Презентация Неуспевающие учащиеся: особенности организации учебного процесса
Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением.
Внешние и внутренние причины неуспеваемостиВнешние:социальные; "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). - несовершенство организации учебного процесса на местах.
Внутренние:дефекты здоровья школьников;низкое развитие интеллекта;отсутствие мотивации учения;проблема слабого развития волевой сферы. "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". К.Д. Ушинский
Система работы с неуспевающими детьми{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы формирования положительного отношения к учению Формируемые отношения1-й этап2-й этап3-й этапК содержанию учебного материалаНаиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимостиЗанимательный материал, касающийся сущности изучаемогоСущественный, важный, но не привлекательный материалК процессу учения (усвоения знаний)Действует учитель - ученик только воспринимаетВедущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процессаВедущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процессаК себе, своим силамПоощрение успехов в учебе, не требующей усилийПоощрение успехов в работе, требующей некоторых усилийПоощрение успехов в работе, требующий значительных усилийК учителю (коллективу)Подчеркнутая объективность, нейтралитетДоброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствиеИспользование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды помощи в ученииКонтроль подготовленности учащихсяСоздание атмосферы особой доброжелательности при опросе.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.Предложение учащимся примерного плана ответа.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалойИзложение нового материалаПоддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаВиды помощи в ученииСамостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действийОказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Профилактика неуспеваемости{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаАкценты в обученииКонтроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Акценты в обученииСамостоятельная работа учащихся на уроке и в письменных работах. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учениковПрофилактика неуспеваемости
Памятка "Психотерапия неуспеваемости""Не бить лежачего". Не более одного недостатка в минуту. "За двумя зайцами погонишься".Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.Не скупитесь на похвалу.Техника оценочной безопасности. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.8. Не искушайте его невыполнимыми целями.9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.10. Сравнивайте достижения.
Спасибо за внимание!