. Караганда.
Воспитание уважительного отношения к здоровью
через исследовательскую деятельность учащихся
Сегодня перед школьным образованием поставлены новые задачи. Главная задача управления образованием состоит в создании условий для поддержки и реализации инновационных процессов, направленных на изменение качества образования и демократизация образования. В XXI веке главной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Ведь развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения. А для этого ученик, прежде всего, должен быть здоровым. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнью и усталостью? Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей образования, нового содержания обучения и воспитания, оптимальных педагогических технологий. Перед школой ставится задача: воспитать школьника как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности. Воспитание в этом направлении предусматривает включение школьников в творческую и учебно-познавательную деятельность.
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». Исследование, с точки зрения обучающегося, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Она направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [1].
В нашей школе исследовательскую работу ведут не только ученики старших классов, но даже совсем маленькие дети младших классов. В ходе научно-исследовательской деятельности развиваются следующие навыки и качества обучающихся:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициативность и творчество;
- навык совместной работы с различными специалистами;
- самоутверждение обучающихся в данной предметной области и вера в свои силы.
С 2011 года в нашей школе реализуется комплексно-целевая программа «Школа - территория здоровья», автором которой я являюсь. Программа призвана содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний, обеспечение двигательной активности детей, привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
В школе ведется мониторинг физического здоровья детей. По результатам проведённого исследования, в школе одна треть учащихся имеет отклонение в состоянии здоровья. Результаты диагностики хронических заболеваний учащихся показали, что среди учащихся на первом месте - ортопедическая патология (плоскостопие, нарушение осанки) – 47%. Творческая группа юных исследователей, ознакомившиеся с проблемой, выбрали себе темы для исследовательской работы. Ученики младших классов работали над темами: «Правильная осанка – здоровье ученика», «Правильно подобранная обувь как один из способов профилактики плоскостопия». Целью исследования стало привлечение внимания учащихся младших классов на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжести школьных сумок и правильного подбора обуви.
Ученицы старших классов проводили исследовательскую работу по темам: «Плоскостопие у школьников», «Плоскостопие и его профилактика», «Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия на занятиях физической культуры», «Биологически активные точки стопы», целью которых является изучение плоскостопия у школьников, создание системы профилактической работы по снижению симптомов плоскостопия у учащихся через применение массажных ковриков на уроках физической культуры и во внеурочное время, изготовление информационных буклетов о способах самодиагностики, мерах профилактики данного заболевания, также разработали рекламные баннеры в рамках социальной рекламы. Актуальность исследовательских работ в том, что в силу гиподинамии, связанной с реалиями нашего времени, многие дети, да и взрослые, страдают плоскостопием со всеми вытекающими из него последствиями. В связи с этим возникает необходимость обозначить проблему и найти способы ее решения – рассказать, почему опасно плоскостопие, как его выявить и ознакомить со способами профилактики и лечения. Для коррекционной работы учениками школы были изготовлены массажные коврики и шаговые дорожки. Мною написана коррекционно-оздоровительная программа «Здоровячок» и методические рекомендации «Профилактика плоскостопия и коррекция осанки с использованием нестандартного оборудования». С прошлого учебного года с учениками 1-2 классов провожу занятия корригирующей гимнастики. Массажные коврики и шаговая дорожка делают занятия более интересными, а самое главное, профилактика плоскостопия становится более качественной, и положительно сказывается на состоянии здоровья - показатели симптомов плоскостопия снизились на 16%! Это результат целенаправленной профилактической работы.
Сравнительный мониторинг результатов тестирования.
3308985635
В 2013 году ученики школы работали над социальным проектом «Спортивная площадка – территория здоровья». Целью проекта стало создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в школе посредством реконструкции спортивной площадки. В проектной работе предлагали реконструировать спортивную площадку в современный оздоровительный комплекс – спортивный комплекс с уличными тренажерами. Мы предлагали, чтобы школа стала пилотной в реализации таких спортивных площадок. Проект реализован – на школьном дворе появился новый спортивный комплекс с уличными тренажерами, а в этом году такие же спортивные площадки были установлены во всех школах города.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается
человек в процессе своего биологического и социального становления. Следовательно, миссия современного педагога – не только развить ученика, но и помочь ему самостоятельно определить метод и траекторию своего развития. Этому, как раз, и способствует исследовательская деятельность.
Литература.
1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
2.Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. - М. 2002 г.Заявка
на участие в научно – практической конференции педагогических работников Карагандинской области « Исследовательская и проектная деятельность в организациях образования: опыт, проблемы, перспективы».
Бутузова Татьяна Васильевна
КГУ СОШ № 58
Учитель физической культуры
87073369977; tet734@mail.ruВоспитание уважительного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность учащихся
Дополнительное образование