План урока Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека
22225095885
ФИО учителя : Кулага Ольга Семеновна
Стаж работы: 33 года
Место работы: КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени Кудыса
Абсаметова,
Героя Социалистического Труда»
с.Каргалы, Жамбылский район, Алматинская область
Должность: учитель биологии
Категория: высшая
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
ТЕМА: «Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕРА-КЛАССА: создать условия для осознания, осмысления
учебной информации и применения знаний и
уменийОБУЧАЮЩАЯ: продолжить формирование знаний о генах, о генотипе
- закрепить понятия мутационной изменчивости
- сформировать представление о методах изучения генетики
человека
- показать единство биологических закономерностей для всей
живой природы
РАЗВИВАЮЩАЯ: - развивать культуру речи, логическое мышление
- продолжить развивать умения выделять главное,
самостоятельности в приобретении знаний и
познавательного интереса, формировать умения
сравнивать, классифицировать, обобщать, извлекать
необходимую информацию из разных источников
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование мировоззренческих понятий, причинно
следственных связей, раскрытие роли генетики как
части общей культуры человека, воспитывать культуру
умственного труда, воспитывать умение слушать,
умение работать в группах
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - учащиеся знают методы изучения генетики
человека
- учащиеся могут раскрыть сущность метода, его цели и
задачи
- учащиеся знают значение генетики для медицины
- учащиеся могут устанавливать причинно-следственные
связи между методом и целями изучения
- умеют работать в группе согласованно
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 9 класс
ХОД МАСТЕР- КЛАССА: 1.Вводная часть
2.Вызов ( мотивация и целеполагание)
3.Осмысление ( изучение и закрепление знаний)
4. Выводы, итоги
5.Рефлексия.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Ламинированный лист, стратегия ЖИГСО,
«Найди соответствие»
ОБОРУДОВАНИЕ: видеоролики « 8-признаков близнецов», «Генеалогия»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: 1) материалы учебника «Биология» -9
класс
2) материалы Интернет ресурсов
Этапы работы Содержание этапа Деятельность учеников Время Ресурсы
1.Вводная часть
Цель: настроить учащихся на работу в группе
МО: репродуктивный1) Разминка
2)Формирование групп- - Психологический настрой
У кого есть братья похлопалиУ кого есть сестры потопалиКто похож на маму погладили себя по голове
Кто похож на маму и на папу и потопали и похлопали
2) Формирование групп по
пазлам метода
1- генеалогический
2-близнецовый
3-цитогенетический
4-биохимический
3) Инструктаж работы с карточкой для рефлексии
«Плюс-минус-интересно»
«+» «-« Интересно
3 мин «Разминка»
Дети формируются в группы – 4 гр2.Вызов: Мотивация и целеполагание Выход на тему. Определение целей урока.
- Перед нами всем хорошо известные пазлы. Каждый фрагмент несет определенную часть картинки. Глядя на него, очень сложно судить о том, что изображено на картинке, и что может получиться на конечном этапе. А что будет если фрагмент потеряется или не встанет на свое место?
Вот так и в генетике…
Генетика, сравнительно молодая наука, смежная область медицины и биологии. Генетические законы и закономерности универсальны и в полной мере применимы к человеку.
У человека обнаружено около 3000 признаков и примерно 120 из них сцеплены с полом. Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом. Человек имеет ряд особенностей, которые затрудняют проведение генетических исследований. 2 мин 3.Осмысление
Обобщение, проверка знаний, закрепление 1.Стратегия ЖИГСО
2. Стратегия ЖИГСО в малой группе
3. Метод генетики в медицине
4.Проверка усвоения сущности метода
5. Проверка усвоенных знаний
1 Задание. – Изучить сущность метода внутри группы
2. Знакомство с информацией (внутри группы учащиеся знакомят группу со своим методом»Формирование новых групп по методу
3. Раскрыть сущность метода определенной группы
(дополнительный источник информации- тематическая карточка с материалом для каждой группы)
-2476538735
1019810-1380490
762635-19050
-24765-1245235
4. Просмотр видеороликов
5. Работа с тематической карточкой
1 Генеалогический 1.на основе биохимических анализов установить, какие генетические изменения привели к отклонению в обмене веществ
2 Цитогенетический 2. позволяет установить вклад генетических факторов и среды ( климат, питание, обучение) в формирование фенотипа, развитие конкретных признаков или заболеваний
3 Близнецовый 3.микроскопическое изучение хромосом человека, основан на окрашивании хромосом м наблюдении за их поведением
4 Иммуногенетический 4. возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора, применяется для изучения типов наследования реакций организма
5 Биохимический 5.он основан на сборе всех имеющихся данных о предках и других кровных родственниках
6. Тестирование
1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А) гибридологическим Б) цитогенетическим В) близнецовым Г) биохимическим
2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?
А) генеалогического Б) близнецового В) цитогенетического Г) гибридологического
3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод
А) генеалогический Б) цитогенетический В) близнецовый Г) гибридологический
4) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод
А) генеалогический Б) цитогенетический В) близнецовый Г) гибридологический
5) Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцевых близнецов
А) генная Б) геномная В) модификационная Г) мутационная
6) Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовыхА) могут быть разного полаБ) всегда одного полаВ) имеют одинаковый вес Г) имеют одинаковые размеры
7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить
А) характер изменения генов Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человекаВ) закономерности наследования признаков у человекаГ) характер изменения хромосом
8) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
А) генеалогическимБ) близнецовымВ) гибридологическимГ) цитогенетическим
7. Взаимопроверка, взаимооценивание6 мин
6 мин
8 мин
4 мин
6мин
5 мин Стратегия ЖИГСО
(разделить внутри группы вопросы)
Новые 4 группы
Ламинированный лист
ИКТ
Стратегия «Найди соответствие»
Взаимопроверка, взаимооцениваниеТест
7.Рефлексия
-подвести итоги работы Рефлексия
на отношение к материалам урока Заполнение карточки
«Плюс-минус-интересно»
Д/З параграф 30
Смайлики- ведро- кофемолка- рюкзак
3мин
2 мин Карточки
«Плюс-минус-интересно»