Методические рекомендации организация учебного процесса как одна из составляющих эффективности урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 103
Организация учебного процесса
как одна из составляющих эффективности урока
(методические рекомендации)
Автор : Королева Татьяна Вячеславовна,
учитель технологии
высшей категории
Нижний Новгород
2014 г.
Вся работа школы направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая приносила бы не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой внутренний потенциал.
Задача учителя технологии –
сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы для практической деятельности;
дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности;
и при этом помочь ребенку познать себя как личность.
Успех в достижении этой цели во многом зависит от правильной и эффективной организации учебного процесса, от технологии преподавания, т.е. методики обучения и воспитания, разработанной и применяемой в работе педагогом.
Известно, что в основу классификации методов обучения положен источник передачи и восприятия информации. К методам преподавания технологии относятся:
словесные (рассказы, беседы, лекции, объяснения);
наглядные (иллюстрации, показы, демонстрации);
практические (упражнения, практические задания).
Поэтому, учитывая, что, с точки зрения психологических особенностей человека, репрезентативная система, определяющая восприятие окружающего мира через органы зрения, слуха, осязания разделяет людей на визуалов, аудиалов и кинестетов, следует использовать все эти методы преподавания на уроках, особенно во время объяснения нового материала.
Каждый учитель вольно или невольно создает свои традиции на уроке. Требования, которые он предъявляет, постепенно становятся нормой поведения для учащихся.
Занятия по технологии целесообразно начинать с организации рабочего места. Учитель напоминает, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получат оценку. Некачественная работа не оценивается - ее нужно переделать. В конце работы - самоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица должна знать свои обязанности и без напоминания делать все, что положено.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. Учителю необходимо неуклонно и систематически добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к педагогическим требованиям учителя, видят их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, желание работать с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На уроках обслуживающего труда учащиеся, как и на других предметах школьной программы, приучаются систематизировать полученные знания, формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, уметь доказывать свои суждения. Объясняя новую тему, учителю следует не просто рассказать о том, что надо делать так, а не иначе, что это происходит потому, что ... (при этом учащийся выступает в роли пассивного источника восприятия информации), а необходимо заранее продумать порядок изложения информации, чтобы заставить ученика активно включиться в процесс обучения, развивать его мышление, формировать умения сравнивать, обобщать и конкретизировать учебный материал.
На уроках во время ответа нужно создать такую ситуацию, при которой ученик сам установит причинно-следственную связь, выстроит цепочку суждений, чтобы сделать правильные выводы. Например, в разделе «Материаловедение», изучая свойства х/б и льняных тканей в 5-м классе, следует не просто констатировать факт, что льняные ткани мнутся сильнее, чем х/б, а попросить учеников самим объяснить это явление. Для этого, возможно, надо навести их на мысль - вспомнить, из чего получают эти ткани (х/б изготавливают из пушистых волокон цветка хлопчатника, а льняные из стеблей льна). Далее предложить сжать в одной ладони комочек ваты, а в другой - стебель растения, а потом ладони распрямить. Что будет в том и другом случае? Ответ очевиден: вата восстановит форму, а стебли будут иметь изломы. Т.е. ответ на вопрос уже практически найден.
Считаю, что мышление является основным процессом при сознательном усвоении учебного материала.
Чтобы уроки проходили более плодотворно и интересно, приходится изготавливать много демонстрационного и раздаточного материала - это технологические карты, коллекции тканей, плакаты, схемы, рисунки. Ведь детям лучше всего один раз увидеть, чем выслушать несколько повторных объяснений. Глядя на образцы изделий, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Нужно объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом можно будет воплотить в жизнь свои творческие замыслы, выполнить действительно красивые с эстетической точки зрения изделия.
Известно, что индивидуальные психологические и умственные особенности учащихся различны и зависят от многих факторов. Поэтому один работает быстрее, а другому надо дать возможность придерживаться своего, несколько замедленного темпа; одному достаточно устного инструктажа, другому не обойтись без образца или схематического изображения объекта. Все это требует дифференцированного педагогического руководства процессом познавательной и созидательной деятельности учащихся. И владение знаниями психофизиологических особенностей школьников помогает учителю обоснованно планировать, своевременно корректировать и оценивать эффективность своей работы с детьми.
Контроль, проверка и оценка знаний, полученных на уроке, позволяют обеспечить полное, точное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его элементов.
Контроль позволяет решить в процессе обучения следующие задачи:
установить готовность ученика к восприятию новых знаний (проверяем и усвоение старого материала);
проверить степень самостоятельности учащихся;
выявить трудности, ошибки учащегося и причины их возникновения;
определить эффективность организации методов и средств обучения;
проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся (правильность, глубина)
Контроль может быть:
1) текущим (за самим процессом обучения);
тематическим (по определенной теме программы);
3) периодическим (состоять из системы тематических);
заключительным (по всему курсу).
На своих уроках учителя технологии используют следующие методы контроля:
устный (беседа, ответ учащегося, сообщение о проделанной практической работе);
письменный (контрольные, тесты);
графический (схемы, чертежи, рисунки, эскизы);
практический (лаб.-практ. работы и т.д.);
наблюдения за учащимися.
Степень правильности и точности выполненного задания, самостоятельной активности выполненной работы выражается количественным показателем – оценкой, которая должна отвечать определенным критериям.
Насколько сформировано сознательное отношение школьника к учению можно судить по уровню его познавательного интереса (любознательность, заинтересованность) к учению вообще или к отдельным учебным предметам.
Весьма важно для привлечения внимания и интереса на уроке дать возможность ученику пережить удовольствие от того, к чему требуется вызвать интерес. И на уроках технологии для этого есть все условия, например: дети всегда испытывают эмоциональный подъем и чувство удовлетворения от изготовленного собственными руками изделия.
Интерес повышает активность учащихся, вызывает у них желание больше работать в определенной области, больше иметь знаний. Некоторые дети проявляют специальный интерес в той или иной области знаний. Учителю, развивая специальный интерес ученика, прежде всего важно установить, насколько этот интерес глубок, как он связан с имеющимися у ученика в соответствующей области знаниями, способностями и готовностью развивать свои способности в упорном труде, и, вместе с тем, побуждать ученика проявлять должный интерес и внимание ко всем видам учебных занятий.
С целью развития самостоятельности, творческой индивидуальности, инициативы учащихся в программу по технологии введен проектный метод, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии.
Элементы творчества могут формироваться уже при выборе тем для проектирования. Учащимся должно быть предоставлено право самим определить темы проектов на основе анализа окружающей действительности – значимой потребности и субъективной возможности для их изготовления.
Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В этой связи учителю целесообразно дать конкретную тему, так называемую, закрытую формулировку задачи проекта в изучении какого-либо раздела программы.
В кабинете необходимо иметь стенд или “Уголок проектов”, где могут быть размещены следующие материалы по проектированию:
справочная информация по структурным компонентам проекта;
образцы выполнения проектов;
изготовленные школьниками изделия.
Особую сложность для учителя вызывает организация выполнения проекта учащимися. Возникает вопрос: сколько времени отвести на теоретическую подготовку и практическое выполнение. Четко регламентировать тут сложно, все зависит от темы проекта, от того, в каком разделе учебного курса он выполняется.
Изучение теоретического материала на каждом занятии по проектам необходимо сопровождать выполнением конкретных практических заданий, упражнений. При этом каждому ученику необходимо завести специальную папку для проекта.
Выполнение проектных работ должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Желательно пригласить на это мероприятие классного руководителя, родителей. Это повышает у учащихся чувство ответственности.
Следует отметить, что необходимо обращать внимание не только на успеваемость, но и на микроклимат внутри класса. Всем ли детям уютно с точки зрения психологической совместимости. Потому что, если ребенок испытывает дискомфорт, одиночество, у него нет друзей в классе, то это состояние не только травмирует психику ребенка, но и сказывается на его успеваемости, нежелании учиться и идти в школу. В этом случае первостепенная задача учителя – помочь ребенку приобщиться к жизни общества, оценить себя как личность, оценить свои способности, нравственные качества, поступки и испытать психологическую гармонию с окружающими людьми.
Преподавание –это деятельность учителя, но все, что и как делается сам учитель имеет свой смысл только в том, что и как делают его ученики. И поэтому, планируя учебный процесс, прежде всего следует планировать работу своих учеников, разрабатывая для этого специальные задания, упражнения, готовя раздаточный материал, технологические карты и т. д.
Перед учащимися следует ставить четкую цель и организовать их деятельность на достижение конечного результата. При этом стараться как можно конкретнее «прописать» учебно-воспитательные задачи, решаемые в ходе преподавания той или иной учебной темы, определяя точно, что должны знать и уметь учащиеся по завершению работы над ней.
Немало важно, по окончании урока похвалить детей за работу, чтобы у них было желание прийти на урок снова.
15