ДокладЭффективные способы овладения качественным и продуктивным чтением.
Приоритетной целью современного образования становится развитие личности ,готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками качественного, продуктивного чтения - необходимое и обязательное условие формирования такой личности. Таким образом, перед школой стоит задача обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью.
Добиться этого можно разными способами, и один из самых эффективных -использование метода чтения с применением технологий алгоритмического усвоения текстов и визуализации мышления в виде логических схем.
Обучение приёмам работы по алгоритму эффективного чтения целесообразно построить следующим образом:
1)изучение дифференциального алгоритма чтения;
2)изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения;
3)изучение зрительного образа интегрального алгоритма чтения;
4)обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения;
5)отработка на текстах разных типов и их фрагментах умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения;
6)систематические замеры качества чтения(уровня усвоения содержания прочитанного текста);
7)отслеживание динамики результатов этих замеров.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Как известно, алгоритм-это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста.
С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбить каждый формально самостоятельный фрагмент текста- чаще всего абзац- на логические отдельные элементы. Он представляет собой следующее:
1)опорные слова;
2)опорная сеть;
3)значение(доминанта).
Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными слова называют потому, что они служат опорой конкретного текста.
Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста.
Зрительный образ опорной сети может быть таким:
Доминанта- главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя. Объяснить понятие "смысловая доминанта" детям не так уж трудно- это и главная мысль текста, и то, чему хотел научить нас автор, и идея произведения .Само понятие "смысловая доминанта" для учащихся начальных классов можно заменить образно-описательным синонимом-"мешочек со смыслом".
Зрительный образ "мешочка со смыслом" может быть и ещё более конкретным -это золотая рыбка, пойманная опорной сетью.
Рассмотрим на примере текста, как строится работа по составлению опорной сети.
Признаки грозной беды.
(рассказ учёного-эколога)
В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке "Ра".Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их .Хейердал пишет:"Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут...До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину".
Со времени того путешествия прошло более 20 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, но только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью. Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
Отыщем в тексте опорные слова, которые несут основную смысловую нагрузку.
Опорные слова.
Тур Хейердал, плавание, Атлантический океан, мазут, нефть, загрязнение, живые существа, страдают.
Построим опорную сеть, в которую входили бы эти опорные слова с некоторыми вспомогательными.
Опорная сеть.
В 1969 году Тур Хейердал с товарищами отправились в плавание по Атлантическому океану. Там они увидели: пластиковые сосуды, бутылки, банки, комки мазута. От загрязнения океана страдают живые существа. Морские черепахи проглатывали пакеты, погибали. Мальки рыб гибнут от нефти. Оскудение рыбных запасов.
Разметку текста по блокам дифференциального алгоритма чтения можно проводить прямо в тексте, выделяя опорные слова и подчёркивая слова , которые войдут в опорную сеть. При этом следует пояснить детям, что если дать прочитать опорную сеть человеку ,не знакомому с основным текстом, то он должен получить столько же полезной и важной информации, сколько человек, прочитавший текст.
При построение опорной сети происходит количественное преобразование текста- он сжимается, прессуется. При формулировании доминанты текст подвергается качественному преобразованию. Формулирование доминанты("мешочка со смыслом") невозможно без предварительного этапа - составления опорной сети из опорных слов. Этот этап обеспечивает высококачественное понимание школьного текста.
"Мешочек со смыслом"
Человек загрязняет океан, и от этого гибнут живые существа, населяющие его. В результате этого сам человек тоже страдает.
В "мешочке со смыслом", заполненном ребёнком после раздумий и поисков, концентрируется смысловая энергия текста. Связь ученика с текстом становится намного более прочной и ценной.
Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т.е.действие не осознаётся, осмысление происходит как бы само собой.
Интегральный алгоритм чтения.
Найти в тексте действительно полезное, нужное, ценное, отобрать необходимое -данную задачу решает дифференциальный алгоритм чтения. Но нужно ещё и суметь сохранить информацию. В этом поможет интегральный алгоритм чтения.
За основу этого метода взят алгоритм , предлагаемый О.А.Андреевым и Л.Н.Хромовым, который был переработан с учётом специфики младшего школьного возраста.
Семь блоков интегрального алгоритма чтения
1.Наименование
2.Автор
3.Герои
4.События
5.Новизна(чего раньше не знал и узнал только что
6.Непонятное(неизвестные слова и понятия)
7.Идея(что самое главное)
Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. При проверке содержимого блоков №5 и 6 окажется, скорей всего, что оно довольно разнообразно: то, что одному ученику давно известно, другой открывает для себя впервые. Блок №7 - единственный, не опирающийся непосредственно на текстовый материал. А так как восприятие каждого читателя субъективно, то "самое главное" в тексте может оказаться сформулированным в 25 вариантах, если в классе 25 человек.
Зрительный образ интегрального алгоритма чтения
Для начинающего читателя процесс внедрения алгоритма оказывается растянутым во времени и требует большей наглядности. Для создания зрительного образа алгоритма можно использовать любой предмет, картинку, ситуацию. Например ,звезду, у которой столько лучей , сколько героев в тексте(лучи добавляются по мере продвижения читателя по тексту):
В зрительный образ интегрального алгоритма чтения нужно пошагово вписывать все его блоки:
Работу по интегральному алгоритму стоит начинать только тогда, когда учащимися вполне освоен дифференциальный алгоритм чтения.
Рассмотрим на текстовом примере, как выглядит результат работы по интегральному алгоритму чтения, зафиксированный в рабочей схеме.
Сказочка
В чистом поле, в белом поле
Было всё белым-бело,
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крыше, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат,
Белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно чёрный кот.
Был он чёрен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху чёрен, снизу чёрен...
Весь - сплошная чернота! Б.Заходер
Эта схема заносится в тетрадь или альбом. Впоследствии необходимость письменного отображения зрительного алгоритма, т.е. зарисованной на бумаге схемы, исчезает, но лишь тогда, когда навык использования алгоритма доведён до автоматизма.
Умение составлять схему текста - самый важный и длительный этап над усвоением навыка действий по алгоритму. Работа над составлением схемы текста должна быть постепенной и пошаговой.
Отрабатывать навык составления схемы можно на любых текстах( в том числе, и художественных), хотя впоследствии наиболее эффективное использование алгоритма будет происходить на текстах научно-познавательного, публицистического характера.
Самое важное, что зрительный образ как мнемонический приём очень активно работает в первое время, затем как бы стирается, тускнеет, но остаётся навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные , факты, названия, фамилии как бы сами по себе чётко всплывают перед глазами.
Организация проверки качества чтения.
Методика проведения диагностики навыков осмысленного, эффективного чтения очень проста, занимает минимум времени и не требует со стороны учителя трудоёмкой подготовки. Разработана она на основе методики количественно- качественного измерения трёх параметров чтения(скорости, качества и продуктивности), созданной Л.Н.Засориной.
Диагностика качества чтения происходит в конце каждой учебной недели.
У учащихся заведены специальные "книжечки", сделанные из обычных тетрадок, где фиксируются результаты всех замеров.
Эта система удобна тем, что каждый ребёнок видит, как изменяются показатели его чтения, имеет возможность следить за этими изменениями, с большим интересом включается в самонаблюдение за своими успехами в чтении.
Процедура коллективной проверки качества чтения проста, дети к ней быстро привыкают и даже ждут с нетерпением. Состоит она из следующих этапов:
1.Каждому ученику выдаётся экземпляр общего для всех текста. По сигналу учителя дети начинают молча или вслух(вполголоса) читать.
2.Когда текст прочитан, ребёнок сообщает о своей готовности отвечать на вопросы(или встаёт, или поднимает руку) и откладывает текст в сторону.
3.Когда текст прочитан всеми детьми, учитель задаёт вопросы по содержанию текста, на которые дети отвечают письменно. По этим ответам видно, насколько усвоено прочитанное.
4.Работы собираются и проверяются. Для каждого ученика просчитывается качество чтения - в процентном отношении.
5.Итоги заносятся в таблицу, выставляются в дневник.
6.Ученик на следующий день узнаёт о результате проверки- по усмотрению учителя - получает оценку за проделанную работу(%):
Оценка"2"
Оценка"3"
Оценка"4"
Оценка"5"
0-49%
50-64%
65-84%
85-100%
Составление вопросов для тестирования качества чтения текста.
Чтобы результаты, получаемые в ходе диагностики качества чтения, были максимально объективны, важно придерживаться некоторых правил при составлении вопросов. Рассмотрим это на примере текста.
Джек.
Джек- большая красивая собака, белая, с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже коричневая, а огромные уши свисают вниз.
Шерсть у Джека короткая, блестящая ,гладкая, а из-под неё проступают сильные мускулы. Это охотничья собака, легавая. С легавыми собаками можно охотиться только за дичью - за разными птицами, а на зайцев или лисиц нельзя.
Г.Скребицкий
Вопрос
Правильный ответ
1.Джек-большая или маленькая собака?
Примечание:
вопрос "выбора верного варианта"из двух антонимов- довольно эффективный приём выявления степени запоминания второстепенных деталей и подробностей.
2.Какого цвета пятна у Джека на боках?
Примечание:
если в ответе вместо "тёмно-коричневые" сказано просто "коричневые, то балл за ответ не снижается. Цвет назван верно.
3.Првда ли, что морда Джека чёрная?
Примечание:
вопрос "правда-ложь" требует однозначного ответа"да" или "нет".Если вопрос сформулирован как ложный ( в данном случае), то ученику для получения полного балла достаточно просто ответить "нет".Но если ученик написал в ответе ещё и правильный ответ, то это, по усмотрению учителя, может как-нибудь поощряться.
4.Какие уши у Джека?
Примечание:
Ответ на подобные вопросы по содержанию не обязательно должен быть дословным. Если вместо "огромные" ученик ответит ,что они были "большущие","гигантские"- то это тоже законно заработанные 10 баллов.
5.Как по-другому называются охотничьи собаки?
Примечание:
вопрос предполагает , что дети вспомнят новое для них слово, обозначающее породу охотничьих собак-"легавые".Если слово, новое понятие встречается в тексте единожды и не сопровождается достаточным описанием, то тогда не стоит включать этот термин в контрольный опросник.
6.На кого нельзя охотиться с Джеком?
Примечание:
вопрос "несколько подробностей". Если ребёнок назвал только одну составляющую ответа, то оценка за такой ответ снижается. Такой вопрос включается в опросник если ответ на него состоит из небольшого количества частей(2-4).При оценивании ответа на вопрос "несколько подробностей" 10 баллов делятся поровну между всеми составляющими.
большая
тёмно-коричневые
нет(коричневая)
огромные
легавые
на зайцев, лисиц
Примерные тексты с вопросами для организации проверки качества чтения.
№1Мартовский наст.
В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него - и не провалится нога.
Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днём на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал как чёрствая пастила.
И для этого чёрствого снега есть в русском языке своё хрустящее жёсткое слово - "наст".(64слова)
Н.Надеждина
1.Каким в марте становится снег?
ленивым
2.Раньше он разлетался с руки и походил на...?
лебединый пух
3.Если на него ступит в марте, провалится нога или нет?
нет
4.Он загрубел и стал....?
плотным
5.Сколько волшебников над ним колдовали?
2
6.Как их звали?
мороз и солнце
7.Что происходило днём?
таяло
8.Что происходило ночью?
подморозило
9.Снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал как...?
чёрствая пастила
10.Как называется такой чёрствый снег?
наст
№2 Если бы ветра не было
А что бы случилось, если бы ветер совсем перестал дуть?
Там, где нависли тёмные тучи, льёт сильный дождь.
Там, где светило солнце, оно так и сверкает с самого раннего утра до позднего вечера, сушит землю, губит растения.
Над большим городом стоит облако пыли, и от запаха бензина трудно дышать.
Дым из труб поднимается и никуда не уходит, потому что ветер не уносит его в сторону. Сверху на людей сыплются копоть и сажа. Все кашляют и чихают.
Нет уж, пусть лучше ветер дует.(82 слова)
Н.Калинина
1.Много ли было бы пользы, если бы ветра не было?
нет
2.Что было бы там,где нависли тёмные тучи?
дождь
3.Что было бы там, где светило солнце?
так и сверкает
4.Какой вред от солнца земле?
сушит
5.Какой вред от солнца растениям?
губит
6.Что случилось бы с городом без ветра?
стоит облако пыли
7.От чего стало бы трудно дышать?
от запаха бензина
8.Что делает ветер с дымом из труб?
уносит в сторону
9.Что падало бы на людей из дыма?
копоть и сажа
10.Что стало бы происходить с людьми от этого?
кашляют и чихают
№3 Чудесная книга.
В воскресенье Веня отправился следы звериные читать. Он взял с собой братишку Васю.
В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны лохматыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири, как живые игрушки, по веткам прыгают.
Объясняет Веня брату, где какой зверь прошёл. Здесь лось пробил снежную корку. Вот ласка след оставила, как двумя пальцами провела. Под дубом лисица мышку съела.
Пошли братья по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шерстка вся кровью вымазана, съёжилась.
Веня снял с русака кольцо и отпустил его на волю.
По следам чужих лыж мальчики нашли ещё пять ловушек.Веня поломал их.Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.
Удачный день был у братьев. Много интересных страниц прочли мальчики в чудесной снежной книге.(120слов)
А Фёдорова.
1.Что отправился делать Веня?
читать звериные следы
2.Кого он с собой взял?
брата Васю
3.Снег на берёзках походил на ....?
(искристые) накидки
4.Про каких зверей объяснял Веня брату?
лось, ласка, лисица
5.Где увидели братья зайца, когда пошли по его следу?
в ловушке
6.Какой была его шёрстка?
(кровью вымазана),(съёжилась)
7.Что сделал Веня с русаком?
(снял кольцо),(отпустил)
8.Сколько ещё ловушек нашли братья?
5
9.Что с ними сделал Веня?
поломал
10.Как мальчики отыскали эти ловушки?
по следам лыж
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 515