Разработка урока по окружающему миру (УМК Школа XXI века) по теме Природные зоны России.
Разработка урока по окружающему миру по теме «Природные зоны России».
МОБУ сош№11 класс 4Б
Учитель: Мерзлякова Л. Л.
Дата проведения: 18. 02. 2015
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны России».
Задачи:
1. Способствовать формированию познавательных интересов.
2.Развитие наблюдательности, любознательности, коммуникативных навыков, умение работать в группах, пользоваться продуктами совместной деятельности.
3.Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.
Организационный момент.
Я желаю вам интересного урока, активной работы, узнать что-то новое.
Определение учениками темы и цели урока.
О чём идет речь?
Это большие территории со сходными климатическими условиями, имеющие определённый растительный и животный мир. ( Природные зоны.)
Я вам скажу одно из значений многозначного слова. А вы попробуйте назвать это слово.
- Сделать прочным, устойчивым. (Закрепить)
- Сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь. (Обобщить)
- Какая тема и цель нашего урока?
- Закрепить и обобщить знания по теме « Природные зоны России».
- Работать будем в группах. Каждая группа должна выбрать своего руководителя.
Каждый из вас получит лист самооценки, в который вы будете выставлять знаки + или – после каждого выполненного задания. А в конце урока вы сможете сделать
Объективную самооценку своей работы на уроке.
Задание 1.
Разминка. Ответьте на вопрос.
1. Самая северная природная зона? ( Арктика.)
2. Самая большая природная зона по территории? (Лесная зона.)
3. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра.)
4. Самая жаркая природная зона? (пустыня)
5. В каком направлении идёт смена природных зон? ( С севера на юг)
6. Как называется твердый , промерзший слой почвы? (вечная мерзлота)
Задание 2.
Узнай природную зону по описанию и покажи на карте.
-Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит ,но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 , кругом только льды и снега. (Арктика.)
Зима здесь продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 8-10 см. (Тундра)
3. Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года . Богат растительный и животный мир. Эта природная зона самая большая в России. (Лесная зона.)
4. С приближением лета с каждым днём становится всё жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже ни цветов, нет яркой травы- она пожелтела , выгорела, будто огонь спалил её: остались травы с узкими листьями. (Степь.)
5. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана , на котором мы стоим , во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
6. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на теплом юге. Эта зона протянулась узкой полосой по побережью Черного моря. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных ветров. (Субтропическая зона)
Задание 3.
Ответить на вопросы, начинающиеся со слова «почему».
Почему в Арктике льды и холодно? (Мало солнца, солнечные лучи скользят по поверхности.)
Почему белые медведи - хищники? (Нет растительной пищи.)
Почему в степях не растут деревья? (Недостаток влаги.)
Почему на прибрежных скалах в Арктике гнездятся тысячи птиц? ( В морях Арктики обилие кормов для птиц.)
Почему в лесной зоне растут деревья? (Соотношение тепла и влаги благоприятствуют росту деревьев.)
Почему в темнохвойных лесах, где растут ели, пихты, бедный травяной покров? ( Под густой кроной мало света.)
Почему в тундре, хотя и осадков выпадает мало, почвы повсеместно переувлажнены? (Многолетняя мерзлота, слабое испарение из-за низких температур.)
Почему в степях мало снега? (Сильные ветры сдувают снег в овраги, балки.)
Почему почти все степные зоны распаханы людьми? (Самые плодородные почвы – черноземы.)
Почему грызуны в степи роют в земле норы? (В открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов.)
Почему животные пустыни ведут подвижный ночной образ жизни? (днем очень жарко.)
Почему в тундре невозможно земледелие? (Низкая температура почв, почвы бедны питательными веществами.)
Задание 4.
Узнай природную зону по фотографии. (Показ слайдов.)
Задание 5.
Составление таблиц.
Каждая группа должна составить таблицу по одной природной зоне по плану.
Географическое положение природной зоны.
Природные особенности.
Климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Деятельность человека.
Задание 6.
Представление таблиц.
Задача 7.
Рефлексия. Итог урока.
Понравился ли урок.
Как вы оцениваете свою работу на уроке.
Как работали ваши одноклассники.
Что узнали нового на уроке.