РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТЕОРОЛОГИЯ
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Дятьковский индустриальный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТЕОРОЛОГИЯ
для специальности 280711
г.Дятьково
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Дятьковский индустриальный техникум»
Разработчики:
Дегтярёва Л.А., преподаватель
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования ( БИПКРО )
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТЕОРОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель:
- сформировать знания о предмете, его задачах, разделах. Значение и влияние на отдельные отрасли народного хозяйства загрязнения окружающей среды. Охрана окружающей среды;
- сформировать представления об организации наблюдений за загрязнением окружающей среды.
Задачи:
- рассмотреть основные направления организации метеорологических наблюдений;
- планирование, организация и проведение метеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов Федеральной гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
- изучение и описание закономерностей формирования метеорологических и климатических условий в пространстве и во времени;
- оценка влияния метеорологических факторов на состояние почвы, воздуха, растений, животных;
- изучение методов борьбы с неблагоприятными и опасными гидрометеорологическими явлениями;
- изучение физической сущности явлений и процессов, происходящих в атмосфере, механизма этих процессов, а также методов измерения метеовелечин с помощью метеорологических приборов и установок.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-измерять температуру почвы, воздуха и обрабатывать результаты измерений:
-измерять и вычислять характеристики влажности воздуха;
-работать с Атласом облаков, наблюдать за облачностью;
-измерять количество выпавших осадков;
-измерять атмосферное давление барометром-анероидом, обрабатывать результаты измерений;
-строить и анализировать розу ветров;
-проводить наблюдения за атмосферными явлениями и записывать результаты наблюдений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-сроки и порядок метеорологических наблюдений; правила записи в книжки наблюдений; устройство метеорологической площадки и размещение приборов на ней;
-состав атмосферного воздуха. потоки лучистой энергии в атмосфере;
-тепловые свойства почвы, воздуха;
-сущность процессов испарения, конденсации;
-типы и видов осадков, их характеристики; приборы для их измерения;
-единицы измерения атмосферного давления;
-причины возникновения ветра, характеристики ветра;
-виды и характеристики атмосферных явлений, понятие МДВ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТЕОРОЛОГИИ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
лабораторные работы
20
практические занятия
10
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
Работа с учебником, справочниками и ресурсами сети Интернет, подготовка рефератов, презентаций.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Структура и примерное содержание дисциплины «Метеорология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Цели и задачи предмета. Разделы метеорологии и их связь с другими науками. Метеорологические величины. Понятие о погоде и климате. Метеорология и контроль состояния природной среды. Значение данных метеорологических наблюдений для отдельных отраслей народного хозяйства и охраны природной среды.
2
2
Раздел 1
Организация метеорологических наблюдений и измерений
9
Тема 1.
Организация метеорологических наблюдений и измерений.
Содержание учебного материала
6
1
Требования к метеорологическим наблюдениям. Метеорологическая площадка – требования к размещению, устройство и оборудование, требование к содержанию, охранная зона. Система Росгидромета, сеть станций и постов. Система исчисления времени. Сроки метеорологических наблюдений.
2
2
Практические занятия
4
1
Практическое задание №1. Решение задач на исчисление времени. Решение задач по определению поясного, местного времени по картам «Часового пояса».
2
Практическая работа №2 Оформление КМ-1 и порядок её заполнения.
Самостоятельная работа при изучении раздела 1:
Изучить карту «Часовые пояса»;
Вести записи конспектов;
Тестирование по теме «Система исчисления времени. Часовые пояса»;
Презентация «Организация метеорологических наблюдений».
3
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Решение задач на определение поясного, местного времени;
Работа с картой часовых поясов;
Вести записи в КМ-1
Заполнять КМ-1.
Организация метеорологических наблюдений.
Раздел 2
Характеристика атмосферы и ее явлений
79
Тема 2.1.
Состав и строение атмосферы.
Содержание учебного материала
2
1
Состав воздуха в нижних и верхних слоях атмосферы. Загрязнение атмосферы антропогенными примесями.
Изменение озонового слоя под влиянием загрязнения атмосферы. Парниковый эффект, его последствия.
2
Тема 2.2.
Лучистая энергия в атмосфере.
Содержание учебного материала
2
1
Солнце – основной источник энергии. Потоки лучистой энергии в атмосфере. Прямая, рассеянная и отраженная радиация. Факторы, влияющие на их интенсивность, суточный и годовой ход. Радиационный баланс деятельной поверхности, его составляющие, величина. Знакомство актинометрическими наблюдениями. Приборы для измерения различных потоков солнечной радиации.
Контрольная работа №1. «Лучистая энергия».
Тема 2.3.
Тепловой режим почвы и водоемов.
Содержание учебного материала
4
1
Процесс нагревания и охлаждения поверхности почв. Суточный и годовой ход температур почв.
Процессы нагревания и охлаждения водоемов. Теплообмен в почве и водоемах. Тепловое загрязнение водоемов.
2
Лабораторные работы
2
1
Лабораторная работа №1. Измерение температуры почвы и обработка результатов измерения.
Тема 2.4.
Тепловой режим атмосферы.
Содержание учебного материала
6
1
Процессы нагревания и охлаждения воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха.
Вертикальный градиент температуры.
4
2
Уровень конвекции. Инверсии приземного слоя и свободной атмосферы, их влияние на уровень загрязнения атмосферы.
Термометры для измерения температуры природной среды. Принципы действия, устройство, установка порядок отсчетов. Будки защитные жалюзийные БП и БС – назначения, устройство, установка в них приборов.
Лабораторные работы
2
1
Лабораторная работа №2. Измерение температуры воздуха, обработка результатов измерений.
Тема 2.5. Водяной пар в воздухе.
Содержание учебного материала
12
1
Процесс испарения водяного пара в атмосфере. Давление насыщенного пара, его зависимость от различных факторов.
Методы измерения влажности воздуха. Психрометр, гигрометр волосной.
4
2
Дымка. Туман. Облака. Физические условия их образования. Классификация туманов. Облака. Микрофизическая структура облаков. Физические процессы образования облаков различных форм, видов и разновидностей.
Лабораторные работы
4
1
Лабораторная работа №3. Измерение влажности воздуха. Определение характеристик влажности.
2
Лабораторная работа №4. Наблюдение за облачностью. Визуальное определение высоты нижней границы облаков.
Практические занятия
4
3
Практическая работа №3. Работа с атласом облаков.
4
Практическая работа №4. Определение характеристики влаги и запись и обработка результатов в КМ-1.
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
8
Осадки, выпадающие из облаков.
1
Классификация осадков. Типы и виды осадков, их важнейшие характеристики. Процессы образования дождя и снега. Образование крупы и града. Снежный покров, его характеристики, свойства и значения.
4
2
Необычные осадки, кислотные дожди. Методы и средства измерения осадков.
Контрольная работа №2. «Типы осадков»
Лабораторные работы
4
1
Лабораторная работа №5. Наблюдение за снежным покровом. Снегомерные съемки. Снегомер весовой.
2
Лабораторная работа №6. Измерение количества осадков.
Тема 2.7.
Атмосферное давление и плотность воздуха.
Содержание учебного материала
6
1
Вес и давление воздуха. Единицы измерения атмосферного давления. Нормальное атмосферное давление.
2
Лабораторные работы
2
1
Лабораторная работа №7. Измерение атмосферного давления барометром- анероидом.
Практические занятия
2
1
Практическая работа №5. Вычерчивание графика хода атмосферного давления по КМ-1.
Тема 2.8.
Воздушные течения в атмосфере.
Содержание учебного материала
8
1
Ветер, его характеристики и структура. Влияние препятствий на ветер. Силы, возникающие при движении воздуха. Муссоны. Пассаты. Бризы.
4
2
Система ветров в циклоне и антициклоне северного полушария. Измерение скорости и направления ветра с высотой в слое трения.
Местные ветры: бризы, горно-долинные, феи, бора. Суховеи, смерчи.
Лабораторные работы
4
1
Лабораторная работа №8. Построение розы ветров и её анализ.
2
Лабораторная работа №9. Измерение параметров ветра.
Тема 2.9.
Атмосферные явления и метеорологическая дальность видимости (МДВ).
Содержание учебного материала
4
1
Атмосферные явления, их виды, условные обозначения. Правила наблюдений за атмосферными явлениями (определение вида, интенсивности, времени начала и окончания явления). Запись в КМ-1.
Визуальное определение дальности видимости в светлое и темное время суток. Выбор объектов и одиночных огней. Признаки увеличения и уменьшения концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. Местные признаки изменения погодных условий.
2
Лабораторные работы
2
1
Лабораторная работа №10: Наблюдения за атмосферными явлениями. Определение МДВ.
Самостоятельная работа при изучении раздела 2:
Составить схему строения атмосферы.
Вести записи конспектов.
Выписать ключевые понятия по теме.
Тестирование.
Создать презентации.
Давать определения ключевым понятиям.
Устанавливать взаимосвязи строения и функций атмосферы.
Характеризовать механизм нагревания почвы и водоемов (различие).
Сравнивать и делать выводы о неравномерности нагревания суши и воды.
Тестирование на тему: «Солнечная радиация».
Составить схему.
Описать физические свойства охлаждения и нагревания газов (физика).
Строить графики в зависимости влажности от температуры.
Описывать особенности выпадения осадков из облаков.
Характеризовать процессы образования снега.
Контрольная работа №1.
Контрольная работа №2.
Составить план изучения нового материала.
Характеризовать причины изменения давления.
Составить схему ветров в циклоне и антициклоне.
Построить розу ветров.
Составлять план – конспект по выступлениям.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка к тестированию по теме «Атмосфера».
Вести записи в КМ-1.
Озоновые дыры.
Парниковый эффект.
Подготовить сообщение: «Влияние человека на загрязнение атмосферы».
Виды солнечной радиации.
Солнце – источник энергии и тепла.
Подготовить реферат на тему: «Загрязнение водоемов в результате человеческой деятельности.
Неравномерное нагревание воды и суши.
Солнечная радиация.
Инверсия, их влияние на степень загрязнения атмосферы.
Тепловой режим атмосферы.
Типы влажности в воздухе.
Облака.
Процессы загрязнения почвы осадками.
Типы и виды осадков.
Приборы.
Местные ветры.
Стихийные явления-ураганы, тайфуны.
Опасные стихийные бедствия.
Всего:
90
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины «метеорология»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Гидрологии и метеорологии; лаборатории экологической, кабинета компьютерных технологий.
Оборудование учебного кабинета Гидрологии и метеорологии:
- комплект инструкций к лабораторно-практическим занятиям;
- комплект инструкций по изучению метеорологических приборов;
- наглядные пособия; компьютер, метеорологические приборы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- приборы метеорологические;
- комплект плакатов;
- учебно-методическая документация.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лосев А. П., Журина Л.Л. Агрометеорология. Москва.: Колос, 2004.
Семеченко Б. А. Физическая метеорология. Москва.: Аспект Пресс, 2002.
Лесная метеорология. Лабораторные работы. Ленинград, 1989.
Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 3, часть I. Гидрометеоиздат, 1985.
Вайсберг Дж. Погода на Земле. Метеорология. Гидрометеоиздат, 1980.
Захаровская Н.Н., Ильинич В.В. Метеорология и климатология. М., Колос, 2005.
Гуральник И. И. и др. Метеорология.Л.: Гидрометеоиздат, 1982 .
Атлас облаков. Л.: Гидрометеоиздат, 1978.
Психрометрические таблицы. Л.: Гидрометеоиздат. 1981.
Дополнительные источники (учебники, учебные пособия, журналы)
Хромов С.П. Петросянц М.А. Метеорология и климатология изд. Московского университета.: Колос, 2004.
Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Метеорология», II курс (электронный вариант на диске).
Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. Среднее профессиональное образование. М.: 2010-2011.
Журнал. Специалист. М.: «ООО».
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- измерять температуру почвы, - воздуха и обрабатывать результаты измерений:
-измерять и вычислять характеристики влажности воздуха;
- работать с Атласом облаков, наблюдать за облачностью;
- измерять количество выпавших осадков;
- измерять атмосферное давление барометром-анероидом, обрабатывать результаты измерений;
- строить и анализировать розу ветров;
-проводить наблюдения за атмосферными явлениями и записывать результаты наблюдений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-сроки и порядок метеорологических наблюдений; правила записи в книжки наблюдений; устройство метеоплощадки и размещение приборов на ней;
-состав атмосферного воздуха. потоки лучистой энергии в атмосфере;
-тепловые свойства почвы, воздуха;
-сущность процессов испарения, конденсации;
-типы и видов осадков, их характеристики; приборы для их измерения;
-единицы измерения атмосферного давления;
-причины возникновения ветра, характеристики ветра;
-виды и характеристики атмосферных явлений, понятие МДВ.
Формы контроля обучения:
- Лабораторные работы
- Практические занятия
- Визуальные наблюдения
- Тестирование
- Контрольные работы
- самостоятельная работа с инструкцией
- Заполнение и обработка измерений в книжке метеоролога ( КМ-1)
- Подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий
- Зачёты
- Диктант метеорологический
- Реферат
- Экзамен
Формы оценки результативности обучения:
-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;
-традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.
-взаимоконтроль;
Методы контроля направлены на проверку умений студентов:
- отбирать информацию о метеорологических явлениях;
-выполнять графические работы в КМ-1;
- работать в малых группах;
-уметь проектировать накопленный материал;
-письменный контроль;
-фронтальный опрос;
-тестирование;
-экзамен;
-зачёты;
-устный опрос
Методы оценки результатов обучения:
-мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
-формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.;
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор техникума _______________ И.М.Арсенов
«___» января 2012г.
Заголовок 115