Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»


ГБОУ СПО ПО Пензенский многопрофильный колледж
отделение транспорта и дорожного хозяйства
Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»
Преподаватель: Кузнецова Ю.Л.
«Личностно-ориентированный подход в обучении математике».
Методическая тема:
Повышение профессиональной компетентности преподавателя как условие перехода к личностно-ориентированной направленности обучения
Цели:
развитие индивидуальности студентов;
выявление и развитие способностей каждого студента;
формирование положительной мотивации учения у студентов;
искоренение неуспевающих;
повышение своего методического уровня;
получение прочных и глубоких знаний студентами.
Задачи:
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
изучить психологические и возрастные особенности студентов.
Основные направления самообразования:
Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
Психолого-педагогическое (ориентированное на студентов и родителей),
Охрана здоровья,
Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
Правовое,
Эстетическое (гуманитарное)
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификацииФормы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности методического объединения.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
выработка методических рекомендаций на уроках математики;
разработка и проведение открытых уроков,
обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО.
Планируемые результаты самореализации:
Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
сборника предметных кроссвордов,
пакета документации методического предметного объединения,
комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы)
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого студента.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Организация уроков предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование студентов к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д. Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности и реализующей основные цели математического образования я считаю, личностно-ориентированный урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования, к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.
Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности студента и запуск соответствующих возрасту возможностей саморазвития.
Задачи личностно-ориентированного образования: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие студентов; интеллектуальное развитие студентов; формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.
К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:
- необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;
- учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности студентов;
- организация учебного процесса через диалог;
- свобода выбора студентом уровня и темпа обучения.
Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:
1 этап. Актуализация опорных знаний.
Здесь задача: включить в работу каждого студента группы. Здесь студентам уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»
2 этап. Включение студентов в целеполагание.
Здесь рационально использование заданий, вовлекающих студентов в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.
3 этап. Основной.
Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.
4 этап. Этап контроля знаний учащихся.
Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока
5 этап. Итог урока - рефлексия.
Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.
Каждый студент по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов студентов в процессе обучения.
Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения и является личностно-ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет.
На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого студента, уровень математических способностей. Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы в знаниях студентов, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального развития в группе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно владеют: обобщением, логикой, сравнением. Студенты, у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, поэтому провожу тренинги по формированию мыслительных навыков. Эта информация является базовой для составления индивидуальных занятий. Разные студенты требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки студента. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.
Для развития мышления использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для студента благоприятную психологическую атмосферу так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяю развитию у студентов способности к самооценке работы, так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими студентами опираюсь на правила:
-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.
-не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать постепенно по мере усвоения.
- путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, знаниях и возможностях учиться. Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и контрольных также.
В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской, с которыми знакомлюсь из научных источников. Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это:
- технологии развивающего обучения,
- игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность ответственность
- проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности студента;
- технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.
Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.
Любая получаемая информация интересна для них только тогда, когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия, тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:
-выявление аналогичных ситуаций;
-противопоставление;
-прослеживание общих закономерностей;
-выделение новых сторон в известном;
-использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями.
Личностно-ориентированное образование есть системное построение. Оно позволяет:
-добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности;
-ввести в систему индивидуальную работу со студентами;
-значительно снизить количество неуспевающих;
- повысить качество знаний студентов;
-ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каждого студента.
-значительно четче увидеть пробелы в знаниях студентов и своевременно ликвидировать их;
-повысить уровень учебной мотивации.
-создать психологический комфорт на уроке для студента и преподавателя.
Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от преподавателя студенту, но и развивать студента как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и преподаватель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.
Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.
Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше студентов. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности.
Одно из направлений личностно - ориентированного обучения – это проектная деятельность. Именно работа над проектом развивает, обогащает студента.
Стало традиционным в нашем колледже проведение внеклассного мероприятия по математике “Математическая викторина” на 1 курсе.
Внеклассные мероприятия по математике сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная математика может принести большую пользу для развития у студентов сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к математике.
Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться студентам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.
Заключительный.
Я систематизировала диагностическую работу по предмету. Анализирую результаты контрольных работ.
Анализ результатов показал, что качество зависит от уровня владения техникой чтения, письма, счета и от внимания студента.
Поэтому так необходимо проводить коррекцию знаний. Учитывая индивидуальные особенности студента, данное диагностирование помогает спланировать учебную работу, наметить пути коррекции недостатков знаний.
В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:
1. Было проведено изучение литературы по данной теме.
2. Выявлены и использованы в практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
3. Повысился % успеваемости (94% до 98%)
4. Повышение качества обучения (с 30% до 40%)
Перспективный план развития.
1. Продолжить накопление и использование приемов организации работы студентов по развитию индивидуальности личности на уроках математики.
2. Увеличение количество участников в различных конференциях, конкурсах.
3. Совершенствовать виды и формы контроля знаний.
4. Усилить личностно-ориентированную направленность обучения через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.