Урок трудового обучения на тему Национальный одежда казахского народа (3 класс)


Трудовое обучение
3 класс
Тема урока: Национальная одежда казахского народа.
Цель урока: Познакомится учащихся с казахской национальной одеждой.
Задачи урока:
Формировать умения детей рационально размещать шаблоны на листе бумаги, закрепить навыки по организации рабочего места при выполнении работы, продолжать формировать умение планировать работу по образцу, анализировать изделие, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивать глазомер, творческие способности детей, творческое воображение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование для учителя: Образец изделия, шаблоны, казахские национальные узоров, наглядности с казахской национальной одеждой.
Оборудование для учащихся: Цветная бумага, картон, альбомный лист, ножницы, карандаш, клей, клеенка.
Ход урока.
Организационный момент.
Здороваюсь на каз., рус., англ.яз.
- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, повернитесь ко мне. Я вам желаю удачи на уроке.
Сообщение темы урока
1. Ученик читает стихотворение о Родине, о Казахстане.
2. Казахстан- это огромная по своей территории страна, с богатой историей и многонациональным народом. Но коренной народностью являются казахи. У нас сегодня еще гости!
(звучит музыка, входят герои в национальных костюмах)
Давайте познакомимся. Представьтесь, пожалуйста. Айгерим и Мурат одеты в национальную одежду и тема нашего урока «Национальная одежда казахского народа». Мы не только узнаем, как называются элементы национальной одежды казахского народа, но и выполним аппликацию. III. Вступительная беседа Посмотрим внимательно на одежду Мурата. Мужской костюм состоит из ч а п а н а (халата, сшитого из бархата, богато вышитого; с поясом), головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай). Одежда украшается орнаментом, изделиями из металла и ценных камней. Малахай -эти головные уборы незаменимы для жителей нашей Северо-Казахстанской области, для чабанов, табунщиков, т.к. хорошо защищают от мороза и ветра в зимнюю стужу. Тюбитейку удобно носить летом, хорошо защищают от жары. На ногах сапоги из кожи, с загнутыми к верху носами.
Теперь обратите внимание на костюм Айгерим. На ней лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – комзол. На голове шапка с меховой опушкой –БОРИК. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, цапли, павлина, игравший роль оберега.
Казахи всегда бережно относились к головному убору. Не принято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой. На ногах обувь - етиги, сапоги.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
-Назовите элементы каз. орнамента. (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).
Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое.
IV. Анализ образца:
- Посмотрите на образцы работ, которые мы будем выполнять. Из чего выполнена аппликация?
- Чем украшена?
-Какие детали понадобятся для изготовления изделия? (основа и орнамент).
- С помощью чего соединены эти детали?
-Какие инструменты вам понадобятся в работе? (ножницы, клей, бумага)
V. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Вспомним технику безопасности, при работе с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
VI. Работа в парах. (звучит тихая музыка)
Задание: прочитать текст с описанием одежды и определить её вид (женская или мужская).
Шапан – шьётся из ткани. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Дорогой чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.
Саптама – зимние тяжелые кожаные сапоги. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую.
Қалпақ – традиционный и старинный головной убор из войлока.
Женский костюм
Көйлек - длинное платье-рубаха.
Қамзол– лёгкая одежда без рукавов, надеваемая поверх платья. Грудная часть и подол камзола вышиваются узором.
Етіг – обувь, на высоких каблуках, с толстыми подошвами, длинными голенищами. Сапоги расписывают орнаментом.
Бөрік – теплая шапка с меховой опушкой. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, цапли, павлина, игравший роль оберега.
Проверка работы:
- Детали какого костюма описаны в вашей карточке и почему вы так считаете?
- На доске находятся карточки с названиями деталей казахского национального костюма. Расположите их на доске по принадлежности к мужскому или женскому.
(работа у доски).
VII. Составление плана работы:
Для успешного выполнения работы мы воспользуемся планом на слайде.
План.
Обвести шаблоны карандашом.
Вырезать.
Приклеить детали костюма к основе.
Оформить.
VIII. Практическая работа детей. (звучит тихая фоновая музыка)
У вас на столах лежат шаблоны. Приступаем к первому пункту плана.
Платье мы выполним из белого листа бумаги, сложите его пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте. То же самое мы делаем и с шаблоном мужского чапана. Использовать для его изготовления можно синюю, коричневую бумагу.
Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём
разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки.
На черной бумаге обводим шаблон сапог, сложив предварительно лист в двое.
Обводим шаблон головного убора и вырезаем.
Размещаем и приклеиваем детали костюма на основу, картон.
Орнаментом украшаем наше платье и головной убор.
Почему казахи использовали коричневый, синий, и зеленый цвета?
Казахи – это кочевой народ. Коричневый символизировал землю, синий – небо, зеленый – траву.
IX. Выставка лучших работ. Анализ работ. Оценивание.
- Ребята, посмотрите на работы одноклассников и определите лучшие работы.
- Почему вам понравилась эта работа?
- Как выполнена эта работа?
(Учитель указывает на то, что не удалось и что получилось).
X. Рефлексия.
- Т.к. орнамент у казахского народа разнообразен, в том числе и растительный, мы подобрали для вас два цветка- тюльпан и колокольчик.
Тюльпан – если у вас на уроке все удалось, вам понравился урок и настрое замечательное.
Колокольчик – если не все получилось.
Ребята выходят, выбирают цветок и прикрепляют его на доске.
-Чему мы учились на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что большего всего вам понравилось на уроке?
XI. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: пластилин, пиалу, белые листы бумаги-10 штук, газеты, крем, клей ПВА, широкая кисть для клея, клеёнка, тряпочка
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Тюбитейкаколпак
тымакчапансаптаматакиякойлеккамзол
кебыс
С о д е р ж а н и е м а т е р и а л а
Одежда казахов – одежда кочевого народа. В ней ярко отразились его традиции, культура, образ жизни. Один из главных элементов одежды и костюма – головной убор. Виды его весьма разнообразны. Казахские национальные головные уборы имеют различия по половой, возрастной и родоплеменной принадлежности.
Основные материалы для изготовления головных уборов бархат, сукно, войлок и мех.
Г о л о в н ы е у б о р ы к а з а ш е к, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще и своего рода указателем семейного положения. По форме и украшениям головного убора можно было так же узнать род и область проживания замужней женщины.
Незамужние девушки носили головные уборы двух типов : особую тюбетейку (ТАКЫЯ) и теплую шапку с меховой опушкой –БОРИК.
Такия – легкая летняя шапочка из бархата, парчи, украшенная серебряной или золотой тесьмой.
Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, цапли, павлина, игравший роль оберега. Позднее для украшения стали использовать кисти из канители, серебряные монеты, позумент.
Особое внимание заслуживает головной убор невесты – САУКЕЛЕ, представлявший собой высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Под него часто надевали войлочную шапку-каркас. Он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Носили его около года, в дни больших праздников. Бедные шили его из сукна, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее, украшая подвесками. Стоимость хорошего свадебного саукеле равнялась табуну лошадей!
Через год после замужества женщина заменяла саукеле на более простой и практичный убор –ЖЕЛЕК. Он имел твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивался глазетом, фольгой, подвесками из золотых и серебряных бляшек.
Головные уборы замужних женщин различались своеобразием и значительным разнообразием в зависимости от возраста. С рождением первого ребенка женщина переходила к третьему виду головных уборов, который не снимала уже до старости. Он состоял из 2 частей: нижней – КИМЕШЕК, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх кимешека.
Кимешек представляет собой платок-капюшон, закрывающий голову, плечи, грудь и спину; с отверстием только для лица. Часто кимешек украшался вышивкой гладью «баспа» цветной и золотой нитью или бусами и серебряными монетами, позументом. Форма, покрой и украшение кимешека зависели от возраста и рода женщины.
Обе части изготавливали обязательно из белой ткани.
Г о л о в н ы е у б о р ы м у ж ч и н
Постоянным головным убором мужчин была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы.
Шили тюбетейки из различных тканей: плотных хлопчатобумажных или дорогих: бархата, шелка, сукна; одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко между подкладом и верхом закладывали картон. Тюбетейки обычно украшали вышивкой, узорными строчками.
КАЛПАК – высокая шляпа из войлока. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется АИР КАЛПАК. Украшается вышивкой шелком, серебряным галуном по тулье и шнуровым швом по краю.
ТЫМАК – зимняя шапка–треух или, иначе, малахай. Шили из меха черно-бурой или красной лисицы. Сверху покрывали тканью – сукном или бархатом. Зимой в морозной степи, продуваемой ветрами, тымак был незаменим. В настоящее время тымак – одна из визитных карточек Казахстана.
БОРЫК (борик) – высокая круглая с конусообразным верхом из нескольких клиньев с усеченным верхом. Всегда оторочена мехом. В отличие от девичьих – не украшались.