Доклад на тему: «Формы и методы организации работы с текстом на уроках калмыцкого языка и литературы»
Описание педагогического опыта
«Формы и методы организации работы с текстом на уроках калмыцкого языка и литературы»
Там нет текста, там нет и объекта исследования и мышления». (М.М.Бахтин)
(слайд № 3) Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям.
Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Задачу учителя калмыцкого языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ результатов ЕМЭ по калмыцкому языку выпускников выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания.
(слайд № 4)
Современные тенденции преподавания калмыцкого языка и литературы определяются идеей коммуникативной направленности школьного курса калмыцкого языка и литературы.
Выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения калмыцкому языку и литературе.
Мною выявлено сложившееся противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте.
Содержание опыта работы по теме «Формы и методы организации работы с текстом на уроках калмыцкого языка и литературы» способствует преодолению выше названного противоречия.
Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
(слайд №5) Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:
модернизацией процесса обучения;
утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
потребностью учащихся в ведении исследовательской работы.
(слайд №6) Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках калмыцкого языка и литературы развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
(слайд №7) Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических подходов в процессе работы над текстом.
Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности:
Внедрение на уроках калмыцкого языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.
(слайд №8) Формирование коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция – это…
владение разными видами речевой деятельности,
умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Основой ее формирования является построение в педагогической практике учителя системной, постоянной и поэтапно спланированной работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
(слайд №9) Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, к изложению;
- письмо по памяти;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам;
- различные виды диктантов;
- коммуникативные и игровые ситуации;
- редактирование текста.
- составление синквейнов.
(слайд№10) В своей практике по формированию коммуникативной компетентности я использую нестандартные формы проведения занятий, например:
- урок-исследование;
- урок-тест;
- урок - творческая мастерская;
- урок-практикум;
-урок-игра.
Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
(Слайд№11) Работа с текстом на уроках калмыцкого языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится.
Значение такой работы велико:
воспитывается любовь к родному слову,
расширяется кругозор учащихся,
отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора;
формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
(слайд№12) Цели обучения калмыцкому языку и литературе определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это
- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль своего
высказывания;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания,
обеспечивая последовательность и связность
изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие
точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка,
в том числе орфографические и пунктуационные.
(слайд №13) Работа с текстом формирует
- способы концентрации внимания при чтении;
- интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов);
- приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы, интерпретация смысла);
- понимание текста (выделение его уровней).
(слайд №14) Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно – познавательной единицы.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1.Выразительное чтение текста.
2.Словарная работа.
3.Тема текста.
4.Идея текста.
5.Тип текста.
6.Стиль текста.
7.Выразительные средства речи и их роль.
Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и воспитать чувство национального достоинства у носителей родной речи.
(слайд № 15) Словарная работа обеспечивает…
осмысленность процесса понимания текста;
расширение словарного запаса ученика,
рост его культуры.
Содержание словарной работы - толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря.
(Слайд №16) Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
«Редактор». Исправь речевые ошибки.
«Переводчик». Замени русские слова калмыцкими.
«Лингвист». Исследуйте текст.
(слайд № 17) Примеры текстов:
Мана Элстиг ирсн әмтн көк балhсн гинә. Иим үннллh мел чик. Балhсна уульнцсин хаҗуhар, парксар олн зүсн кеерүлин модд урhна. Цугтаhаснь өндр уласн делгүдән урhна. Лир модд хаврт цаhан цецгүд шавшулҗ каңкнна. Эн үүрмг хамтхаста модд мана теегт сәәнәр үндслҗ урhна.
Боодгудын көвәһәр, усна тогталмуд эргҗ, сәәхн удн урhна. Оньдин көк өңгтә һацур, җөөлн цаһан җөкн энд-тенд үзгднә.
(Слайд № 18) 1-гч даалhвр:
1. Тодрхаhар текст умштн.
2. Эн тасрхад юуна тускар келгдҗәнә?
3. Hол ухаhинь медүлҗәх үгмүдинь буулhад бичтн.
4. Текст орчултн.
5. Умшсн тасрхад нер өгтн.
6. Амн үгәр текст келҗ өгтн.
2-гч грамматическ даалhвр:
Фонетическ йилhлт кетн.
Морфологическ йилhлт кетн.
Синтаксическ йилhлт кетн.
(далее слайды 19-22)
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции школьников, выявлены возможности уроков русского языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности.
Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.
О результативности данного опыта свидетельствуют результаты итоговой аттестации по калмыцкому языку и литературе в 9, 11 классах, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, стабильные результаты контрольных и мониторинговых работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.
(слайд № 23) Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих хотя бы немного владеть калмыцким языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.
У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
(слайд № 24) Использование текста при обучении калмыцкому языку и литературе создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитывать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.