Доклад на тему Формирование УУД на уроках калмыцкого языка
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.»
Доклад: «Формирование УУД на уроках калмыцкого языка»
Подготовила: Багаева НБ,
учитель калмыцкого языка
МБОУ «ЯМГ»
Яшкуль, 2015г
Формирование УУД
на уроках калмыцкого языка.
Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности
– разучить думать самостоятельно.
А. Дистервег
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом. Важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает: - ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - опору на современные образовательные технологии деятельностного типа. Способы и приёмы организации учебной деятельности школьников является основным средством формирования УУД. Таким образом, основная педагогическая задача учителя - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель должен чётко знать: чему учить, как учить и ради чего учить?,чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». На этапе планирования урока я ставлю перед собой задачи:
разработать основные этапы работы на уроке
Определить УУД , формируемые на каждом этапе , отобрать задания для формирования УУД Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителем на уроке.
Рассмотрим некоторые задания и формы работы которые я использую на уроках для формирования различных видов УУД.
Для формирования личностных УУД целесообразны следующие виды заданий: участие в проектах, творческие задания, подведение итогов урока, ситуации, самооценка событий
Для формирования познавательных УУД я использую задания
1)На информационный поиск. Учащиеся могут найти информацию в словаре, найти в тексте ответы на поставленный вопрос, подобрать к описаниям картинки, найти отрывок из текста, который изучается на уроке. Подобные задания позволяют учащимся выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.
2) Конструирование и создание моделей: составление схем-опор, таблиц,
кроссвордов
3) на группировку, упорядочивание, классификацию, сравнение:
найти отличия, поиск лишнего, выделение гласных и согласных звуков в словах, классификация слов по частям речи, общности тематики и т.д
4) самостоятельное достраивание предложения, диалога, текста с восполнением недостающих компонентов(слов, словосочетаний, предложений)
Для формирования регулятитивных УУД учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (преднамеренные ошибки),выполнение заданий по алгоритму, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, действия по предложенному плану (правилу), контрольные задания , в том числе тестового характера.
Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельности. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Развитие коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения калмыцкому языку и направлен на развитие способности детей к общению. Поэтому большое внимание я уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Для формирования коммуникативных УУД я использую учебно-речевые ситуации с помощью наглядности: игрушек, предметов, картинок; инсценировку ситуаций приближенных к реальным;
проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например, составить презентацию на тему «Мини ™рк-б_л» и т.д. Коммуникативное задание органично вплетено в контекст неформального общения учителя с учащимися, и каждый раз выступает как естественная ситуация, в которую попадают участники общения.
Развитие навыков говорения посредством использования универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающих в себе коллективные формы работы(парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций предполагают общение через общение.Групповая форма организации учебного труда на уроке развивает способность к общению, обеспечивает условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися , способствует росту мотивации к учению, укрепляют межличностные отношения. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель На следующем этапе работы группы помощь учителя становится минимальной. Учащиеся, получив задание, с учётом выполняемых каждым из них функций (ролей) сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы. Учащиеся усваивают языковой материал в ходе работы над речевыми единицами. Это могут быть речевые образцы, например диалог. Эти речевые единицы предназначены для оказания помощи учащимся в построении аналогичных, собственных высказываний
Одним из эффективных методов , используемых мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра. Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе. Игра остается в младшем школьном возрасте ведущей формой деятельности ребенка. Ролевая игра это речевая,игровая,учебная деятельности одновременно. Например по теме «Элст-Хальмг ТаSkчин хотл балkсн» В ходе игры играющим задается ситуация :экскурсия по городу: каждому обучаемому или группе предлагается назвать достопримечательности города, выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть, или исполнить роли гостя, экскурсовода.
Использование игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует навыкам говорения. Игру или игровой момент можно провести на различных этапах урока.Особенно большое поле деятельности в применении игр и гровых моментов в начальной школе. Например, игра «Эн юмб?» один из учеников выходит к доске, ему завязывают глаза. Я показываю какой-либо предмет и прошу учащихся по очереди указывать свойства этого объекта, не называя его. Ученик с завязанными глазами должен назвать объект по описанию.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде
Приложение
Технологии развития универсальных учебных действий
Педагогические технологии
Приоритетные виды формируемых УУД
Технология проектного обучения.
Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Личностные УУД.
Технология проблемного изложения учебного материала.
Познавательные УУД.
Технология исследовательской деятельности.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Личностные УУД.
Коммуникативно-диалоговые технологии.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
Технология развития критического мышления.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Технология модульного обучения.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Кейс – технология.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Коммуникативные УУД.
Технология учебной игры.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
15