Разработка воспитательного мероприятия : Литературная гостиная Стихи — настоящий голос Донбасса


Литературная гостиная
«Стихи - настоящий голос Донбасса»
Цель мероприятия - ознакомить учащихся с творчеством современных поэтов Донетчины; углубиться в содержание стихов, развивать умение учащихся ориентироваться в прочитанном и анализировать лирические произведения; формировать эстетические вкусы школьников, воспитывать в них духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю, матери, уважение высоких человеческих чувств.
Методологические принципы :• понимание учениками литературы как художественного отображения духовной жизни народа ;• учет вековых, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;• соблюдение вековой динамики личностного восприятия литературы;• формирование умений квалифицированного читателя, который понимает литературу как искусство, воспринимает художественные ценности и шлифует свою культуру чувств;
• отбор литературно-краеведческого материала с учетом принципа от простого к сложному;• глубокое знание учителем истории и литературы родного края и объективная его трактовка в культурно-художественном пространстве;• целесообразность и разнообразие учебных форм работы и типов уроков, которые усиливали бы заинтересованность литературно-художественным наследием земляков;• личностно ориентированный подход в формировании учебных вопросов и заданий, а также в формировании модели урока с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.
Заданиями уроков литературы родного края является:• углублять сведения о жизни и творчестве писателей данной местности;• развивать интерес к их творческой наработке и наследию;• производить личностное отношение к литературе родного края, развивая умение выражать свое мнение об авторе произведения, героях, художественных образах;• прививать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного, умение наслаждаться художественным произведением;• демонстрировать наклонности, вкусы, способности учеников, содействовать их развитию, воспитывать юных поэтов-любителей;• углублять знания об истории родного края, его самых выдающихся деятелей культуры и искусства;• развивать логическое и образное мышление, культуру речи и чтения;• производить умение вести диалог в паре, группе, строить монологические высказывания, вступать в дискуссию по проблемным вопросам произведения, обобщать, систематизировать знания и делать выводы;• помочь ученикам преодолеть унизительное чувство национальной маловажности, формировать у них историческую память, лелеять естественное чувство национальной гордости;• прививать уважение к выдающимся людям родного края, их вклад в национально-освободительную борьбу, побуждать подражать им в своей жизни;• лелеять трудолюбие, милосердие, гуманное отношение к человеку, природе ;• производить умение видеть и ценить красоту и самобытность родной земли;• вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни нации, оберегать и преумножать их, продолжая традиции рода, семьи, края;• развивать умение пересказывать, следить за четкостью и логичностью ответов на вопрос, выражать свои впечатления от услышанного, увиденного;• формировать у детей самостоятельное суждение, учить их давать объективную характеристику героям, художественным образам и явлениям.Тип мероприятия : литературная гостиная.
Оборудование: выставка сборников, портреты поэтов.
Ход мероприятия
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы, цели и задач.
Эпиграфом пусть будут слова:
Донецкий край (Сергей Аякс) Донецкий край, шахтёрский край,Любимый мой родной,Прекрасной розой расцветай,Эдемской, неземной!Такого края не найти-Взлети хоть в облака!Неувядающе цвети,Предолгие века!!!Услышьте, милые края,Слова моей любви:Донбасс, о, Родина моя,Блаженствуя живи!Дари обильный урожай,Соль, уголь и металл!!Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!И кто о том не знал?
III. Проведение мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Какова же тема нашей встречи ? Попробуем отгадать. Она состоит из 3-х слов. Отгадываем с конца.
-подберите рифму:
Вы приехали к нам из далекого ::.. (края)Самый дальний у нас Уголок.
- мужской -
- женский - ( )? ного (родного)
- средний -
- школьный предмет гуманитарного цикла (или искусство слова) (литература)
Итак, что получилось? Литература родного края.
Ребята! Давайте отправимся в литературное путешествие по родному краю!
Какие слова в теме являются главными, ключевыми?
Родной край. Что значит для вас родной край?
Назовите слова, которые прямо или косвенно связаны с темой разговора.
Литература, писатель, поэт, проза, рассказ, повесть, поэзия и др.
Родина, Донбасс, Отечество, Отчизна, страна, земля, край.
Что мы Родиной зовём?Край, где мы с тобой живём.
Макеевка (Н. Мотков)
Как прекрасны рассветы Донбасса,Как чудесен любимый наш край,Город звёздный - рабочего класса,Легендарный мартеновский рай!Здесь шахтёр, металлург и литейщик,Знаменитых династий сыны,Град Макеевка - город кудесник,Пополняет запасы страны!
Алых роз и алей вереница,Православный собор до небес,Здесь улыбки друзей, гостей лица,И Европы большой интерес,Славный город пестрит орденами,Расцветает любимый наш град,О, Макеевка город Донбасса,Ты достойна великих наград!
Пусть проносятся годы, столетья,Процветай город славы, мечты,Мы с тобою душою и сердцем,Одолеем олимп высоты,Славься подвиг шахтёров династий,Металлургов – героев страны,О, Макеевка – город кудесник,Мы навеки в тебя влюблены!
Многие талантливые люди - выходцы из глубинки. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви .Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).
Ребята, сформулируем цель нашей встречи и проблемный вопрос. Все отправляются путешествовать с какой-то целью, например, отдохнуть, поправить здоровье, а мы с вами?
Какова цель нашего урока ?Подумайте и грамотно сформулируйте! (узнать о писателях и поэтах Донбасса, познакомиться с наиболее значительными произведениями писателей-земляков).
А зачем нам необходимо знакомиться с писателями Донетчины, читать их произведения? (расширить кругозор, пробудить интерес, т.к. мы мало, недостаточно знаем о них). В конце урока ещё раз обратимся к этому вопросу.
Как мы можем выразить писателям свою любовь и уважение? С помощью чего? Каким образом? (словом, цветами, знанием их произведений и биографий).
А теперь минутка поэзии современных писателей родного края.
Деева Людмила Ивановна «Два полушария любви»
Два полушария есть у любви.В светлом - наполнены радостью дни;В тёмном - смятенье и горечь разлук,И безысходности замкнутый круг.Я - словно маятник - бьюсь в их плену:То возрождаюсь, то снова тону.
Любимый Донбасс (Влад Амелин)
Славься мой родной, шахтёрский милый край…Храмов купала, огни Донбасс Арены…Ты живи всегда и только процветай…Чтобы в том краю всегда смеялись дети…Край шахтёрский ты навек мне домом стал..Ангел мой хранитель в жизни талисман…Я тебе отдам все лучшие года…Знаю ты теперь судьба навек моя…Никогда тебя, я край мой не отдам…Прикипел к тебе, душой своей и телом…Ты красив собой и юн не по годам…Край родимый ты один на свете белом…Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…Я нашёл в тебе, вторую половину…Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…Ты как никогда, в меня вселяешь силу…
Ты живи Донбасс и молодей душой…Для моих детей, ты стань родимым домом…Чтобы и они, гордились все тобой…Ты их поддержи, по жизни добрым словом.
Екатерина Ромащук «Ребенок Донбасса»
Мой мир – подвал без солнечных лучей.Я больше не играю с другом в мячикИ даже не боюсь уже ночей,Когда бомбят… и только мама плачет.Мои игрушки – гильзы с блокпостов,А вместо сладостей я счастлив просто хлебу.«Война не выбирает возрастов»,-Сказал мой папа, отправляясь к небу.Я вместо сказок слышу градов шум,Что бьёт в мой дом и те, что по соседству…Я выросту и я у вас спрошу:«За что вы у меня украли детство?!...»Дмитрий Трибушный - родился 3 апреля 1975 года в Донецке. В 1997 году окончил филологический факультет Донецкого национального университета, в 2002 году – Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель. Автор книг стихов: «Под другим дождём» (2004), «Провинциальные стихи» (2010), «Белая книга» (2010), «Облака ручной работы» (2013). Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.
Над городом гуманитарный снег.
Патрульный ветер в подворотнях свищет.
«Убежище», – читает человек
На школе, превращённой в пепелище.
У всякой твари есть своя нора.
Сын человечий может жить в воронке.
Артиллеристы с самого утра
Друг другу посылают похоронки.
Ещё один обстрел – и Новый год.
Украсим ёлку льдом и стекловатой.
И Дед Мороз, наверное, придёт
На праздничные игры с автоматом.
Светлана Максимова - родилась 8 февраля 1958 года в Харькове, затем семья переехала в Макеевку Донецкой области. Там Светлана окончила школу, и некоторое время училась на филологическом факультете Донецкого университета. Занималась с детьми в творческих студиях. В 1987 году окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Через год выпустила первую поэтическую книгу, «Вольному – воля». Поэт, прозаик, художник, музыкант–исполнитель на австралийской трубе диджериду. Основатель и руководитель музыкально- поэтической группы «Этномиф». Сейчас живёт в Москве.
Господи наш Спасе,
все-то Тебя мы славим –
мама моя в Донбассе,
ну, а сестра – в Полтаве.
Звонят, что ни день, друг другу –
и каждая плачет в трубку.
А я звоню им обеим –
и даже плакать не смею.
Анна Ревякина -родилась 22 сентября 1983 года в Донецке. Поэт, драматург, актриса, автор книг «Сердце», «UNTITLED», «Хроники Города До. Безвременье», «Зубная фея», основатель литературной студии «Кофе- кошка-Мандельштам», победитель литературного фестиваля «Сила ветра», лауреат Международного литературного конкурса им. Н.В. Хаткиной «Cambala», обладатель премии «Творческая молодёжь Донбасса – 2012» в номинации «Поэт года», победитель Международного литературного фестиваля «Шорох-2014». Кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики Донецкого национального университета, заместитель декана по воспитательной и социальной работе со студентами (экономический факультет). Живёт в Донецке.
Город мой. Тот, где с детства отсутствует море
и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём,
словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,
словно юность отца, упакованная в альбом.
Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,
когда трогаешь тёмную землю, что на крови.
Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно
в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.
И до взморья отсюда добраться – две сотни гривен
по наезженной трассе, не так ли – знакомая блажь?
Но ведь ты здесь родился – а значит, не будь наивен:
эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж.
Под обветренной кожей, под веками, в подреберье
море плещется, как живое – искрит янтарь.
Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег,
оберег твой, твоя история и печаль.
Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно
из окна наблюдать, как морем вскипает степь
и плывут облака – вон, одно, словно ключ скрипичный,
и так хочется каждое облако рассмотреть…
Каждый камень под ярким солнцем играет светом,
преломляет луч, так хлеб преломляешь ты
с самым близким, твоим, проверенным человеком,
с тем, кто знает тебя до точек и запятых…
С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей,
на безморье – иные смыслы, иные ветры, иное дно.
Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен.
Мой степной чёрнокаменный Город До.
Владислав Русанов - родился 12 июня 1966 года в Донецке. Окончил Донецкий политехнический институт в 1988 году. Кандидат технических наук по специальности «бурение скважин», доцент Донецкого национального технического университета. Прозаик, поэт, переводчик. Автор восемнадцати романов. Заместитель председателя правления Союза писателей Донецкой народной республики. Живёт в Донецке .«ВАЛЬС ОБРЕЧЁННЫХ »
Нас не язвите словами облыжными.
Жарко ли, холодно? По обстоятельствам.
Кто-то повышенные обязательства
Взял и несёт, а мы всё-таки выживем.
Мальчики с улиц и девочки книжные…
Осень кружится в кварталах расстрелянных.
Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,
Только молчат, а мы всё-таки выживем.
Не голосите, холёно-престижные,
Будто мы сами во всём виноватые.
На небе облако белою ватою
Мчит в никуда, а мы всё-таки выживем.
Не разобраться, что лучше, что ближе нам?
«Шашки подвысь, и в намёт, благородие!»
Нам – смерть на Родине, вам же – без Родины.
Вот, как-то так…
А мы всё-таки выживем!
Владимир Скобцов - родился 11 октября 1959 года в Донецке. Выпускник Донецкого государственного университета, историк, журналист. С первых дней Донбасской весны – активный участник антифашистского фронта. В настоящее время живёт и работает в Донецке. Автор песен, стихов и прозы, член Союза писателей ДНР.
«НЕПОКОРЁННЫЙ »
Посвящается Донецку
Не надо плакать над судьбой,
Прибереги души чернила,
Она тебе не изменила,
Она по-прежнему с тобой.
Звенит натянутой струной
Судьба, её не выбираем,
Между чистилищем и раем
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над страной,
Где слёзы ничего не значат,
Она, поверь мне, не заплачет
Ни над тобой, ни надо мной.
Незваным гостем в дом родной
Уже грядёт иной порядок,
Где человечины вкус сладок,
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над собой –
Солдатик, вышедший из комы,
Сказал, что там полно знакомых,
Как будто съездил он домой.
И над твоею головой
Склонился ангел поседевший –
Не ты один осиротевший,
Скажи спасибо, что живой!
Алиса Федорова - родилась 24 марта 1990 года в Донецке. Окончила филологический факультет Донецкого университета по специальности русский язык и литература, ныне продолжает обучение в аспирантуре. Живёт с бабушкой, котом и собакой. Любит рок-н-ролл, занимается ирландскими танцами, играет на гитаре. В поэтическом сборнике публикуется впервые.
Унижен и изувечен.
Но не расчеловечен.
Голоден и обезвожен.
Но не обезбожен.
Топится адская печка.
Горячий от солнца и горя,
Мой город горит, как свечка,
У Господа на престоле.
Иван Ревяков - родился 24 ноября 1979 года в Донецке. С отличием окончил русское отделение филологического факультета Донецкого национального университета, а впоследствии – дневное отделение аспирантуры по специальности «теория литературы». До сентября 2014 года работал научным сотрудником Донецкого НИИ судебных экспертиз. Аттестован в качестве судебного эксперта-искусствоведа. С декабря 2014 года – старший преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры Донецкого национального университета.
В Городе полночь неожиданно молча начинает будить,
прорезаясь сквозь звёзды едва слышимым визгом.
Напряжённость струны: где-то поблизости – свист, –
я листаю блокнот, ища хотя бы пару чистых страниц,
чтоб зафиксировать момент тишины и, возможно, распада…
В Городе – полночь… – Но разве во времени дело? – А в чём же:
в искрящихся молча снарядах, в шипящем надрывном потоке,
свистящем о смерти исключительно мирного люда?
Или в чём-то ещё? – Неизвестно, что будет потом…
Но вернёмся ли мы с тобою обратно в довоенное время
с цветами, полями, походами, сбором грибов и рыбалкой?..
Не знаю… Знает ли кто-то ещё – мне неизвестно…
А пока я ищу пару чистых страниц,
чтоб купировать ностальгический приступ…
Где-то могильщики всем вырыли ямы…
Свист и шипенье – всё рядом. Мир
завершается бредом
и классическим возгласом:
«Дайте мне яду»…
Елена Заславская - родилась 14 октября 1977 года в Лисичанске. Автор поэтических сборников «Эпоха моей любви», «Мамині сльози», «Инстинкт свободы», публикаций в интернет- изданиях и периодике. Редактор газеты «Камертон» Луганской государственной академии культуры и искусств им. Матусовского. Представляла Донбасс на чтениях Literaturwerkstatt в Берлине (2008), на Лейпцигской книжной ярмарке (2012) и на поэтическом фестивале в Берлине (2014). Её стихи опубликованы в антологии- энциклопедии «15 веков русской поэзии», изданной в Москве. Живёт в Луганске, ЛНР.
ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ
Долго не было беды. Долго.
Долго не было войны. Долго.
Успели дети подрасти.
Успели внуки подрасти.
А правнуки пока что не успели.
И сын сказал: «Я ухожу. Прости».
И внук сказал: «Я тоже. Отпусти».
И правнуки заметно повзрослели.
И снова кровь горячая лилась.
И Родина кроилась и рвалась.
И брат на брата шёл, а друг – на друга.
И стало чёрным молоко в сосцах.
И стала чёрной кровь в людских сердцах,
Как антрацит – наш краснодонский уголь.
Последний пласт. Из недоступных недр.
Наверх. Из самой преисподней.
История желает перемен –
И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.
Мы стали чёрным хлебом на войне.
А были…
были – золотые зёрна.
IV. Итоги урока. Слово учителя.
Ничто в человеческом Вавилоне не порождает такой причастности к бессмертию, как любовь и творчество. Наши души воспылали искоркой благодарности и гордости за поэтов родного края, которые своим творчеством доказывают, что только из любви к родной земле, матери, людям рождаются поэт и поэзия.
Целебные источники родного края будили не одно поколение к национальному возрождению, созиданию соборного независимого государства. Вещее слово писателей помогало выстоять под многовековым чужеземным господством, сохранить историческую память, не давало забыть народу, что он является наследником могущественного государства - Киевской Руси, славы Запорожской Сечи, казацкого войска, неодолимого духа лучших его сыновей, которые принесли свою жизнь на алтарь государственной самостоятельной»! Мы горды, что поэтическое слово наших поэтов-земляков стало цельным весомым зерном на ниве духовности нашего народа.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение «Поэтическая копилка родного края».
Список использованной литературы
1.Андрей Чернов «Честная повесть о непокоренном Донбассе»
http://www.voskres.ru/literature/critics/chernov.htm
2.Беспечный Т. Начинался наш город так/ Т.Беспечный // Наш дом. – 2002.- №9. –С.20.
3.Все о Донецке: горожанам и гостям столицы Донбасса: Справочное пособие. – Донецк: Донбасс, 2003. – 294 с.
4.Герланец В. Что в имени твоем… - Тихий юбилей / В. Герланец // Вечерний Донецк. – 2001. -9 ноября. –С.15.
5.Гонимов И. Юзовский завод /И. Гонимов // Донбасс. -2006. –С.32-49
6.Строки мужества и боли… Произведения писателей Донбасса 2014–2015. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. – 360 с.
7.Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 – 2015 годов. Сборник стихов. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 112 с.