Рабочая программа Истоки родного края


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №___ от«____»________ 2015 г.
Руководитель МО _____/Янбаева А.Ю./ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/Ямщикова Т.В./
«____»___________2015 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________/О. А. Аксаева/
«____»_________2015 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Истоки родного края»

Направлениеобщеинтеллектуальное
Классы 2-4
Учитель Важдаева Ольга ВладимировнаСроки реализации2015 — 2018

Пояснительная записка
     Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися нач. классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО.
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Башкирский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Цель данного курса:
Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.
Основные задачи курса.
-Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.
-Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
-Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены
3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
Возраст обучающихсяВозраст обучающихся 6- 10 лет.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы
Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 1 часа занятий в неделю ежегодно. Суммарное количество часов за 3 года обучения составляет 102 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися5. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
Результаты формируемые умения, средства формирования:
личностные
формирование у детей мотивации к обучению;
о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
развитие познавательных навыков учащихся;
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
организация на уроке парно-групповой работы.
метапредметныерегулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Планируемые результаты изучения курса:
Знать:
символику государства, республики, города;
главную реку Башкортостана; реки и озёра своей местности;
правила поведения в природе;
Называть:
редкие растения Республики Башкортостан, которые занесены в Красную книгу;
характерные признаки охраняемой природной территории – заповедника;
основные водоёмы республики;
исчезающих животных республики Башкортостан;
полезные ископаемые, добываемые на территории своего края;
профессии, связанные с охраной природы;
Устанавливать связи и зависимости:
между поведением человека в природе и её состоянием;
между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на которой они располагаются.
Уметь:
работать с картой Республики Башкортостан;
ориентироваться в нахождении Башкортостана на физической карте страны;
определять стороны горизонта по различным признакам данной местности.
Осознавать:
гражданскую позицию «Я – гражданин Республики Башкортостан»;
 факт, что Башкортостан - частица России, многонационального государства.
Содержание программы внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Моя семья
2. Моя школа
3. Мой край
4. Природа моего края
5. История родного края
6. Они прославили мой край
2 класс
Введение (2 ч)
Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край? 1ч
С чего начинается Родина? 1ч
Моя семья (5 ч)
История моего имени и фамилии. 1ч
Моя семья. 1ч
Мои предки. 1ч
Все работы хороши. (фамильные династии) 1ч
Обобщение. Проект «Моя семья». 1ч
МОЯ ШКОЛА (7 ч)
Дом, в котором я учусь. История создания школы. 1ч
Моя школа. Достижения моей школы. 1ч
Традиции школы. Законы и заповеди. 1ч
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра 1ч
Наши родители – выпускники школы. 1ч
Конкурс рисунков «Моя школа» 1ч
Обобщение. Проект «Моя школа» 1ч
МОЙ КРАЙ (10 ч)
Мой край – Башкортостан. Символика 1ч
Мой город. История моего города. 1ч
Экскурсия в краеведческий музей. 1ч
Мой любимый уголок города. 1ч
Памятные места моего города. Экскурсия. 1ч
Мои известные земляки. 1ч
Мои известные земляки. 1ч
Посещение городской библиотеки. 1ч
Конкурс рисунков «Мой любимый город» 1ч
Обобщение. Проект « Мой край» 1ч
ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (10 ч)
Растения родного края. 1ч
Экскурсия в природу. 1ч
Насекомые нашего края. 1ч
Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств. Викторина «Золотая рыбка». 1ч
Птицы нашего края. 1ч
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. 1ч
Звери, обитающие на территории нашего района. 1ч
«В мире животных». Викторина 1ч
Конкурс рисунков «Природа родного края» 1ч
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» 1ч
3 класс
Природа родного края (16 ч)
Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных. 1ч
Погода края. Сезонные изменения в труде людей. 1ч
Сезонные изменения. Охрана здоровья. 1ч
Животный и растительный мир нашего края. 1ч
Птицы. Звери. 1ч
Рыбы. 1ч
Насекомые. 1ч
Пресмыкающиеся. 1ч
Деревья и кустарники (редкие) 1ч
Травянистые растения (редкие), мхи, грибы. 1ч
Охрана природы. Экологические проблемы края. 1ч
Решение экологических задач. 1ч
Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной» 1ч
Проект. «Люби и знай свой край родной» 1ч
Викторина «Знаешь ли ты родной край?» 1ч
Наш край на карте России (9 ч)
Территория Башкортостана на карте России 1ч
Экскурсия по городу Уфа (виртуальная экскурсия) 1ч
Удивительные города, поселки – необычные названия 1ч
Живописные поселки 1ч
Малые реки и речушки.Красавица Агидель. 1ч
Капова пещера. 1ч
Озера нашего края. 1ч
Обобщение: «Люби и знай свой край родной» 1ч
Проект. «Люби и знай свой край родной»
История родного края (3 ч)
Наш край в далеком прошлом 1ч
Наш край в годы Великой Отечественной войны. 1ч
Уфа – столица Башкортостана. История образования 1ч
Они прославили наш край родной (6ч)
М.Акмулла1ч
Шайморатов - генерал 1ч
М.Нестеров – художник Башкортостана 1ч
Поэт Рами Гарипов 1ч
Певцы Башкортостана 1ч
Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа 1ч
4 класс
Мой край на карте Родины (5 ч)
Я – гражданин России. 1ч
Я – гражданин Башкортостана. 1ч
Символика Родины, моей республики, моего района 1ч
Башкортостан – край восходящего Солнца. 1ч
Каменный пояс Урал – Батыра. 1ч
Водоёмы нашего края (4 ч)
Реки, озёра, водоёмы республики. 1ч
Красавица – Агидель. 1ч
Поэты и художники о красоте водоёмов республики. 1ч
Обитатели наших водоёмов. Охрана водоёмов. 1ч
Растительный мир нашего края (7 ч)
Наши леса, луга, болота. 1ч
Берёза – символ России. 1ч
Лекарственные травы. 1ч
Грибы (ядовитые и съедобные) 1ч
Растения, занесенные в Красную книгу Республики Башкортостан.
Растения, занесенные в Красную книгу России. 1ч
Проект. 1ч
Животный мир нашего края (7 ч)
Звери леса. 1ч
Птицы нашего края. 1ч
Викторина «Животный мир нашего края» 1ч
Животные, занесённые в Красную книгу Республики Башкортостан. 1ч
Животные, занесённые в Красную книгу России. 1ч
Проект 1ч
Сочинение загадок о животных. 1ч
Охрана природы родного края (4 ч)
Охрана природы Башкортостана. 1ч
Пещеры. 1ч
Заповедники, заказники. 1ч
Проект. «Сохраним природу родного края» 1ч
Они прославили наш край родной (7 ч)
Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа 1ч
Их именами названы улицы родного города: М.Гафури1ч
Их именами названы улицы родного города: М.Карим1ч
Их именами названы улицы родного города: З.Биишева1ч
Композитор Рим Хасанов 1ч
Наш земляк писатель А.Еники1ч
Проект. Наши земляки. 1ч
Описание материально-технического обеспечения
1.​ Компьютерная техника
2.​  Фотоаппарат.
3.​ DVD-проигрыватель
4.​ Магнитофон.
5.​ Интерактивная доска
6.​ МедиапроекторПеречень учебно-методических средств
1.Башкирская энциклопедия./Гл. редактор М.А.Ильгамов.- Уфа: Башкирская энциклопедия,2005.
2. Руденко С.И. Башкиры: Историко – этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.
3.Вахрушев А.А. Мир вокруг нас. - М.:Баласс,2002.
4.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.,1985.
5.Караваева Н.П. Путешествие в город Здоровейск. – Глазов, 200
6.Низовский А.Ю. Сто великих чудес инженерной мысли. М.,2006.
7.Нужждин Т.Д. Мир животных и растений. Ярославль, 1997.
8.Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия. М.,2000
9.Осипов Н.Ф. Кто живёт и что растёт в воде и у воды. Смоленск, 2001.
10.  А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
11. Р.А. Прибавкина «Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
12. О.Н. Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».