«Использование компьютерных технологий при коррекции письменной речи у детей с ОВЗ»


Муниципальное казенное вечернее (сменное) образовательное учреждение центр образования № 10 г.Георгиевска«Использование компьютерных технологий при коррекции письменной речи у детей с ОВЗ»
Подготовила: Бербенцова М.Ф.
учитель письма и развития речи
г.Георгиевск, 2016г.
Введение
Современные уроки трудно представить себе без использования информационно – коммуникационных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи.  Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали представлять собой единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по  обучению чтению, письму  и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.
С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий.
Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, ученики участвуют в дистанционных конкурсах, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Для обучающихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века.
Поскольку мы говорим об обучающихся коррекционной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с ОВЗ. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого–педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка [15].
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии детей с нарушением интеллекта.
Компьютерные средства представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.
Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80–х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и проведения урока с использованием ИКТ. Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.
Образовательные средства информационных компьютерных технологий можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам.
– средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
– средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
2. По функциям в организации образовательного процесса:
– информационно–обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
– поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
– электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно– и учебно–методические материалы);
– электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);– электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
– электронные и информационные ресурсы с аудио– и видеоинформацией (аудио– видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
– электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
– урочные;
– внеурочные.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Применение информационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы мотивировано тем, что они:
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам;
активизируют познавательную деятельность учащихся;
развивают творческий потенциал учащихся;
осовременивают урок.
Поскольку мы говорим об обучающихся вспомогательной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно четко воспринимают окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения. Они снижают момент обсуждения, стараясь действовать по привычке и т.д. Все эти черты, характеризующие детей с нарушением интеллекта, заставляют соответствующим образом строить и учебно–воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft PowerPoint, чаще всего используется при создании презентаций.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Рассмотрим конкретные примеры использования PowerPoint на уроках.
Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов–иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Именно поэтому информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования.
Например, на этапе сообщения темы занятия могут использоваться разнообразные упражнения, некоторые из них предлагаю вашему вниманию:
- такое задание, как «Калейдоскоп». Учащиеся вписывают пропущенные буквы в слова, соединив их, получают слово здоровье. «Мы выбираем здоровье».
- Используем «Ребусы», «Буквенную арифметику». Например, учащиеся расшифровывают и записывают словосочетание «Правильное питание». Появляется надпись «Правильное питание—одна из основ здорового образа жизни».
- «Найди повторяющиеся буквы». Ребята вычёркивают их и записывают оставшиеся буквы в клетки, ориентируясь на порядковый номер в алфавите. Получают слово движение.
При выполнении письменных работ на различные темы предлагаются также разнообразные упражнения:
Например, при прохождении темы «Мягкий знак как показатель мягкости согласного» учащимся предлагалось составить слова и приписать к ним, где это возможно, слова, отличающиеся только мягким знаком. В этом упражнении использовались разнообразные задания: (анаграммы, ребусы, буквенная арифметика, выделение общего звука из названий картинок, отгадывание загадки, замена парных согласных на их пару по звонкости-глухости).
При изучении и закреплении словарных слов можно использовать:
•Пазлы, составленные с помощью программы Jigs@w Puzzle 2 и имеющие различную степень сложности. При работе с пазлами учащиеся не только составляют картинки. Им можно предложить следующие задания: записать слово, вставить пропущенные буквы, поставить ударение, составить предложение с этим словом, подобрать однокоренные слово и т.д.;
•Тренажёр «Словарные слова». Перед учащимися появляются два словарных слова с пропущенными гласными (по два на слайде) и кнопки с гласными. Ребята нажимают на ту кнопку с буквой, которая пропущена в слове. Если правильно определили, то она встаёт в слово, нет – буквы с определённым цветом остаются на месте.
•Ребусы;
•Слова-ассоциации. Учащимся предлагается отгадать ребусы (например, ворона, вспомнить, как она кричит), и записать словарные слова, в которых встречается «кар» (карандаш, картина, картофель, макароны, картофель, карета, карусель, карман), также слова, в которых встречается «ква» (Москва, акварель, аквариум, квадрат, квартира).По дифференциации мягкого и твёрдого знаков был разработан мини-тренажёр. Чтобы заинтересовать учащихся вводятся персонажи различных литературных произведений, в данном случае герои сказки «Приключения Буратино». Ребятам предлагается:
•найти слова с разделительным мягким знаком, кликнув по ним кнопкой мыши (правильно определили - появляется картинка Молодец, не верно – Подумай!);
• разгадать загадки, выделить орфограмму (нажимают на слово отгадка – появляется изображение, далее слово с пропущенной орфограммой);
•разгадать ребусы (Учащиеся разгадывают ребусы, проверяют ответы, вставляют пропущенные буквы);
•определить, в каких словах пропущены ъ или ь, кликнув по ним кнопкой мыши. Если забыли правило, повторяют его, нажав на знак вопроса;
• находят слова не на данную орфограмму (эти слова пропадают с экрана и в итоге получается своеобразная пятёрка);
• вставляют пропущенные буквы (если верно определили – буква встаёт с определённым звуковым сигналом на место пропуска в слове, нет – остаётся на месте).
Особую роль на занятиях письма и развития речи отводится выработке орфографической зоркости через, нахождение слов на заданную орфограмму. Учащимся предлагается найти, например, слова с безударной гласной и кликнуть по ним кнопкой мыши, если правильно определили – слово меняет цвет с определённым звуковым сигналом, неверно – используется другой звуковой сигнал.
Важное место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отводится развитию психических процессов.
Так, на развитие зрительного внимания, памяти могут быть использованы следующие задания: запомни появляющиеся картинки, и затем найди их среди других картинок, кликнув по ним кнопкой мыши (количество картинок для запоминания может быть различно, и зависит от возраста учащихся); письмо по памяти с помощью мнемотаблиц-рисунков.
Разработки разнообразных видов заданий в программе Microsoft PowerPoint будут продолжены, презентации будут уточняться, дополняться, поскольку внедрение новых форм взаимодействия с детьми не происходит мгновенно, а требует кропотливой, настойчивой, целенаправленной методической работы.
Заключение
В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.
Литература
1.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.
2.Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г.
3.Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.
4.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
5.Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / Светлана Евгеньевна Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
6.Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности/ http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
7.Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004
8.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Лев Семенович Выготский // М.: Изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
9.Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Коррекционная педагогика.- 2003. - № 6 (18). - С. 27-33
10.Грибова О.Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142. М.
11.Денисова, А.В. Игровые методы работы в логопедической практике / А.В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. - 2002. - № 1-2. - С. 14-25.
12.Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Науч. ред. О.В. Защиринская // СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 180 с.
13.Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
14.Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.
15.Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
16.Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.