Конспект урока математики в 3 классе.Сложение и вычитание в пределах 100.Закрепление
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Крюковская средняя школа"
Островского района Псковской области
Конспект урока по математике
во 2 классе
«Закрепление устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100. Путешествие в лес».
УМК "Школа России"
подготовила
учитель начальной школы
Васильева Татьяна Владимировна
Крюки-2016
Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100. Путешествие в лес.
Цели:
Обучающие:
-закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.
Развивающие:
-развивать и совершенствовать умение решать задачи изученных видов, развитие математической речи, развитие навыков коллективной работы на уроках математики.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к учению, потребность к знаниям. Воспитание бережного отношения к природе.
Оформление доски: лесной олень, заяц, медведь, сова.
Оборудование:
- карточки 4 вариантов с примерами,
- весёлые задачки, магнитофон,
-запись песни "Лесной олень",
-картинки с изображением оленя, совы, зайца, медведя, запись шума леса и пения птиц,
-листы с изображением деревьев,
- листики красного, жёлтого и зелёного цвета,
- лукошко, картинки съедобных и несъедобных грибов.
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Догадайтесь куда? ( Учитель достаёт лукошко с грибами, а на обратной стороне - цифры 1, 2, 3, 4.)
( Со съедобными грибами количество картинок равно количеству детей в классе и ещё несколько картинок с несъедобными грибами)
Дети: В лес.
Учитель: Правильно. Давайте закроем глаза и представим, что мы очутились на опушке леса. Нас обступили могучие сосны, ветер шумит и свистит в их ветвях, сучья скрипят. Но сквозь густые ветки пробивается луч ласкового солнышка и всё вокруг оживает и поёт для нас.
Люди ходят в лес за грибами и у меня в лукошке грибы. Это лукошко мне вручил Леший, а он большой проказник. Я заглянула в лукошко и увидела, что здесь не все грибы можно употреблять в пищу, иначе мы их называем поганками или несъедобными грибами. Кто же из вас хорошо знает грибы? Каждый может взять по одному съедобному грибку и сесть на своё место. Посмотрите на обратную сторону своего грибка и узнаете номер своей команды. Дальше передвигаться по лесу мы будем группами или командами.
Делимся на группы
1группа
2 группа
3группа
4 группа
Музыка (Лесной олень)
2 Сообщение темы и целей урока:
-Ребята к нам пришел Лесной олень. Посмотрите, что он принес письмо:
"Дорогие ребята! У нас произошла беда, в нашем лесу Королева Математики заколдовала птиц и зверей. Лишила их голоса, слуха. И только, решив ее задания, мы можем расколдовать их. Мы долго выполняли задания, но не смогли выполнить. Нужна ваша помощь, ребята. Помогите спасти наших лесных обитателей".
У: Ребята, поможем лесным жителям? Кто готов отправиться в путешествие? А что такое путешествие? Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
Как вы догадались, мы отправимся в путешествие в лес. Почему нельзя отходить от группы в лесу?
- Можно заблудиться в лесу. Там много опасностей.
- А как мы должны одеться, отправляясь на прогулку в лес? (Резиновые сапоги, головной убор, куртка с манжетами и плотные брюки)
Я выдаю карточку - накопитель баллов в виде дерева командирам команд после математической разминки. Каждое задание будет оцениваться листиками: красный- 5 баллов, жёлтый- 4 балла, зелёный- 3 балла. Этими листиками вы будете украшать деревья. В конце нашего путешествия мы определим победителей - подсчётом баллов.
Прежде чем отправиться в путешествие, в каждой команде выберем командира. Проведём первое испытание. Как вы запомнили состав числа 10? Кто быстрее всех в своей команде вставит нужную цифру и решит больше примеров, тот и командир. (Каждой команде выдаётся лист с заданиями)
!0= 5+() 10=4+() 10=1+() 10=3+() 10=7+() 10=6+() 10=9+() 10=2+()
Командиры получают карточку для своей команды.
У: Молодцы ребята. Все готовы к путешествию. Мы отправляемся по лесной тропинке в чащу леса. Давайте вспомним правила друзей леса. Я буду говорить начало предложения, а вы конец.
Не трогай...(птенцов, выпавших из гнезда)
Не разоряй ...(гнёзда птиц, муравейники)
Не сбивай ...(грибы)
Не ломай ...(ветки деревьев)
Не топчи ...(ягодники)
Иди осторожно и аккуратно, смотри по сторонам и под ноги.
Вот и первое задание командам. Сколько чисел пропущено в числовом ряду? Вы аккуратно заполняете числовой ряд по очереди, каждый записывает по два числа. Слово командам. Кто будет отвечать?
Какие числа пропущены в этом ряду? Побеждает команда, которая быстрее всех выполнит задание.
№1 35, 36, .., .., 39, .., .., .., 43, .., .., 46, ..,.., .., 50
№2 55, 56, .., .., 59, .., .., .., 63, .., ..,66, .., .., .., 70
№3 75, 76, .., .., 79, .., .., .., 83, .., .., 86, .., .., .., 90
№4 85, 86, .., ..,89, .., .., .., 93, .., ..,96, .., .., .., 100
Все команды смогли пройти по числовой тропинке. Никто не заблудился. Эта дорожка должна нас привести к Мудрой сове. Чтобы помочь лесным жителям, нам надо думать, решать отвечать, на уроке не зевать!
Остановка "Зайкина полянка". Нам встретился зайчик. У него беда, он потерял слух. Теперь он беззащитный перед врагами. Что же мы будем делать на зайкиной лужайке. Да, вначале решим задачи устно, а потом примеры. Дорогие путешественники, как вы думаете, мы можем в лесу громко кричать, перебивать?
В лесу нужно соблюдать тишину. Есть ещё одно главное правило друзей леса: "Хочешь увидеть- стань невидимым, хочешь услышать- затаись.
На уроках мы соблюдаем два правила:
1) правило поднятой руки;
2) говорить полным ответом.
3.Устный счет "Зайкины задачки"
1 команде
- Сколько ушей у трех мышей? (6)
2 команде - Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? (9)
3 команде
Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом
Пригласил лесных зверей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
3 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора. (11 зверей)
4 команде
- Вот 7 дубков и 3 сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут?
Узнайте и хорошенько сосчитайте? (10)
С задачами справились. (Командам раздаются листочки.) Приступаем к примерам. Чтобы помочь зайцам, мы должны правильно решить примеры. Вспомним основные правила, которыми мы пользуемся при решении примеров.
1.Десятки складывают с десятками, единицы с единицами.
2.Десятки вычитают из десятков, единицы вычитают из единиц.
3. Чтобы из круглого двузначного числа вычесть однозначное, надо заменить двузначное число суммой удобных слагаемых.
Каждая команда помогает зайцу собрать морковку. Только правильно решив примеры, мы можем помочь лесным обитателям. Поэтому надо быть внимательным, аккуратным. Каждый решает по два примера. Командиры выходят последними, решают свои примеры и проверяют решение своей команды.
Решить примеры в морковках:
№1
80+5 54-30 70-37
44+6 76-26 28+30
53+10 50-4
63+30 100-6
№2
73+4 47-2 90-24
54+3 43-30 73+20
76+20 70-4
46+30 100-4
№3
71+6 65-4 80-53
64+3 77-40 66+30
68+20 32-8
53+40 100-6
№4
73+2 67-5 97-45
52+7 96-50 56+40
38+30 60-7
64+20 100-9
Второе задание выполнили.
Вот мы вернули всем зайцам слух. Теперь они могут спастись от врагов. Молодцы ребята! (Раздаются листики, командиры прикрепляют их к деревцу.)
4.Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили.
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так
Медвежата те дружили.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
Пора отправляться в дорогу, но на пути нам встречается медведь. Он попал в беду. Попался в капкан. Чтобы освободить мы должны выполнить 2 задания. Теперь я вам раздам карточки для каждого. Работаем в карточках. Когда вся команда закончит задания, проверим как они справились.
5. Работа над числовыми выражениями, сравнение единиц длины, времени
Записать выражения, вычислить их значения.
№1
1) Из числа 80 вычесть сумму чисел 42 и 8
2) К разности чисел 40 и 10 прибавить 5
2 задание
Поставить знаки «>» «<» «=»
4 дм 8 см * 84 см 1 см 5 мм * 12 мм
70 мин * 1 ч 100 см * 1 м
№2
1) Из числа 75 вычесть сумму чисел 37 и 3.
2) К разности чисел 80 и 14 прибавить 6
2 задание
Поставить знаки >» «<» «=»
6 м 3 дм * 36 дм 3 см 2 мм * 23 мм
1 ч * 60 мин 5 см 2 мм * 1 м
№3
1) Из числа 57 вычесть сумму чисел 26 и 4
2) К разности чисел 74 и 44 прибавить 5
2 задание Поставить знаки «>» «<» «=»
7 дм * 67 см 4 см 6 мм * 47 мм
23 дм * 1 м 1 ч * 61 мин
№4
1) Из числа 66 вычесть сумму чисел 13 и 7
2) К разности чисел 57 и 27 прибавить 6
2 задание
Поставить знаки «>» «<» «=»
1 м * 62 см 4 см 5 мм * 45 мм
1 ч * 66 мин 3 дм * 36 см
Мы выполнили задания мишки, теперь он освободился из капкана, а команды получили ещё по одному листику.
Теперь все команды благополучно добирались до дома Мудрой совы.
Мудрая сова очень любит читать книги. Королева математики ей задала задачу. Давайте поможем её решить.
6. Работа над задачей
Читаем задачу на карточках, решаем в тетради.
В лесной библиотеке на одной полке стояло 33 книги, а на другой полке 40 книг. Когда лесные жители взяли для чтения несколько книг, в библиотеке осталось 45 книг. Сколько книг взяли лесные жители ?- О чем говорится в задаче? ( О книгах, которые стояли на полках)
-Что говорится о книгах? ( на одной полке стояло -33, а на другой -40)
- Что сделали с книгами? (лесные жители взяли для чтения)
- Сколько книг выдали? (неизвестно)
- Сколько книг осталось? (45 книги)
Что надо узнать в задаче? (Сколько книг взяли лесные жители?)
Было 33 кн. и 40 кн.
Взяли - ?Осталось - 45 кн.
- Мы можем ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Нам нужно определить сколько было книг на 2 полках вместе?)
- Каким действием будем это узнавать? (сложением)
- Зная сколько книг стояло на двух полках и сколько осталось книг в библиотеке, можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Каким действием будем это узнавать? (вычитанием)
Решение по действиям и выражением.
33+40=73 (книги) на двух полках
73-45=28 (книг) взяли лесные жители
(33+40)-45=28
Ответ: 28 книг взяли для чтения лесные жители.
Вот мы справились задачей.
Мы помогли решить все задания Королевы Математики. Значит, помогли вернуть голос птицам леса. Давайте послушаем как они поют.(Запись пения птиц)
А теперь нам пора возвращаться обратно. В путь дорогу.
7.Релаксация.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
8.Домашнее задание: с.60 №6
Использованная литература
"Дружок" Правила по математике для начальной школы. "Срекоза-Пресс",2007
Записи песни "Лесной олень", пения птиц, шума леса, использованные на уроке, взяты из личного архива : музыкальное приложение к газете «Досуг в школе»№1
Картинки с изображением оленя, медведя, зайца, совы выполнены учителем.
Учебник " Математика 2 класс", автор М.И. Моро и др., 2012 год.