Урок литературного чтения 3 класс по теме М.Ю Лермонтов. Горные вершины, На севере диком…


Открытый урок по литературному чтению
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», « На севере диком…»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи : знакомство детей с творчеством М.Ю. Лермонтова, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; развивать устную речь учащихся; словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения.
УУД: Р.Умение контролировать свои действия по результату.
П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
К.Планирование учебного сотрудничества
Л,:Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); романс А. Варламова «Горные вершины».
Ход урока
I. Организационный момент
II.Речевая разминка.И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
— Из какого произведения эти строки?
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
— Ребята, расскажите, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?
- Каким он был в детстве?
-Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?
Доп-но       Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка Елизавета Алексеевна заказала художнику его парадный портрет Мишеля. Этот портрет у вас на развороте учебника.  Посмотрите внимательно!!!
      С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские  усики над пухлым ртом.
       Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте ещё раз отрывок из речевой разминки.
- Какие препятствия преодолевает Айболит?
- Что вы знаете о горах?
- Подберите слова синонимы к слову горы. возвышенность, пригорок, вулкан, вершина, скала. 
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1.Работа над стихотворением «Горные вершины...»
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?
Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гёте.
— Прочитайте стихотворение «Горные вершины». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
(Самостоятельная работа детей.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
2.Словарная работа
Тьма – отсутствие света, темнота
Долина – низменность
Мгла – сумрак.
— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину, рисуемую автором, понять точку зрения автора, о чем нам хочет сказать поэт.)
— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)
— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)
— Найдите рифмующиеся слова.
— Как надо читать это стихотворение? Объясните почему. (Медленно.)
— Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, эпитеты.)
— Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение — вершины спят.)
— Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись романса А. Варламова «Горные вершины».
Выразительное чтение стихотворения.
VI. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем -Крылья сложили назад.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Слушание стихотворения «На севере диком стоит одиноко...» в аудиозаписи.
— Как будем читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно? Почему?
2. Словарная работа
Риза — облачение, одежда священника при богослужении.
Утёс — высокая скала.
3. Повторное медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту
– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).
– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).
– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).
– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).–Как называется  такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых? (называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.)– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).
– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).
4. Самостоятельное чтение стихотворения детьми
– Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.
– Отметьте непонятные вам слова.
– Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?
5.Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”
Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.
– Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания учащихся).
– Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.
– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картиныИ.И.Шишкина?  (Да. Они совпадают по настроению).– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).– Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника. 6. Вывод
– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной. Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил звучание поэтических строчек.
– Какими художественными средствами удалось поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).– Мы еще раз убедились, как два шедевра искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
7. Коллективное чтение стихотворения
– Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Постараемся передать настроение одиночества).VIII. Домашнее задание (по выбору)
Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”Подготовить выразительное чтение стихотворения.Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.
IХ. Рефлексия
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?
Х. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— С творчеством какого писателя ознакомились сегодня на уроке?
— Понравились ли вам его стихотворения?